Найти в Дзене

Как выбрать монитор для дома. Очень подробный разбор!

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ

Выбор настольного компьютерного монитора может показаться простой задачей. На первый взгляд, это всего лишь экран – выбирай, что нравится. Однако на практике все оказывается гораздо сложнее. Монитор имеет множество важных характеристик, которые влияют на комфорт использования, и выбор подходящей модели может стать более сложным, чем выбор нового смартфона, процессора, видеокарты или материнской платы.

Помимо определения бюджета, необходимо четко понимать, для каких задач вы будете использовать компьютер, а затем изучить десятки рабочих параметров монитора. Важно уметь отделить маркетинговые уловки от реальных характеристик, не полагаться на красивые изображения с сайтов производителей и не расстраиваться из-за единичных негативных отзывов.

Ситуацию усложняют распространенные мифы и стереотипы, которые за последние 10-20 лет прочно укоренились в сознании пользователей. Некоторые из этих заблуждений продолжают поддерживаться производителями, что сбивает с толку покупателей.

В этой статье мы кратко, но содержательно рассмотрим ключевые параметры мониторов, дадим полезные рекомендации и постараемся прояснить, на что действительно стоит обращать внимание при выборе компьютерного монитора.

НА КАКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ И КАК ВЫБРАТЬ?

Прежде чем мы поговорим про цели при выборе настольного монитора и дадим рекомендации по основным характеристикам наиболее подходящих моделей, для начала пройдёмся по самым важным характеристикам, на которые стоит обратить своё внимание:

ДИАГОНАЛЬ ЭКРАНА

Диагональ монитора — это его размер, который измеряется в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см). Современные настольные мониторы обычно имеют диагональ от 23,5 до 49 дюймов. Однако "больше" не всегда означает "лучше", и "меньше" — не обязательно "хуже". Оптимальный выбор зависит от ваших задач, размеров рабочего стола, расстояния до экрана и даже остроты зрения.

Также важно учитывать соотношение сторон экрана, которое определяет его ширину и высоту. Например, монитор с диагональю 32 дюйма и классическим соотношением 16:9 будет выше, чем ультраширокий 49-дюймовый дисплей с соотношением 32:9.

Давайте рассмотрим основные категории диагоналей:

  • 19–22 дюйма — это бюджетные офисные модели, которые редко подходят для домашнего использования. Чаще всего их применяют в корпоративных средах, например, в отделах продаж или в общепите. Для дома в 2023 году такие мониторы уже не актуальны.
  • 23,5–25 дюймов — универсальные модели, подходящие тем, у кого ограничен бюджет или рабочее пространство. Эти мониторы легко удерживаются в поле зрения, что делает их популярными среди профессиональных киберспортсменов. Однако многие пользователи все же предпочитают более крупные экраны.
  • 27–28 дюймов — самый востребованный размер среди геймеров и профессионалов разных сфер. Хотя поначалу такой монитор может казаться большим, вы быстро привыкнете и вряд ли захотите вернуться к меньшим диагоналям.
  • 29 дюймов — редкий размер для ультрашироких дисплеев с разрешением 2560 х 1080 пикселей. Эти модели подходят тем, кто не предъявляет высоких требований к плотности пикселей и современным технологиям.
  • 31,5–32 дюйма — популярный выбор для тех, кто хочет больше пространства на экране. Варианты с разрешением WQHD (2K) подойдут для комфортной работы, но Full HD на такой диагонали уже не лучший вариант.
  • 34–38 дюймов — ультраширокие модели с соотношением сторон 21:9 и 24:10. Эти мониторы обеспечивают широкое рабочее пространство и подойдут как для игр, так и для профессиональных задач, требующих отображения множества элементов на экране.
  • 40 дюймов — новейшие модели с ультраширокими экранами и разрешением 5K (5120 x 2160 пикселей). Они подойдут тем, кому нужно больше пространства, чем могут предложить 32-дюймовые 4K мониторы. Модели с разрешением 3.5K (3440 x 1440 пикселей) не рекомендуются из-за низкой плотности пикселей.
  • 42 и 48 дюймов — мониторы с разрешением 4K UHD и соотношением сторон 16:9. Такие модели подходят для тех, кто нуждается в большом экране и не хочет использовать масштабирование, например, для трейдеров или пользователей, работающих с несколькими окнами.
  • 43 и 49 дюймов — это крупные ультраширокоформатные дисплеи с соотношением сторон 32:10 и 32:9. Они подойдут геймерам, которым нужно большее поле обзора, и профессионалам, требующим большого рабочего пространства без необходимости масштабирования интерфейса.
Соотношение диагонали в дюймах к сантиметрам
Соотношение диагонали в дюймах к сантиметрам

СООТНОШЕНИЕ СТОРОН

Соотношение сторон экрана — это пропорция его ширины к высоте. Она определяет геометрию изображения: экран может быть более квадратным или, наоборот, сильно вытянутым по горизонтали.

Широкоформатные мониторы включают в себя модели с соотношением 16:9 и 16:10, а ультраширокие — это дисплеи с пропорциями 21:9, 24:10, 32:9 и 32:10. Соотношения 3:2, 4:3, 5:4 и 1:1 считаются устаревшими и редко используются в современных мониторах.

  • 3:2, 4:3, 5:4, 1:1 — эти форматы были популярны до середины 2000-х годов. Сегодня такие модели встречаются крайне редко, и некоторые производители экспериментально выпускают дисплеи с пропорцией 1:1, но спрос на них минимален.
  • 16:9 и 16:10 — формат 16:10 за последние годы потерял популярность, а 16:9 остаётся самым универсальным и востребованным вариантом. Если вам не требуется увеличенное рабочее пространство, 16:9 — оптимальный выбор.
  • 21:9 и 24:10 — это ультраширокие форматы, которые обеспечивают увеличение рабочего пространства примерно на 35% по сравнению с 16:9 и 16:10, что делает их особенно удобными для профессиональных задач. Хотя эти мониторы имеют преимущества и для обычных пользователей, не всем подойдут их габариты и цена качественных моделей.
  • 32:9 и 32:10 — эти форматы представляют собой экраны, эквивалентные двум стандартным мониторам с соотношением 16:9 и 16:10, объединённым в один дисплей. Такие модели подходят для пользователей, которые хотят избавиться от черных рамок при использовании нескольких мониторов, создавая более комфортное рабочее пространство с правильным изгибом экрана (все такие мониторы, как правило, изогнуты).
-2

РАБОЧЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ

Рабочее разрешение экрана определяется количеством пикселей по ширине и высоте монитора и является одной из ключевых характеристик. Оно влияет на нагрузку на систему, комфорт использования и возможность увеличения или уменьшения рабочего пространства без ущерба для читаемости элементов интерфейса. Разрешение также напрямую связано с четкостью изображения, но бесконечное увеличение разрешения не всегда оправдано — это требует пересмотра подходов к разработке программного обеспечения и повышает нагрузку на компьютерные компоненты.

Рассмотрим основные варианты разрешений современных мониторов:

  • Full HD/FHD (1920 х 1080 пикселей) — самый популярный и универсальный формат. Он удовлетворяет базовые потребности, минимально нагружает систему в играх, обеспечивая высокий FPS. Чаще всего встречается на мониторах с диагональю от 21 до 27 дюймов, хотя можно найти и модели с диагональю 32 дюйма.
  • WQHD/2K (2560 x 1440 пикселей) — разрешение, которое активно набирает популярность. Оно обеспечивает более высокую плотность пикселей, улучшает четкость изображения и увеличивает рабочее пространство. Большинство качественных мониторов с диагональю 27 дюймов предлагают именно WQHD. При этом это разрешение не требует масштабирования операционной системы в большинстве случаев и остается оптимальным выбором для тех, кто хочет повысить качество изображения без сильной нагрузки на ПК.
  • UWQHD/3.5K (3440 x 1440 пикселей) — ультраширокий вариант WQHD, который расширяет рабочее пространство по горизонтали на 35%. Это полезно для работы с профессиональными приложениями и улучшает обзор в играх. Также это разрешение удобно для просмотра фильмов, снятых в формате 2.35:1, поскольку они занимают почти весь экран без черных полос. Обычно встречается на мониторах с диагональю 34 дюйма, реже — от 40 до 45 дюймов.
  • 4К/UHD (3840 x 2160 пикселей) — перспективное разрешение, которое появилось на рынке в 2012 году. Оно обеспечивает высокую плотность пикселей и детализацию, что особенно полезно для работы с графикой, фото и видео. Однако 4K значительно увеличивает нагрузку на систему, как в играх, так и в профессиональных приложениях. На экранах до 32 дюймов 4K обычно требует масштабирования интерфейса, что нивелирует прирост рабочего пространства по сравнению с WQHD.
  • 5К/UHD+ (5120 x 2160 пикселей) — редкое и премиальное разрешение, впервые представленное в мониторах, совместимых с устройствами Apple. Оно предлагает невероятную четкость с плотностью пикселей более 200 ppi, что полезно для работы с MacOS. Однако, из-за необходимости масштабирования, реального увеличения рабочего пространства не происходит в сравнении с 27-дюймовыми WQHD или 4K мониторами, хотя качество графических элементов и текстов значительно выше.

Таким образом, выбор разрешения зависит от ваших потребностей: Full HD остается отличным выбором для базовых задач, WQHD подходит для работы и игр, а 4K и выше — для профессиональной графики и видео с высоким уровнем детализации.

-3

ТИП МАТРИЦЫ

Тип матрицы экрана напрямую влияет на характеристики монитора, включая его преимущества и недостатки. Современные панели делятся на два основных типа: жидкокристаллические (LCD) и панели на органических светодиодах (OLED). В каждом типе есть свои ключевые разновидности матриц.

  • TN+Film — самые доступные среди жидкокристаллических матриц. Обладают высокой скоростью отклика, но при этом страдают от низкой стабильности изображения и плохих углов обзора. В 2023 году они занимают небольшую долю рынка, которая продолжает сокращаться. Эти панели актуальны в основном для профессиональных киберспортсменов, которым нужны модели с частотой обновления 240-500 Гц и разрешением Full HD.
  • IPS-type — универсальные жидкокристаллические матрицы, которые считаются "золотой серединой". Они обладают широкими углами обзора, хорошей цветопередачей и достаточно быстрой скоростью отклика. Основной недостаток — заметный Glow-эффект, проявляющийся в затемнённых участках экрана. Тем не менее, модели на базе IPS встречаются в разных ценовых категориях, что позволяет выбрать монитор под любые задачи и бюджет.
  • *VA — главный конкурент IPS, с основным преимуществом в виде улучшенной глубины чёрного цвета. Это позволяет производителям указывать высокий коэффициент контрастности, что иногда вводит пользователей в заблуждение. У таких экранов слабее выражен Glow-эффект, а цена зачастую ниже, чем у IPS. Однако, кроме улучшенного черного, других значимых преимуществ *VA трудно выделить, а недостатков у этой технологии больше.
  • OLED/QD-OLED — матрицы на органических светодиодах, которые более 10 лет используются в премиальных телевизорах, а в мониторах появились относительно недавно. Панели от LG и Samsung начали использоваться в компьютерных мониторах только с 2020 года, а в игровых моделях — с 2022 года. Эти матрицы обеспечивают глубокий черный цвет, пиксельное управление яркостью, практически идеальную передачу HDR-контента и молниеносную скорость отклика. Однако, они также имеют свои недостатки: сложности с отображением тёмных полутонов, повышенная нагрузка на глаза, нестандартная структура пикселей, что может вызывать проблемы с резкостью. OLED не заменяет IPS и *VA, а выступает как ещё один вариант со своими преимуществами и недостатками.

Каждый тип матрицы имеет свои особенности, и выбор зависит от того, какие характеристики важны именно для ваших задач.

ТИП ПОКРЫТИЯ ЭКРАНА

Существует три основных типа защитных покрытий экрана, которые существенно влияют на восприятие изображения:

  • Глянцевое/полуглянцевое — в чистом виде глянцевое покрытие не используется на настольных мониторах. Производители обычно добавляют антибликовые слои или микродефекты на поверхности, что делает такие экраны полуглянцевыми. Эти мониторы создают яркое, насыщенное изображение с «кристальной» чёткостью, что делает их отличным выбором для фотографов и дизайнеров. Однако они сильно отражают источники света и даже изображение пользователя, сидящего перед экраном, что требует правильного размещения монитора и подходящего освещения. Также на таком покрытии сильно заметны отпечатки пальцев и пыль. Для комфортной работы требуется более высокая яркость подсветки, что может увеличить нагрузку на глаза.
  • Матовое — это грубое антибликовое покрытие с микродефектами на поверхности, которое делает изображение менее ярким и контрастным. Матовое покрытие хорошо подходит для работы с текстом, таблицами и серфинга в интернете, так как не даёт бликов. Обычно используется в бюджетных моделях и дорогих игровых мониторах с высокоскоростными TN+Film панелями.
  • Полуматовое — это промежуточный вариант между глянцевым и матовым покрытиями и самый распространённый тип на рынке. Он предлагает баланс между яркостью и антибликовыми свойствами: изображение выглядит менее ярким, чем на полуглянцевых экранах, но более чётким, чем на матовых. При этом бликов и отражений почти нет, а кристаллический эффект выражен минимально.

СИСТЕМА ПОДСВЕТКИ

Система подсветки используется исключительно в жидкокристаллических мониторах (LCD) и влияет на множество ключевых характеристик, таких как максимальная яркость, цветовой охват, равномерность освещения, безопасность для глаз и поддержка HDR. Подсветку классифицируют по типу источника, расположению и исполнению.

По типу источника:

  • Люминесцентная (CCFL) — ламповая технология, ранее широко применяемая, но теперь не используется из-за больших размеров, высокого энергопотребления и тепловыделения.
  • Светодиодная (LED) — наиболее распространённый тип подсветки в современных мониторах. LED-подсветка отличается компактностью, низким энергопотреблением, меньшим тепловыделением и более экологична по сравнению с CCFL.

По расположению источников:

  • Торцевая/краевая (Edge-LED) — самый популярный вариант, при котором светодиоды расположены по краям матрицы. Считается, что такой тип подсветки может быть менее равномерным, но современные технологии показывают, что эти опасения сильно преувеличены.
  • Прямая (Direct-LED) — светодиоды расположены по всей площади экрана. Этот тип используется чаще в телевизорах, но редко встречается в мониторах.
  • Полноматричная (FALD/Mini-LED) — усовершенствованная версия прямой подсветки, где множество светодиодов делятся на зоны с отдельным управлением яркостью. Это обеспечивает лучшую яркость, контрастность и более качественное отображение HDR-контента.

По исполнению источника:

  • W-LED (White LED) — базовый и самый распространённый тип светодиодов, обеспечивающий стандартный цветовой охват близкий к sRGB. Большинство современных мониторов используют этот тип подсветки.
  • RGB-LED — старый, но дорогостоящий вариант, который обеспечивал широкий цветовой охват и точные настройки. Однако он потребляет много энергии и сейчас практически не применяется.
  • BG-r-LED — альтернатива RGB-LED с использованием синих и зелёных светодиодов и красного люминофора, обеспечивающая высокую яркость и широкий цветовой охват при меньших затратах.
  • PFS-Phosphor/KFS-Phosphor — современный вариант подсветки, где обычные W-LED светодиоды дополняются химическими покрытиями для улучшения цветового спектра. Используется в мониторах с расширенным цветовым охватом до 85-95 % DCI-P3.
  • QD-LED (Quantum Dots) — передовая технология от Samsung, использующая «квантовые точки», которые обеспечивают более широкий цветовой охват (до 100 % DCI-P3 и 95-100 % AdobeRGB). Эта технология активно используется и в игровых мониторах с высокой частотой обновления.

Таким образом, современные мониторы могут быть оснащены как простой Edge W-LED подсветкой, так и более продвинутыми вариантами на базе Mini-LED с квантовыми точками, что существенно влияет на их характеристики и возможности.

-4

ЦВЕТОВОЙ ОХВАТ И ГЛУБИНА ЦВЕТА

Цветовой охват — это показатель, описывающий диапазон цветов, которые может воспроизводить монитор. Проще говоря, это определяет, насколько насыщенными и чистыми будут основные цвета, такие как красный, зелёный, синий, жёлтый, бирюзовый и фиолетовый. Чем шире цветовой охват, тем более насыщенной выглядит картинка. Однако, даже на мониторах с широким охватом, при правильной настройке программного обеспечения и профиля, изображения, созданные в пределах более узкого охвата (например, sRGB), будут выглядеть корректно и естественно.

При выборе монитора по цветовому охвату не стоит полагаться на принцип "чем больше, тем лучше". Важно учитывать специфику вашей работы, требования к отображению цветов и используемые цветовые стандарты. Если монитор нужен для повседневного использования и мультимедийных задач, возможно, яркость и насыщенность будут для вас приоритетными.

Основные цветовые стандарты:

  • sRGB/Rec.709 — стандартное цветовое пространство, которое охватывает более 95 % веб-контента и подходит для работы с фотографиями, создания видео для личного использования, а также для проектов, где требуется соответствие стандартам HDTV и Rec.709.
  • DCI-P3 — кинематографический стандарт, ставший популярным с 2015 года после выпуска первых MacBook с расширенным цветовым охватом. Он обеспечивает более насыщенные оттенки, особенно красные, фиолетовые и зелёные.
  • Adobe RGB — расширенное цветовое пространство, разработанное Adobe в начале 2000-х. Оно подходит для профессионалов, работающих в полиграфии и предпечатной подготовке. Для тех, кто занимается фотографией и просматривает изображения только на экране, этот стандарт не является необходимым, так как лишь немногие мониторы способны воспроизводить такой цветовой диапазон.

Широкий цветовой охват требует поддержки большего количества полутонов для плавных переходов между оттенками. Для стандартного sRGB обычно достаточно 8-битной глубины цвета, а для DCI-P3 и AdobeRGB предпочтительна 10-битная. Чем шире цветовое пространство монитора, тем больше бит нужно для передачи всех оттенков с плавными переходами.

Глубина цвета (битность матрицы)

Глубина цвета определяет количество цветовых градаций, которые может воспроизвести монитор. Это зависит от точности работы контроллера матрицы и количества возможных состояний жидких кристаллов. Чаще всего встречаются мониторы с поддержкой 16,7 миллионов оттенков (8 бит или псевдо-8 бит) и 1,07 миллиарда цветов (10 бит или псевдо-10 бит).

Производители часто применяют технологию FRC (Frame Rate Control, или дизеринг) для создания дополнительных полутонов, что позволяет добиться эффекта 10-битной глубины цвета на 8-битных матрицах. Поэтому на некоторых мониторах можно увидеть описание "8 бит + FRC (10 бит)". В современных моделях качественные "псевдо" 8- и 10-битные матрицы способны выдавать отличное качество изображения.

Важно помнить, что большинство приложений работают в 8-битном режиме, и установка 10-битного режима в драйвере видеокарты лишь даёт возможность перейти на 10 бит в программах, которые поддерживают этот режим. Не стоит ожидать, что включение 10 бит автоматически улучшит картинку — это не так!

ЯРКОСТЬ ПОДСВЕТКИ

Яркость монитора измеряется в канделах на квадратный метр (кд/м²) или нитах (nits). Этот параметр напрямую влияет на восприятие изображения при разных условиях освещения. Важно помнить, что изменение яркости не влияет на сигнал, поступающий с видеокарты. Если монитор правильно настроен, гамма-кривые корректно выставлены, а контрастность отрегулирована, то при правильно подобранной яркости вы сможете чётко видеть все светлые и тёмные полутона, соответствующие внешнему освещению.

Также следует учитывать время зрительной адаптации, которое может занимать от нескольких минут до десятков минут. Не стоит делать выводы сразу после изменения яркости или при первом взгляде на экран. Это распространённая ошибка, когда пользователи оценивают качество изображения "здесь и сейчас". Включение максимальной яркости, вне зависимости от условий, кажется привлекательным, но на самом деле это вредно для глаз. Более правильный подход — адаптировать яркость под условия освещения, чтобы уменьшить нагрузку на зрение.

Особое внимание стоит уделить минимальной яркости подсветки монитора. В тёмных помещениях с минимальным внешним освещением вам может понадобиться яркость всего 80-120 нит, а в некоторых случаях и ниже.

Основные рекомендации по яркости:

  • 250-300 кд/м² — стандартная максимальная яркость большинства мониторов на рынке. Она подойдёт для работы в обычных условиях освещения.
  • 400-600 кд/м² — яркость продвинутых моделей, особенно с локальной подсветкой. Такие мониторы хороши для помещений с плохой светоизоляцией или светлыми стенами.
  • 600+ кд/м² (до 1400-1600 кд/м²) — высокая яркость для сильно освещённых помещений, а также для работы с HDR-контентом на Mini-LED мониторах. Такая яркость помогает сохранить контрастность даже при прямом солнечном свете.

УГЛЫ ОБЗОРА И СТАБИЛЬНОСТЬ КАРТИНКИ

Заявленные углы обзора в технических характеристиках любого монитора – обычная формальность и не более того. Производители лишь указывают вам на то, что монитор под углом в 80-89 градусов (получаем делением заявленных углов на два) в любой из двух плоскостей сохранит цветность изображения, а коэффициент контрастности окажется выше, чем 10:1 (CR>10:1). О реальных же изменениях изображения «под углом» вам придётся судить самостоятельно, в ходе реального использования или проверке монитора в магазине.

· 160° по вертикали и 170° по горизонтали - такие углы обзора характерны для TN-матриц.

· 178° по вертикали и горизонтали - такие углы обзора указаны для большинства моделей мониторов с матрицами *VA и IPS типов, хотя реальная разница между ними будет значительной.

Как правило, чем больше диагональ экрана (при прочих равных), тем хуже углы обзора и ниже стабильность картинки. Это свойственно всем жидкокристаллическим матрицам, особенно представителям TN+Film и *VA. Не зря последние стали делать изогнутыми именно в тот момент, когда индустрия добралась до производства крупных настольных моделей мониторов с диагональю от 30-32 дюймов, а также появления ультраширокоформатных моделей.

ИНТЕРФЕЙСЫ ПОДКЛЮЧЕНИЯ

Здесь рассмотрим основные интерфейсы для подключения монитора к ПК:

  • VGA (D-Sub) — устаревший аналоговый интерфейс с ограниченной пропускной способностью. Используется только для старых систем и мониторов с простыми характеристиками (Full HD, 60-75 Гц).
  • DisplayPort (DP) — современный цифровой интерфейс, широко применяемый для игровых мониторов. Поддерживает передачу как видео, так и звука. Рекомендуется для получения максимальной производительности монитора.
  • HDMI — наиболее популярный интерфейс для подключения мультимедийных устройств, поддерживающий передачу видео и звука. HDMI 2.1 особенно важен для игровых консолей (PS5, Xbox Series X) для достижения 120 Гц при разрешении 4K. Однако для ПК использование последней версии HDMI не всегда необходимо, если есть DisplayPort.
  • USB Type-C — универсальный интерфейс, который позволяет подключить монитор одним кабелем, обеспечивая одновременно зарядку ноутбука, передачу данных и звука. Для полноценной работы требуется поддержка монитором режима DP AltMode и Power Delivery (PD).
  • Thunderbolt 3/4 — интерфейс в формфакторе USB Type-C, обладающий увеличенной пропускной способностью до 40 Гбит/с. Преимущественно используется в устройствах Apple и некоторых Windows-ноутбуках. Thunderbolt отличается от обычного USB Type-C только скоростью передачи данных, поэтому для подключения большинства мониторов среднего уровня достаточно стандартного Type-C.
-5

ДИЗАЙН И КАЧЕСТВО СБОРКИ

Дизайн и качество сборки — с этого часто начинается обсуждение многих мониторов. Но насколько это важно, если вы в основном смотрите на экран (матрицу), а не на её «обертку»? Это вопрос, который стоит обсудить.

Начнём с дизайна. Здесь, как говорится, на вкус и цвет — все фломастеры разные. Каждый выбирает то, что ему нравится. Правильного выбора в этом аспекте, скорее всего, не существует.

Что касается качества сборки, то на рынке есть производители, которые стремятся использовать более качественные пластики и металлы. Другие же, наоборот, экономят на этих материалах. Это, в свою очередь, сказывается на точности подгонки элементов, качестве покраски и других нюансах. Вы можете ознакомиться с фотографиями и отзывами в интернете, чтобы составить представление о качестве материалов и сборки конкретной модели. Но помните, что качественные матрицы не всегда «упакованы» в корпуса из дорогих пластиков или шлифованного металла — бывает и наоборот.

Также стоит учитывать, что качественный и дорогой корпус вовсе не гарантирует лучшего изображения, стабильной цветопередачи, высокой равномерности подсветки или продолжительного срока службы устройства.

Одним важным моментом, который стоит отметить, является сравнение классических рамочных корпусов с современными «безрамочными» моделями. Если вас интересует возможность проявления различных дефектов подсветки, в этой битве выигрывает «классика». Таких решений на рынке осталось немного, но они обычно показывают более высокие результаты равномерности, особенно при проверке на чёрном фоне. С полностью «безрамочными» моделями (без нижней пластиковой накладки) дела обстоят хуже, и за последние годы ситуация не изменилась.

-6

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Некоторые мониторы оснащены дополнительными функциями и элементами, которые расширяют их возможности. Рассмотрим основные из них:

  • Встроенная акустическая система — полезный бонус для тех, кто не может использовать отдельную аудиосистему. Однако, как правило, встроенные динамики не радуют ни качеством, ни громкостью. Исключения встречаются, но их немного.
  • Встроенная веб-камера — позволяет сэкономить на покупке отдельной камеры, особенно если вам не требуется высокое качество аудио и видео. Обычно такие камеры выдвижного типа, с встроенными микрофонами с шумоподавлением и акустической системой в корпусе монитора. Некоторые производители также добавляют дополнительные кнопки управления для удобства во время конференций.
  • USB-порты (USB-хаб) — обеспечивают возможность подключения различных USB-устройств напрямую к монитору. Для функционирования встроенного хаба монитор нужно подключить к стационарному компьютеру через USB Type-A или к ноутбуку через USB Type-C. Эта функция очень удобна, особенно если системный блок расположен далеко.
  • Встроенный картридер — редкая функция, доступная в профессиональных мониторах для работы с цветом. Позволяет использовать встроенное решение для чтения карт памяти вместо внешних SD-ридеров.
  • Дополнительные кнопки или внешний блок управления — могут служить дополнением к основному 5-позиционному джойстику, позволяя быстро вызывать важные функции или регулировать параметры монитора, такие как яркость.
  • Система подсветки внешнего пространства — интересная особенность для любителей RGB-подсветки, которая создает особую атмосферу вокруг монитора или в комнате. Варианты исполнения могут значительно различаться по качеству и эффектности, от «посредственного» до «восхитительного».
  • Функция KVM — позволяет управлять двумя подключенными устройствами с помощью одного комплекта периферии (мыши и клавиатуры). Для ее работы необходимо подключение через USB Type-A и USB Type-C к обеим системам.
  • Функция MST (Daisy-Chain) — позволяет создать цепочку из нескольких подключенных мониторов, минуя прямое подключение второго и третьего мониторов к видеокарте. Эта опция доступна лишь у ограниченного числа бизнес-решений с интегрированным портом DP-Out, и такие решения обычно не предназначены для игр, предлагая стандартную частоту вертикальной развёртки 60 Гц.
  • Система компенсации неравномерности подсветки — программная функция, которая корректирует яркость более светлых участков изображения, чтобы привести их в соответствие с темными. Это достигается путем перекрытия светового потока, что может снижать максимальную яркость, уменьшать коэффициент контрастности и ограничивать динамический диапазон. Хотя такая система может значительно улучшить равномерность яркости и цветовой температуры, её работа не всегда оказывается качественной.
  • Встроенные датчики (уровня внешней освещённости, цветовой температуры, присутствия пользователя) — наличие таких датчиков радует тех, кто предпочитает «умные» алгоритмы корректировки изображения на основе собранных данных. Однако эти системы редко работают идеально и незаметно для глаз. Самая надёжная из них — система обнаружения пользователя, отвечающая за энергосбережение и снижение уровня подсветки или отключение экрана.
  • Поддержка аппаратной калибровки — функция, ранее встречавшаяся только в дорогих профессиональных мониторах. Она обеспечивает открытый доступ к специальной LUT-области для внесения необходимых корректировок цветопередачи с помощью специализированного ПО (обычно от производителя дисплея) и поддерживаемых измерительных устройств. В настоящее время такая возможность присутствует в различных моделях, в том числе и в некоторых игровых мониторах, хотя корректность её работы зачастую оставляет желать лучшего.
  • Встроенный колориметр — уникальная функция, характерная для дорогих решений для работы с цветом. Это выдвижной колориметр (прибор для измерения цвета), который заменяет внешние измерительные устройства для калибровки (до определённого момента и с некоторыми ограничениями). Он позволяет проводить калибровку и верификацию результатов по расписанию в автоматическом режиме, внося все необходимые корректировки в прошивку монитора.

ЦЕНА И КАЧЕСТВО. ЕСТЬ ЛИ ПРЯМАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ?

По-прежнему считаете, что дорогие мониторы всегда обеспечивают лучшее качество изображения и надежность? Увы, это не так. В нашей практике мы не раз сталкивались с проблемами и дефектами на очень дорогих моделях, в то время как среди доступных и популярных моделей можно найти множество достойных вариантов.

Например, равномерность подсветки у монитора стоимостью 20-30 тысяч рублей может быть значительно лучше, чем у устройства за 100-150 тысяч. Качество заводской калибровки на мониторе за 15 тысяч может легко сопоставляться с профессиональными решениями для работы с цветом. Дефекты пластиковых элементов, такие как царапины, неравномерная покраска или «заусенцы», тоже могут встречаться на дорогих моделях.

Думаете, что высокая цена снижает вероятность появления битых пикселей? Это не так. Разница в стоимости может быть вызвана маркетинговыми затратами, уровнем бренда и позиционированием на рынке, а не качеством изображения. Мониторы с одинаковой матрицей могут иметь значительные различия в цене, но в конечном счете вам важна именно картинка, не так ли?

НА ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СМОТРЕТЬ ПРИ ВЫБОРЕ?

При выборе монитора прежде всего определитесь с бюджетом. Затем решите, для каких целей вам нужен новый монитор и насколько важны все предлагаемые функции.

С диагональю и соотношением сторон вы справитесь быстро. Далее выберите рабочее разрешение: старайтесь добиться плотности пикселей не ниже 109-110 ppi. Затем определитесь с типом матрицы. Обычно выбор будет между VA и IPS, а в редких случаях вы можете подумать о OLED.

Если вы работаете с цветом, забудьте про VA и большинство OLED в их текущем исполнении. Вам подойдут только качественные IPS. Профессиональные киберспортсмены могут обратить внимание на новинки на базе TN+Film, а любители комфортной игры снова могут выбрать IPS, но уже в скоростных версиях. Если вас беспокоит Glow-эффект, попробуйте понизить яркость до более комфортного уровня в зависимости от условий освещения. Если это не помогает, выбирайте современные IPS с A-TW-поляризатором или рассматривайте варианты с VA.

В большинстве случаев высокая максимальная яркость не требуется. Значения в 250-300 нит вполне достаточно. Берегите свои глаза. Коэффициент контрастности зависит от типа панели, поэтому не делайте на нём акцент. Он только даст представление о глубине черного цвета, но не отразит реальную контрастность картинки, которая зависит от других параметров.

Углы обзора — не столь важный аспект. Цветовой охват на сегодняшний день будет либо расширенным, либо сильно расширенным. Если вы стремитесь к натуральной цветопередаче, ищите решения со стандартным охватом sRGB среди более старых моделей или современные варианты с качественной эмуляцией sRGB и других цветовых пространств.

Частота обновления — чем выше, тем плавнее изображение. Даже если вы не играете, работать за таким монитором будет приятнее. Многие не понимают этого, пока не сравнят с быстрым монитором.

Заявленная скорость отклика — это малоинформативный параметр, который часто является маркетинговым ходом. Ориентироваться на него можно, но не стоит. Реальную скорость и уровень размытия в движении вы сможете оценить только визуально. В целом, чем выше скорость отклика, тем четче изображение в движении.

Интерфейсы подключения, эргономика подставки, дополнительные функции и удобство управления — все это дело индивидуального выбора. Вы подключите монитор один раз и, скорее всего, забудете об этом. Настроите его положение и, возможно, не будете трогать его несколько лет. Неудобная система управления? Зачем вам каждый день заходить в меню и настраивать что-то? Это лишь отвлекает от работы.

НА ЧЁМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ?

Можно сэкономить на дорогом бренде и выбрать более доступную модель с такой же матрицей. Если у вас есть предвзятость к определенному бренду и вы опасаетесь пробовать другие, выбор за вами. Однако помните, что брак может возникнуть у любых производителей.

Если вы рассматриваете похожие модели с различными подставками, лучше потратить разницу на отдельный кронштейн. Он предложит гораздо больший диапазон регулировок, чем стандартная ножка.

Не планируете использовать современный интерфейс USB Type-C? В таком случае нет смысла переплачивать за него, особенно если монитор поддерживает максимальную мощность зарядки в 10-18 Вт.

Гонитесь за HDMI 2.1 (и тем более полноскоростным без ограничений по пропускной способности), хотя у вас нет современной игровой консоли и даже не планируется ее покупка? Забудьте об этом, он вам не нужен. Для ПК идеально подойдет DP 1.4 с поддержкой функции сжатия без потерь DSC.

Если производитель обещает «идеальную заводскую калибровку», а рядом есть похожий монитор на 20-30 тысяч рублей дешевле, но без таких обещаний, и вас интересует лишь точность цветопередачи, лучше потратьте 3 тысячи на дополнительную калибровку, чем загружать себя «маркетинговыми заявлениями».

Выбираете монитор с сертификатом VESA DisplayHDR более высокого класса? Зря. Лучше сразу купите OLED-монитор или, что еще лучше, OLED-телевизор с диагональю от 55 дюймов для просмотра мультимедийного контента. Вот где вы получите настоящий HDR, а не его убогое подобие на LCD-моделях, даже если они стоят 150-200 тысяч рублей. А что уж говорить о более доступных вариантах! Если вас привлекают высокая яркость и расширенный цветовой охват у передовых ЖК-решений на базе Mini-LED, то покупайте их и наслаждайтесь.

ЧТО ДЛЯ ЧЕГО БРАТЬ?

Теперь давайте быстро рассмотрим цели, которые следует учитывать при выборе монитора, и предложим несколько базовых рекомендаций.

МОНИТОР ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ЗАДАЧ В ОФИСЕ И ДОМА

На рынке настольных мониторов представлен огромный выбор, подходящий для любого бюджета. Для выполнения стандартных задач стоит обратить внимание на модели с матрицами *VA или IPS с разрешением от Full HD до WQHD и диагональю экрана от 23 до 27 дюймов. Выбор диагонали зависит от размеров рабочего стола и расстояния до экрана: чем дальше вы сидите, тем больше должен быть экран.

Не стоит слишком зацикливаться на бренде. Точность цветопередачи будет приемлемой для всех моделей, а если этого окажется недостаточно, любой монитор можно откалибровать. Параметры, такие как цветовой охват, максимальная яркость и коэффициент контрастности, имеют меньшее значение. Правильная настройка монитора под внешние условия освещения сделает его безопасным для глаз, особенно если вы будете регулярно делать перерывы в работе.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ МОНИТОР ДЛЯ ДОМА

Если вы ищете универсальный мультимедийный монитор для дома, обратите внимание на решения с высокой частотой обновления (от 120 Гц) и разрешением не менее 2560x1440 пикселей. Также можно рассмотреть модели с соотношением сторон 21:9, которые позволяют смотреть фильмы без черных полос и увеличивают рабочее пространство в играх.

В этом случае выбор снова будет между *VA и IPS, но среди ультрашироких форматов качественные и быстрые IPS модели чаще встречаются, хотя и стоят дороже. Если вас интересует QD-OLED, такие варианты отлично подходят для развлечений.

Изогнутая матрица формата 21:9 обеспечивает более глубокое погружение и улучшает качество изображения по краям. Широкий цветовой охват также важен, хотя многие новинки ориентированы на цветовое пространство DCI-P3, не всегда достигая 85% покрытия, за исключением более дорогих моделей.

Если вы работаете с несколькими устройствами и одно из них — современный ноутбук с USB Type-C, выбирайте монитор с поддержкой PD и высокой мощностью зарядки (не менее 60 Вт) и DP Alt Mode, а также функциями PiP/PbP. Полезной будет и функция KVM-switch для одновременной работы с несколькими устройствами.

ИГРОВОЙ МОНИТОР

На этом этапе важно понять, кто вы: профессиональный киберспортсмен или любитель игр? В первом случае стоит обратить внимание на быстрые TN+Film модели с диагональю 24,5 дюйма. Эти мониторы уже давно зарекомендовали себя среди профессионалов благодаря высокой скорости отклика в соревновательных играх.

Если требования к скорости не столь критичны, рассмотрите 27-дюймовые WQHD или 34-дюймовые UWQHD мониторы с частотой от 144 Гц и выше. Они обладают расширенным цветовым охватом, высокой яркостью и в большинстве случаев основаны на быстрых IPS матрицах. Исключение составляют изогнутые мониторы серии Odyssey G7/G8 и G9 с SVA панелями, которые не имеют сильного Glow-эффекта, как у IPS.

Самые быстрые IPS матрицы с улучшенной архитектурой класса Ultra Fast можно найти среди 27-дюймовых 360 Гц WQHD дисплеев. Пока доступен только один такой монитор, но в ближайшем будущем ожидается появление новых моделей.

-7

МОНИТОР ДЛЯ РАБОТЫ С ГРАФИКОЙ, ФОТО И ВИДЕО

Здесь всё предельно ясно — выбирайте IPS матрицы. Если позволяет пространство, лучше выбрать 34-дюймовый UWQHD монитор для увеличения рабочей области и комфортности работы. Если нужно еще больше места, можно рассмотреть покупку двух 27-дюймовых WQHD или 4K мониторов. Последние позволяют легко анализировать качество материала без «лупы», но создадут высокую нагрузку на систему, что может сказаться на плавности работы в профессиональном ПО. В некоторых случаях достаточно будет одного монитора.

Сосредоточьтесь на известных брендах и моделях с IPS матрицами, обладающими широким цветовым охватом и возможностями для настройки. Это окажется полезным, если вы планируете дальнейшую калибровку монитора. Остальные функции выбирайте исходя из ваших потребностей и бюджета. Важно помнить, что качество цветопередачи и изображения не всегда зависит от цены монитора. Ключевым параметром остается матрица, а все остальные характеристики — лишь приятное дополнение. Одна и та же панель может встречаться в моделях с ценами, отличающимися в два-три раза, особенно на российском рынке.