Найти тему
Вячеслав Малежик

ВАЛЕРИЙ ПРИКАЗЧИКОВ: Первый сёрф-гитарист СССР

Совсем недавно в разговоре с музыкантами старинной поп-роковой братии вдруг всплыло имя моего доброго друга Валеры Приказчикова, который очень рано трагически ушёл из жизни, оставив о себе, во всяком случае в моей памяти, исключительно положительные воспоминания. Мы с Валерой бок о бок жили в одном номере во время нашей работы в «Голубых гитарах» (1976-77 гг). Он был для меня не только задушевным собеседником, но и наставником, будучи заметно старше меня и имея приличный опыт руководства популярным инструментальным ансамблем «Электрон» (впоследствии «Новый электрон»). Инструментальный квартет Приказчикова - это первый в нашей стране коллектив, который стал играть на электрогитарах и получил широкую известность, исполняя музыкальные композиции, популярные фирменные, советские и народные песни в аранжировке Валерия Приказчикова ещё до появления Битлов!

Квартет "Электрон". В центре Валерий Приказчиков
Квартет "Электрон". В центре Валерий Приказчиков
Я неожиданно поймал себя на мысли, за которую меня будут долго благодарить наши поп-роковые музыканты. О чем это я?
Вы, наверное, помните из школьной программы уравнение Клапейрона - Менделеева? Это пример того когда один и тот же физический или химический закон практически одновременно открывается разными учеными в разных странах. Так вот Валера начал пробовать играть музыку очень похожую на ту, которую потом назовут «сёрфом». Это был его поиск идеального звука и он, конечно, не стремился быть похожим на что-то западное.. Как он мне рассказывал, что о таких ансамблях как «Ventures» или «Вeach boys» тогда в СССР не слышали... Некоторые и не были еще созданы. Вот этот промежуток между примерно 1958 и началом 60-х были для Приказчикова временем поиска своего звука. И уже спустя пару-тройку лет в мире заиграли герои американского «сёрфа» Дик Дейл и Beach Boys. И этот звук удивительно был похож на тот, к которому пришел Приказчиков в результате своих экспериментов с техникой и гитарой.
Поэтому, мы можем говорить о феномене жанра «сёрф-музыки», который возник почти одновременно в СССР и США. Можно ли назвать это эффектом Приказчикова-Дейла (Дик Дейл начал играть в 1959, а первый альбом выпустил в 1962)? Пусть каждый решит сам.
Несмотря на то, в репертуаре коллектива Приказчикова были западные шлягеры, Валера искренне не желал повторять ни Битлов, ни кого бы то ни было еще... Он хотел играть свою музыку. Поэтому, впоследствии даже ушёл из собственного коллектива.
Единственный ли это случай, когда у нас в СССР что-то появлялось раньше или одновременно с Западом? Нет, конечно. Еще в первом составе ВИА «Самоцветы» гитара Валентина Дьяконова звучала по необходимости либо как скрипка, либо как духовой инструмент. Это результат кулибинских талантов Валентина. Такой эффект гитарного звука на Западе появился только через несколько лет.

Как Валера мне рассказывал, он организовал свой первый коллектив практически в 17 лет к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, который прошел в 1957 году. Приказчиков и его ребята стали лауреатами фестиваля. Тогда они играли еще на четырех акустических гитарах. Но уже позже Приказчиков смастерил себе самодельную электрогитару. В этом деле Валера был одним из первых наряду с Юрием Мухиным - первым электрогитаристом Союза. А уже в 1963 году Приказчиков дает название своему квартету - «Электрон».

Замечу, что так как Валера Приказчиков начал свою профессиональную музыкальную деятельность за год до появления на Западе таких групп как «Shadows» и «Ventures», которые стали играть сёрф повсеместно, то «Электрон» стал первым и единственным (на тот момент) отечественным коллективом, игравшим в этом, похожем на сёрф, жанре. И уже через пару лет музыка «Электрона» зазвучал с пластинок «Мелодии». Да, не было энергичной игры на бас-гитаре и барабанах, но это был новый ансамблевый гитарный звук.

Хочу сказать про один из номеров, послушанных мной у «Электрона». Это всемирный хит группы «Animals» - «House of the rising sun»… Так вот, я помню, когда в московском андеграунде в группу принимали нового клавишника, то практически всегда просили его сыграть ставшее классическим соло из «Дома восходящего солнца». И в зависимости от того, насколько близко к Алану Прайсу играл кандидат, принималось решение брать его к себе или нет.

А в своей версии «Дома восходящего солнца» Приказчиков избежал соблазна сыграть так, как у фирмЫ и его клавишник играет свои сугубо электроновские ноты.

Квартет "Электрон"
Квартет "Электрон"

А в 1966 году, не желая подстраиваться и играть чужую музыку, Валера ушел из собственного «Электрона». Он был неимоверно мягким и тактичным человеком. Я не могу себе представить, чтоб Валера Приказчиков с кем-то боролся или конфликтовал. А тихо уйти – это про него. Он организовал новый коллектив, который назвал «Новый электрон». Какое-то время оба ансамбля работали параллельно, но вряд ли «Электорн» без Приказчикова оставался столь же популярным. Ничего нового они не издали. А вот «Новый электрон» записал еще много композиций в аранжировках Валеры. В этом «Новом электроне» поработал и Женя Казанцев, с которым мы потом вместе играли в «Веселых ребятах».

Валера имел большой опыт работы с большими артистами: Муслим Магомаев, Людмила Сенчина, Лев Пильщик, Татьяна Рузавина были среди них. Фирма «Мелодия» недавно выпустила переиздание релиза Муслима Магомаева «Синяя вечность». Примечательно, что указав все аккомпанирующие Муслиму коллективы на этом релизе, в первой песне «Атомный век» коллектив не указан. А это был Валера Приказчиков со своим «Электроном». И послушайте как необычно и свежо звучит аранжировка песни.

Кто привёл в «Голубые гитары» Валеру, я и не вспомню. Скорее всего Игорь Гранов пригласил Приказчикова в качестве звукоинженера, чтобы тот разработал и правильно озвучил рок-оперу Гранова «Красная Шапочка, Серый Волк и «Голубые гитары».

Авторитет Валеры Приказчикова как «рулевого» аппарата был настолько велик, что Игорь Гранов, у которого везде и все было схвачено, выбрал именно Валеру главным куратором при производстве новой аппаратуры, которой Игорь Яклич хотел удивить мир. В своих разговорах Приказчиков убедил Гранова, что он исключительно по науке рассчитает все параметры пульта, а главное - он создаст колонки, которые смогут сформировать в концертном зале такой звук, который можно услышать только в наушниках. И вот Валера, получив добро от нашего шефа, начал мастерить небывалые колонки на какой-то мебельной фабрике. Когда он все это успевал, потому что его трудовая книжка лежала в «Новом электроне» Липецкой филармонии... Колонки получились ну очень габаритными и с чьей-то легкой руки в «Голубых» их называли «Девочки». Наши работьерос, которым надо было носить их на руках, ну очень нелестно отзывались об новшествах Приказчикова. Но «Девочки» звучали отменно и Гранов с чувством гордости рассказывал своим коллегам об умении формировать звук.

"Электрон". На переднем плане В. Приказчиков
"Электрон". На переднем плане В. Приказчиков

Приказчиков, расположившись во время концерта за пультом, очень быстро завоевал уважение всех участников нашего ВИА, а его отзывчивый нрав позволил ему безболезненно влиться в нашу команду. Он не пил, да и не курил и поэтому его поселили с непьюще-некурящим артистом Малежиком. И мы с ним ночь-заполночь вели нескончаемые беседы о жизни, литературе и, конечно, о рок-н-ролле. Я, разумеется, знал о существовании «Электрона» и «Нового электрона», которым руководил Валера на тот момент, совмещая свою работу в «Голубых гитарах». Мы с ним выясняли, какие же стратегические ошибки совершал худрук (читай В. Приказчиков), руля ансамблем в бурном море артистической жизни. Он много высказывал версий, а я мотал на ус, дабы не ошибаться подобным образом, если удастся сделать своё дело. Своё мнение я высказывал в сослагательном наклонении, и в этих разговорах выполнял для Валеры просто функции ушей.

И мы снова слушали записи «Электрона», а иногда я пел свои песни под гитару и рассказывал о своих мечтах играть на сцене свою музыку. И Валера меня, причём очень тактично направлял, помогая найти именно свою дорогу. Наверное, он был главным авторитетом, который сказал, что я не должен стесняться своего голоса (а я очень не любил свой голос на пленке).

Квартет "Электрон": Евгений Гусев, Владимир Морозов, Юрий Юров и Валерий Приказчиков. Женщина – администратор Липецкой филармонии.
Квартет "Электрон": Евгений Гусев, Владимир Морозов, Юрий Юров и Валерий Приказчиков. Женщина – администратор Липецкой филармонии.
- Тебя Господь-Бог наградил узнаваемым голосом и тебе надо найти или сочинить для этого голоса песни, которые будут с ним наиболее эффективно раскрываться, - убеждал меня старший товарищ и я с ним соглашался.

В свою очередь, отдавая должное звуку, который он создал в «Электроне», я спрашивал почему он не использует новые современные примочки, перегрузы, которые появились там, у них на Западе?

- Сыграть на перегруженных гитарах, это пару пустяков. Как сделать такой звук я знаю, но тогда у моего «Электрона» будет совсем другая физиономия.
- Но концерт ведь длится не пять минут. И ты мог бы…
- Да не хочу я ничего мочь. У меня не было и не будет никакой грязи в звуке.

В 80-е то, от чего так стремился уйти Приказчиков начнет становится популярным стилем в панк-роке и металле. Это назовут «гранжем», музыкой нарочито «грязной», сыгранной с перегрузами. Популярность группы «Nirvana» тому подтверждение.

- Понимаешь, эти дисторшены и всякая педальная грязь прячет недостатки, - говорил мне Валера. - А я отшлифовываю свою музыку так, что у неё не остаётся никаких заусенцев.

И я сейчас, переслушав старые номера «Электрона», могу сказать, что ни одной помарки в них не нашёл. Как удивительно корректно сыграны партии гитар, ударных, клавишных. Хотя, мне не очень нравится звук клавиш, напоминая эпоху Ленина и знаменитого электронного инструмента «Терменвокса». Знаете, мне кажется, наши ответственные товарищи, наслушавшись звука «Электрона», долгое время потом рубили на корню звук всяких дисторшенов.

Здорово, что Валера в своих аранжировках не зацикливался только на звуке электрогитары. В «Колыбельной Светлане» убедительно звучит электроорган, а в «Shadow of your smile» очень свежо играет акустическая гитара.

Очень много дельных советов я получил от Приказчикова во время наших непрекращающихся бесед. Его знания, как должен звучать вокал и инструментал помогали ему в звукорежиссерской и практически проектировочной работе, когда он мастерил аппарат (к примеру, в «Голубых гитарах»). Со мной же он был любимым педагогом, курировавшим мою деятельность практически до своего ухода. Мы, после моего увольнения из «Гитар», не терялись и продолжали интенсивно общаться.

К концу 70-х – началу 80-х я, пройдя школу «Веселых» и «Голубых гитар», уже состоял в ансамбле «Пламя». В это же время Валера Приказчиков стал худруком ВИА «Коробейники» и эпоха «Электронов» ушла в историю…

Трагический уход Валеры Приказчикова был для меня тяжелым ударом.

Валера! Я считаю тебя одним из ГЛАВНЫХ людей, повлиявшим на моё становление как музыканта, и как человека! Я тебя по-прежнему люблю и спасибо тебе, что ты был со мною рядом.

Данный текст охраняется законом РФ о защите авторских прав. Любое частичное или полное копирование и воспроизведение без разрешения автора запрещено.