Персонажи «Медленных лошадей» это заметно реальные люди. Они ругаются между собой, жалуются на жизнь и делают ошибки. Это не мир сухого мартини и икры, а мир дешевого виски и отвратной еды на вынос, а в центральном офисе салата из лебеды. Все переутомлены, а Бонд почти никогда таким не бывает. Всем нужно помыться. Несмотря на все их недостатки, у них есть шанс на искупление.
Как Мик Джэггер поет в своей песне: «Всегда есть надежда на этом скользком склоне. Где-то призрачный шанс вернуться в эту игру. И сжечь свой стыд, и снова танцевать с большими парнями».
Сам Лэмб является экстремальной версией типажа, известного во многих крупных организациях: вечно с похмелья с молодого возраста, сексист, пьющий нонконформист, кошмар для отдела кадров, но который слишком хорошо работает, чтобы его можно было уволить. Он знает, где похоронены тела, потому что он их туда клал.
Родди Хо (Кристофер Чунг), мастер цифровых технологий с нулевой человеческой эмпатией, это другая версия того же типажа: чрезвычайно раздражающий и крайне высокомерный, но он единственный, кто может заставить машину работать и полностью осведомлен о той власти, которую ему это дает. Хо это тот человек на горячей линии по вопросам IT, который скорее повозвышается над тобой, нежели, в самом деле, поможет. Разведывательные службы все больше охотятся за людьми, которые сочетают исключительные компьютерные и математические способности со слабыми навыками межличностного общения и социального взаимодействия. В GCHQ и MI5 есть специальные программы для набора и обучения людей с некоторыми психическими отклонениями.
Работа в команде
Чудаки в «Слоу-Хаус» работают командой, потому что, сколько бы они не препирались между собой, жаловались друг на друга и косячили, они верны друг другу, без чего ни одна разведывательная служба не может функционировать. Служба MI5, которая борется с внутренними угрозами для государства, открыла это для себя болезненным путем после скандала с Кимом Филби, когда служба разорвалась на куски в охоте за другим (несуществовавшим) двойным агентом внутри себя.
MI5 всегда была более приземленной службой, чем ее родственная служба MI6 (или Секретная разведывательная служба, как она предпочитает именоваться). В прошлом, в этой службе служили, главным образом, выпускники частных школ, из верхней прослойки среднего класса, с хорошими манерами и напыщенные, тогда как офицеры MI5 были обычно выпускники государственных школ, из обычного среднего класса, ближе к полицейским, чем к шпионам. MI5 пили пиво в пабах. MI6 пили кларет в клубах района Пэлл-Мэлл. Служба безопасности была благодарна за то, что входит в госструктуры. Секретная разведывательная служба полагала, что имеет полное право туда входить. В обеих организациях преобладали главным образом белые мужчины.
Но это тоже стало меняться, после того, как Ким Филби оказался невидимым для своих коллег из MI6, потому что учился в Вестминстере и Кембридже. У него был правильный акцент, старый школьный галстук, и он много смотрел матчи по крикету.
Политика найма меняется
В последнее время разведслужбы прилагают все большие усилия, чтобы нанимать женщин и этнические меньшинства, кандидатов с набором различных навыков, черт характера, языков и различной ориентации.
Службе MI5 приходится иметь дело со всякого рода проблемными людьми и разнообразными меньшинствами, поэтому ей нужно нанимать всякого рода проблемных людей и людей из разнообразных меньшинств.
Во время второй мировой войны MI5 вербовала множество подозрительных личностей, включая преступников, мошенников и предателей среди нацистов. Это требовало, и сегодня требует желания понимать плохих людей, устанавливать близкие отношения с некоторыми из презираемых людей. Большая часть разведывательной работы предусматривает манипулирование поврежденными или надломленными людьми, когда вы просите их принять такие решения, которые вы бы никогда не порекомендовали своим близким.
В «Первом отделе» в Парке, вымышленной штаб-квартире MI5 в сериале, работают мужчины и женщина в костюмах, выглядящие и звучащие идентично, спокойные и эффективные, в офисе из стекла и стали, в окружении массы экранов и мониторов. Персонажи «Слоу-Хаус» расхаживают в гражданской одежде в ветхом офисе, покрытом плесенью и облупившейся краской. Декораторы «Медленных лошадей» раскладывают на сломанных стеллажах настоящие рассекреченные файлы на случай, если актеры заглянут внутрь, и оставляют дохлых мух на подоконниках для достоверности. Когда в последней серии из добрых побуждений секретарь Джоанны Скэнлан убирает ее кабинет, Лэмб тотчас настаивает, чтобы кабинет снова привели в беспорядок.
«Б***ь, вы никчемны», — кричит Лэмб своей команде. «Вы все. Работать с вами это было самое худшее в моей хреновой карьере». Но, конечно, они не никчемны. Сезон за сезоном они оказываются действительно очень результативными, и часто в этой странной игре оказываются лучшими, чем «большие парни». Ставки на медленных лошадок оказываются лучше, чем ставки на чистокровных лошадей.
МакКаллум не собирается нанимать в качестве офицеров или агентов наркоманов, игроманов или алкоголиков. Но глава Службы безопасности будет доволен историей, которая покажет, что существует более чем один тип офицеров разведки, и более чем один способ выиграть войну шпионов.
Большим достижением Херрона и Смита является то, что они заново изобрели и оживили шпионский мир, как это сделали до них Сомерсет Моэм, Ян Флеминг и Джон Ле Карре, воспроизвели реальный мир шпионажа, но вообразили его заново.
Выдуманы, но правдивы
В начале сериала Ривер Картрайт (Джек Лоуден) вспоминает подарок на 12-летие от своего деда, бывшего главы MI5. «Он купил мне собрание сочинений Ле Карре. Я до сих пор помню, что он сказал о них: они выдуманы. Но это не значит, что они неправдивы».
«Медленные лошади» тоже выдуманы. Но это не значит, что они неправдивы. (По материалам британской прессы)
Читать часть 1:
Смотреть сериал:
Подпишитесь, чтобы получать обновление по этой и другой актуальным темам!