Темные своды храмов хранят суровое молчание. На базальтовых алтарях прямо у ног богов, черными обсидиановыми ликами глядящими в пустоту, курятся ароматные смолы – мирра, олибанум… А рядом, под роскошным пологом, в царственных покоях вельмож и фараонов разливаются прохладные ноты камфоры и пряность кардамона… Масляные благовония втираются в кожу и волосы, сжигаются во время ритуалов и сопровождают людей в последний путь, ведь их используют и во время мумификации.
Все пропитано запахами – и жизнь, и смерть. И нет между ними границы. Аромат окутывает тайной. Но мы попытаемся приподнять ее полог и представить – как же пахло тысячи лет назад в Древнем Египте.
Древнеегипетские благовония и Клеопатра: сила запаха
На самом деле в древности не было четкого разделения ароматических веществ на парфюмерные и ритуальные, на те, что сжигались, и те, что использовали как косметику. Всё это называли благовониями. Дело в том, все эти вещества готовили из похожего набора ингредиентов, и любую благовонную мазь или крем, которыми женщины (да и мужчины) ароматизировали кожу и волосы, можно было сжечь как подношение богам в святилище. Хотя для этой цели все-таки чаще использовали твердые благовония, например, смолы.
Конечно, многие из рецептов ароматических смесей древности сейчас утеряно, но все-таки в общих чертах представить тот самых запах мы можем. Несколько лет назад ученым, наконец, удалось примерно восстановить знаменитые духи Клеопатры – пожалуй, самой известной царицы Древнего Египта.
Об этом аромате действительно ходили легенды. Хронисты того времени писали, что на встречу с Марком Антонием, ее будущим мужем и временным правителем Римской империи, Клеопатра прибыла на корабле, паруса которого насквозь были пропитаны необычайно соблазнительным парфюмом, аромат которого разносился на многие километры вокруг.
Конечно, не менее приятно пахло и от самой царицы, у которой в Александрии – ее столице – при дворе была собственная парфюмерная мастерская, где трудились лучшие парфюмеры и аптекари Египта, создавая настолько изысканные ароматы, что перед Клеопатрой не мог устоять практически ни один мужчина. А ведь, согласно сохранившимся портретам и описаниям правительницы, она была далеко не красавицей. Вот и представьте себе силу ее ароматов.
Из чего же делали те самые духи и благовония?
Основой ароматической смеси была мирра — ароматная смола, которую добывают из коры деревьев рода Коммифора, что с древности росли в Африке и Аравии. Сама по себе эта смола уже имеет довольно устойчивый и сильный запах, но египтяне к ней добавляли другие ароматные вещества - кардамон, камфору, корицу, и конечно, оливковое масло. Его использовали как основу, связующую базу парфюма.
В результате получалось нечто вроде масляной массы, которую тщательно втирали в кожу, а также наносили на волосы и парики. Да-да, у египтян была распространена практика брить голову на лысо, причем делали это как мужчины, так и женщины, причем именно знатные.
Изначально обусловленная жарким климатом, эта практика постепенно стала отображать социальный статус человека в обществе. Брить голову и носить красиво причесанные и благоухающий парик стало отличительно чертой знати и царей. Так что на всех изображения фараонов и цариц с пышными черными локонами мы видим не натуральные волосы этих личностей, а ухоженные парики.
Но мы отвлеклись. Давайте вернёмся к благовониям. Тем, которые сжигали, использовали в ритуалах и жреческой магии.
Дары богов. Дары богам
Найдены множество барельефов и папирусов, которые изображают процесс воскуривания благовоний. Все они говорят об особой значимости ароматических смесей в ритуалах Древнего Египта.
Сжигаемые благовония были не просто частью быта и культуры египтян. Они символизировали жизненную силу и даже считались одушевленным представлением божеств. Фараоны занимались выращиванием благовонных растений, а для нужд храмов и заупокойных обрядов из загадочной страны Пунт доставляли драгоценные смолы.
На более глубоком уровне благовония не просто придавали благоухание, они словно воплощали в себе само божественное присутствие, источая “дух божеств”.
Вот как храмовый текст из “Ритуала Амона” отражает эту мысль о благовониях, которые словно истекают из самой сущности солнечного бога Амона:
“Приходящий Бог облачён в убранство, его тело наполнено дымом благовоний. Это аромат самого Бога, распространяющийся от его плоти - пот Бога касается земли, дарованный всем божествам… Это око Гора. Если оно цело, люди живут; твоя плоть полна жизни и конечности полны силы.”
Найдены и рецепты храмовых благовоний. Например надписи на стенах храма Гора в Эдфу гласят: лучшая мирра происходит непосредственно из “глаз Ра”, в то время как другие виды мирры связаны с такими частями как глаз Тота и Осириса, спина Гора, “божественные конечности” или кости богов.
Были в Египте и боги покровители-ароматов: Мерехет – богиням мазей, Чесмоу - покровитель парфюмерии, Нефертум - львиноголовый бог, описанный как «цветущий лотос в ноздрях Ра».
Так, посредством аромата, пересекались разные планы бытия – мир смертных и мир богов, прекрасные мифические поля Иалу – аналог библейского Рая - и шумные городские улицы Александрии… Люди жили и умирали, окутанные сонмом запахов, которые дарила им сама Природа. И к этой тайне мы можем прикоснуться и сегодня – стоит только зажечь любимую ароматическую палочку или бросить пару кусочков ладана в кадильницу.
Анастасия Проскурина