Бесступенчатая трансмиссия появилась еще в 1960-е годы, но по-настоящему популярной стала лишь в XXI веке, когда вариатор стал привычным вариантом коробки передач сначала в японских, а затем и в китайских автомобилях. В модельном ряду JAC вариатор используется в компактном кроссовере JS3 и стильном лифтбэке J7.Несмотря на то, что вариатором уже лет 20 никого не удивишь, вокруг него остается много мифов и заблуждений, а значительное число российских водителей до сих пор опасаются бесступенчатых коробок передач и обходят их стороной.
Как работает вариатор?
Устройство бесступенчатой трансмиссии не назвать сложным. Она состоит из двух шкивов, соединенных ремнем или цепью. В случае с JAC JS3 и JAC J7 речь идет о ремне. Изменение передаточного отношения в такой коробке происходит путем разведения и сведения частей шкивов, в результате чего меняется диаметр, охватываемый ремнем, и передача плавно повышается или понижается. Самый «нежный» узел во всей конструкции — это ремень. При его пробуксовке или перегреве срок службы всей трансмиссии существенно сокращается. Именно с ремнем вариатора связано большинство мифов и заблуждений, которые пугают водителей, но не стоит забывать и про гидротрансформатор, который в бесступенчатых трансмиссиях, как и в классических «автоматах», играет роль сцепления.
Какие ошибки допускают водители?
Вариатор не любит ударных нагрузок. Резкое ускорение с места, длительная пробуксовка на бездорожье, старт с двух педалей, буксировка других автомобилей, старт без предварительного прогрева, резкие переключения из позиций P и N в D, а также длительная езда на высоких оборотах снижают срок службы вариатора.
Например, при резких ускорениях ремень может проскальзывать, в результате чего образуются задиры и стружка, которая действует как абразив на внутренние детали узла. Длительная езда на большой скорости приводит к перегреву механических частей трансмиссии и их износу. Старт с двух педалей грозит перегревом уже гидротрансформатору. И не забывайте про обязательный прогрев! Худшее, что можно сделать на автомобиле с вариатором, — это с пробуксовкой «рвать» с места и долго разгоняться до высокой скорости в режиме «газ в пол» на непрогретой машине. При такой эксплуатации даже самый надежный вариатор не сможет выдерживать повышенные нагрузки..
Естественно, нельзя забывать и о своевременном техническом обслуживании. Вариатор не тот узел, на котором можно экономить, поэтому правило простое: только официальный сервис, качественная трансмиссионная жидкость, рекомендованная производителем, и регулярные ее замены. Для автомобилей JAC JS3 и JAC J7 межсервисный интервал составляет 10 000 км, а менять масло в вариаторе нужно каждые 60 000 км. Записаться на сервисное обслуживание можно и онлайн на сайте автопроизводителя.
Вариатор подходит только для городской езды?
Если вы уже испугались, решив, что бесступенчатая трансмиссия подходит исключительно для асфальтированных дорог и щадящего режима эксплуатации, то спешим вас успокоить. Вариатор используется не только в автомобилях, но и в квадроциклах side-by-side — мини-багги, которые принимают участие в ралли-рейдах, включая легендарный Дакар. Тяжелое бездорожье, крутые подъемы, пески, пыль и жара выше 30 градусов — и так на протяжении двух недель. И вариаторы выдерживают!
Просто нужно помнить, что любая повышенная нагрузка на узлы и агрегаты автомобиля приводит к их ускоренному износу и раннему выходу из строя. И вариатор в этом не отличается от других типов трансмиссий.
Один из секретов, который позволяет гонщикам проходить всю дистанцию ралли-рейда без серьезных проблем с вариатором, — использование уже обкатанных ремней в коробках передач багги. Это наглядное доказательство важности обкатки вариатора вне зависимости от типа транспортного средства, на котором он установлен.
Как обкатывать вариатор?
Главный элемент, который нужно обкатать, — это, как вы уже, наверное, догадались, ремень. Новому ремню требуется не менее 50 км в щадящем режиме. Никаких резких ускорений, пробуксовок и езды на высоких оборотах — только плавные разгоны и такие же плавные замедления. Газ следует нажимать не более чем на 50 % хода.
При обкатке вообще важно не совершать резких движений. В частности, не стоит резко стартовать с места после перевода селектора трансмиссии из положения P в D. Дайте коробке буквально пару секунд, чтобы она подняла давление в гидротрансформаторе. То же самое касается и переключений режимов из D в R и обратно: когда перевели рычаг, посчитайте до трех и только тогда начинайте движение. Причем это правило работает и для классических «автоматов», у которых тоже есть гидротрансформатор.
Строжайший запрет
И если всё вышесказанное носит рекомендательный характер (от одной пробуксовки или резкого ускорения вариатор на вашей машине не выйдет из строя), то правила, о которых пойдет речь сейчас, — железобетонные. Их нарушение может мгновенно убить коробку. Ни в коем случае нельзя буксировать автомобиль с вариатором с выключенным двигателем. В этом случае вращение колес приводит в движение один вал, а ремень подтачивает другой. Если же машину необходимо эвакуировать при поломке мотора, то ведущие колеса в обязательном порядке надо погрузить на платформу.