В рамках Всероссийской недели безопасности дорожного движения брифинг для журналистов местных СМИ провел заместитель начальника ОГИБДД ОМВД России «Балахнинский» капитан полиции Михаил Валентинович ФЕДЯЕВ. Он рассказал о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма и принимаемых мерах профилактики на территории Балахнинского округа.
Неделя безопасности дорожного движения традиционно проводится в сентябре, в начале нового учебного года. По статистике, именно в это время возрастает детский дорожно-транспортный травматизм. Задача взрослых – предотвратить ДТП с участием детей. На этом акцентировал внимание капитан полиции М.В. Федяев. И вот о чем он рассказал.
УДАЛОСЬ СНЯТЬ УГРОЗУ БЕЗОПАСНОСТИ
– В неделю безопасности предусмотрена работа сотрудников ГИБДД, в частности, сотрудников ДПС, которые в утреннее время дежурят возле школ. Например, одно из проблемных мест в Балахне – школа №9. Некоторые родители пренебрегают правилами, останавливают автомобили прямо на пешеходном переходе, чтобы высадить своих детей, и, соответственно, ставят под угрозу жизнь и здоровье других. Наши сотрудники два дня подряд там несли дежурство, и два дня подряд привлекали к административной ответственности родителей-нарушителей. Я потом проверял – такого безответственного поведения уже нет. Изначально нарушители ссылались на то, что нет места для парковки. После того как мы применили к ним санкции, и место нашлось, где можно безопасно высадить своего ребенка, чтобы он спокойно дошел до школы.
Такая работа проводится не только в неделю безопасности, а на постоянной основе. Наблюдаем и за другими школами. Если видим, что там какие-то негативные ситуации происходят, то реагируем, направляем туда сотрудников, чтобы навели порядок. Были в практике случаи, что выявляли и нетрезвых родителей, которые привозили детей в школу.
НУЖНЫ ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
За 8 месяцев 2024 года на территории Балахнинского округа снизилось количество ДТП с участием детей, и это радует. Всего произошло 8 ДТП, а в 2023 году за аналогичный период было 16. Но тревогу вызывает то, что выросло количество дорожных происшествий по вине самих несовершеннолетних. Если за 8 месяцев этого года было ровно, как в прошлом году, – 4, то в середине сентября одно за другим произошли еще два ДТП с участием несовершеннолетних.
Так, 16 сентября в 7 часов 46 минут на ул. Некрасова возле д. №23 водитель, 1999 г.р., управляя автомобилем ВАЗ 21120, совершил наезд на 12-летнюю девочку. Она перебегала дорогу перед близко идущим транспортом. На ул. Некрасова нет пешеходных переходов, но они должны быть по проекту организации дорожного движения. Будем обращаться в местную администрацию, чтобы пешеходные переходы там обустроили в соответствии с требованиями нормативных документов.
Мы просмотрели видеозапись с регистратора автомобиля и увидели всю картину произошедшего. Девочка, ученица школы №3, выбежала из-за встречной машины, водитель не успел среагировать. Но по сути, можно сказать, ей повезло: зеркалом лишь задело рюкзак, и девочка упала. Наезда не было, школьница только ушибла колено. Она была доставлена в ЦРБ, осмотрена и отпущена. Однако все решали доли секунды. Машина ехала с приличной скоростью, и если бы девочка попала на капот, травмы были бы очень серьезными.
С ВЕТЕРКОМ, АВАРИИ НАВСТРЕЧУ
Второй случай ДТП с участием несовершеннолетнего произошел двумя днями раньше, 14 сентября. На ул. Орджоникидзе (Крюковка) 17-летний подросток на мотоцикле «Кайо» двигался по дороге общего пользования. В 16 час. 40 мин. в районе д. №29 водитель, 1976 г.р., управляя автомобилем ВАЗ 2104, при выезде с второстепенной дороги, не заметил мотоциклиста из-за припаркованного транспортного средства и совершил столкновение. Несовершеннолетний мотоциклист получил тяжелую травму правой ноги, находится на лечении в стационаре областного центра. Мотоцикл ему купили родители.
Сценарий подобных случаев практически у всех одинаковый. Подросток просит у родителей купить мотоцикл, потому что у друзей есть, обещает ездить на нем где-то в лесополосе, вдали от другого транспорта. Действительно, там он и катается, но недолго. Хочется поездить по дорогам. И подростки выезжают, не имея прав управления, не имея представления о правилах дорожного движения, и вот печальный итог – дорожно-транспортное происшествие.
Мотоциклисты, как правило, идут с превышением скорости, считая, что ограничения – не для них. Практически у всех мотоциклистов стремление выжать из мотоцикла всю мощь, разогнаться до скорости предела. Но есть ограничения движения по городу. И статистика показывает, что мотоциклисты попадают в ДТП из-за превышения скорости, а также из-за того, что любят маневрировать между машинами, не соблюдают боковой интервал. Надо отметить, что в этом году в области резко увеличилось число ДТП с участием мотоциклистов вообще, и что вызывает особую тревогу – с несовершеннолетними, управляющими мототехникой.
Привлекаем к ответственности как самих несовершеннолетних нарушителей, так и их родителей за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей. Взрослые сами купили эту технику, разрешили подростку на ней кататься, а потом охают, почему беда случилась? А ведь сами создали все условия, чтобы ребенок попал в ДТП.
БЕСПЕЧНЫЕ ПОДРОСТКИ ЗА РУЛЕМ
Задержаны за летний период 11 несовершеннолетних на мототранспорте и 7 подростков, управлявших автомобилями. Это ребята в возрасте, как правило, от 16 до 18 лет, но есть и те, кто еще не достиг 16-летнего возраста. Без спроса берут у родителей машину и на свой страх и риск, без прав управления и с минимальными навыками едут на ней кататься. Например, в д. Постниково подросток взял у отца автомобиль, поехал на нем, врезался в забор и скрылся. Был один случай, когда ребенок был за рулем, а рядом сидел его безответственный родитель, доверивший управление несовершеннолетнему, не имеющему водительского удостоверения.
Конечно, чтобы дорожных аварий с детьми было меньше, надо больше работать с родителями. Бывают случаи, когда не родители покупают мототехнику, а дети сами денег заработали. Подержанный мопед не такой и дорогой, его можно за 10 тыс. купить. Родители говорят, что не знали о такой покупке, но лукавят, чтобы уйти от ответственности.
Недавно у нас было ДТП, где виновный скрылся. На ул. 40 лет Пионерской организации около филиала школы №14 женщина ехала на велосипеде, и 15-летний подросток на мотоцикле совершил на нее наезд. Он испугался и скрылся, но его быстро выявили. Очевидец происшествия вскоре увидел этот мотоцикл, стоящий у дома на ул. Р. Пискунова, и нам об этом сообщил. Оказалось, подросток на мотоцикле приехал к подруге. Велосипедистка была доставлена в больницу, к счастью, травмы оказались несерьезными.
ПО БЕЗОПАСНОМУ МАРШРУТУ
Что касается безопасного поведения детей на дорогах, то хотелось бы, чтобы учреждения образования проявляли активность в работе. Вопрос актуальный, практически в каждой школе есть дети, пострадавшие в ДТП. И работать нужно непрерывно. Дети в первую очередь должны знать, где и как идти безопасно.
Хочется порекомендовать родителям обозначить каждому школьнику свой безопасный маршрут: не полениться пройти с ребенком от дома до школы, и объяснить на примере, где и как он должен переходить дорогу. Как правило, всем по пути нужно перейти проезжую часть. Объясните школьнику, что нужно обязательно выбрать место, где есть пешеходный переход. Если пешеходных переходов несколько, надо выбрать наиболее безопасный, например, где имеется светофор.
К сожалению, и на пешеходных переходах совершаются наезды, поэтому дети, прежде чем перейти дорогу, должны убедиться в собственной безопасности. Расскажите им о тех дорожных ловушках, которые могут случиться. Например, все автомобили остановились, пропуская пешеходов, но в это время какой-то лихач мчится либо по встречной полосе, обгоняя всех, либо по обочине. Таких случаев немало, когда человек вроде уже перешел через дорогу, оказался на обочине, и тут вдруг выскакивает какой-то торопыга. Он не успевает затормозить и совершает наезд. В Балахне таких случаев было предостаточно. Собственно, безопасные переходы – надземные или подземные, где мы не пересекаемся с транспортом. На других надо быть бдительным.
В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ ОПАСНЕЕ
Нередко наблюдаем, как после уроков дети выскакивают на улицу и бегут через дорогу там, где им ближе, а не там, где безопаснее. Недавно были задержаны трое несовершеннолетних пешеходов, которые переходили дорогу в неположенном месте. Мы и на родителей в таких случаях составляем протоколы. Кроме того, сразу же в школе проводим мероприятие по безопасности дорожного движения, объясняем другим учащимся, чтобы так не делали.
ГИБДД – единственная служба правоохранительных органов, где создано специальное подразделение по профилактике правонарушений – по пропаганде безопасности дорожного движения, которая активно работает. В основе каждого ДТП – нарушение правил. Наши сотрудники закреплены за каждой школой, дошкольным учреждением, и посещают их на постоянной основе. Мы считаем, что это очень важная работа. Если не воспитывать с детства навыки безопасного поведения, то ситуация на дорогах усугубится.
Проводим различные масштабные акции, привлекаем к участию в них ЮИД. Такой отряд есть в каждой школе. Дети с удовольствием выходят с нами на дорогу, принимают участие в наших профилактических мероприятиях. Благодаря этому и снижение идет по количеству ДТП. Активность пропаганды безопасности на дорогах у нас одна из лучших в области. Если взрослые видят, что школьник нарушает правила дорожного движения – надо сделать ему замечание для его же блага, чтобы ребенок не попал в беду. Безразличие взрослых приводит к тому, что ребенок привыкает нарушать правила, и это заканчивается тем, что он становится участником ДТП.
С МАМОЙ ЗА РУКУ, НА КРАСНЫЙ СВЕТ
И самое плохое, когда родители идут с ребенком и сами нарушают правила, подавая плохой пример. Бывает такое, что ребенок говорит родителю, что нельзя здесь переходить, но взрослый тянет его за руку. Я в неслужебное время был свидетелем того, как мать с ребенком переходила дорогу по пешеходному переходу. Мальчик сказал матери, что на красный свет идти нельзя, но она потянула его за руку со словами: «Да ладно, машин нет, пойдем». Я сделал ей замечание, что ребенок прав, и в ответ услышал: «Какое ваше дело? Не вмешивайтесь». Но нельзя так. Начиная с детского сада идет работа по профилактике детского травматизма. И родители не должны подавать плохой пример: ребенок будет поступать, как его близкий и родной человек, а не так, как учили в садике или школе. Если нет твердых навыков, то когда ребенок будет переходить дорогу один, сможет ли он разобраться в сложной дорожной ситуации? Очень важно приучать к правильному поведению на дороге.
ШТРАФ ДЛЯ ПЕШЕХОДА
С пешеходами-нарушителями труднее работать, чем с водителями. У водителей при себе документы, у пешеходов, как правило, нет. Они начинают врать, чтобы избежать наказания, называют не тот адрес, имя или фамилию. Однако инспектор всегда проверяет по базе данных, прежде чем составить протокол, и видит, что такого человека не существует. Приходится долгое время с этими нарушителями возиться, пока не услышишь правильный ответ. Однако если человек раньше к ответственности не привлекался и осознает, что нарушил правила, то протокол можно не составлять, а отделаться предупреждением. Что мы и делаем.
И еще хочется обратиться к пешеходам. Наступает трудный период, когда рано темнеет, снежного покрова нет, и в темноте чаще совершаются наезды на пешеходов. Если еще и дождик прошел, видимость становится практически нулевой. Водитель видит пешехода прямо перед капотом, когда избежать наезда уже нельзя. Призываем пешеходов пользоваться световозвращающими элементами, особенно на дорогах вне населенных пунктов.
Л. ЧИСТЯКОВА
Фото С. ПАНФИЛОВОЙ