Найти тему
Русские сюжеты

Душа Учителя или мгновение из школьной жизни

За окном уютного кабинета, где занимались первоклашки, раскинулась осень. Высокие разлапистые сосны, которые стояли под окнами, давали тень от солнца, которое ещё щедро дарило своё тепло. Через дорожку стояли клёны, которые уже начали встречать осеннюю пору. Их резные листики слегка тронули жёлтые и тёмно-красные краски. Они трепетали ими на лёгком ветерке. Хризантемы и астры гордо стояли рядом с клёнами на клумбах. Цветы своим разноцветьем и неповторимыми запахами наполняли атмосферу школьного двора. Ветерок - озорник заносил в тишину класса волшебные ароматы природы. Сквозь ветви сосен то там, то тут на партах играли солнечные пятнышки. Было спокойно и тепло. Шёл урок.

Алёшка старался и даже пыхтел, но буквы, которые он выводил в прописях, не получались. Он останавливался и смотрел на образец. Да, отличие было существенное. Задача!

У соседки по парте – Наташи выполнять задание получалось гораздо лучше. Алёшка, перешагнув через мальчишескую солидность, пару раз украдкой глянул в её тетрадку. Причину он понять не мог. Дома, когда готовился к школе, буковки были хорошие. Не идеал, конечно, но нормально смотрелись в тетрадке. Здесь, в классе, его что-то беспокоило, поэтому и не получалось.

Что же не так? Наверное, подумал мальчик, ему будет не очень приятно, если эта красивая и добрая девочка увидит его кривые буквы. Они с Наташей сидят на второй парте уже месяц. Она всегда хорошо относится к нему. Ему приятно, что у него такая соседка и что у них складываются хорошие отношения. Он даже защищает девочку, чтобы другие мальчишки её за косичку не дёргали. Сам себе такого никогда не позволял! Вот ещё Генка – его дружбан, если увидит, тоже будет потешаться над ним. Нет, Гена хороший. Они всегда вместе, делятся игрушками, конфетами. Даже в играх поддерживают и секреты свои рассказывают друг другу. Но Генка какой-то смешливый. Что-то не так и он начинает смеяться тихо, по-доброму широко раскрыв рот. После с улыбкой объяснит, что же его так развеселило. Он на него не обижается, но сейчас его бы смеха не хотелось.

Алёшка замер над тетрадкой, размышляя над той засадой, которая его настигла.

Тут на его плечо тихо легла тёплая рука учителя Надежды Васильевны.

- Что ты остановился, Алёша? – спросила она, посмотрев в тетрадь.

Мальчик поднял на неё лицо, на котором читалась грусть.

- Не получается, - тихо ответил он, чтобы никто не услышал.

Надежда Васильевна погладила его по голове, наклонилась и в тон ему тихо спросила: Кто тебе сказал, что не получается?

- Ну, вот и вот, - потыкав пальцем в тетрадь, ответил мальчик, показывая неудачные экземпляры букв.

- А почему ты не показываешь красивые буквы? – спросила учительница, указав в разных строчках несколько разных букв, - Смотри, как хорошо они у тебя получились. Ровные и читаются легко. Наверное, ты сидел правильно и думал только о том, как ты можешь красиво писать буквы. Всегда смотри и радуйся тому, что ты умеешь хорошо делать и старайся сделать это ещё лучше. А если что-то не получается – не расстраивайся. Ты ведь не сразу научился ходить, а сейчас этого даже не помнишь и уверенно можешь пойти куда захочешь. Поэтому красиво и правильно писать научишься. Ты ведь сможешь?

Надежда Васильевна посмотрела ему в глаза. Её тёплая рука лежала на его плече, в глазах светились добрые огоньки, лёгкая улыбка и внимание были адресованы только ему. К ароматам цветов и деревьев прибавился тонкий запах духов, который сопровождал учителя. Это создавало свой маленький, доверительный мир, придавало уверенности, потому что этот взрослый, красивый и умный человек верит в тебя и твой успех.

- Я смогу, - сказал Алёшка с загоревшимися глазами, - Сейчас, сейчас.

- Ты всё сможешь, - ответила она, - Садись удобно, вот так, ручку, локоть на стол и работай спокойно.

Удивительно, но вот Алёшка повернулся, приосанился, и появилось такое чувство, что у него за спиной выросли крылья. Он начал с новой строчки писать буквы, которые ровным и красивым рядом заскользили по строке. Мальчик поднял сияющее лицо. Надежда Васильевна стояла рядом с ним и улыбалась так, будто увидела чудо!

- Молодец! – сказала она тихо, - Пиши и с каждой строчкой будет ещё лучше.

Она погладила его по плечу и пошла дальше. Алёшка писал и удивлялся, потому что новые буквы получались очень похожими на образец. Временами он поднимал голову и, встречаясь взглядом с учительницей, улыбался, получая в ответ тёплую улыбку, от корой на душе становилось хорошо, и появлялась большая уверенность.

В День учителя Алексей Николаевич вновь вспомнил тот прекрасный далёкий день, свой первый класс и первую учительницу, которая помогла преодолеть препятствие, поверить в себя и дала душевную поддержку.

Прошли десятилетия. Он стал руководителем отдела на большом предприятии. Разные люди и ситуации были, только Алексей всегда старался поддержать тех, у кого не получался первый шаг, своим добрым отношением и вниманием. Ведь так его научил первый учитель, подарив частичку своей доброй и великой души.

А Вы помните свою Первую учительницу?