Дева Висна, суровая воительница, возглавляла славянскую дружину. Вои ее дружины отличались от других славянских воев доспехами и оружием. У неё самой и ее дружинников были щиты медного цвета и длинные мечи.
Датский ярл (главный герой исторического сериала „Викинги”) Рагнар Лодброк ненадолго завоевал славянские земли. В свою очередь, славяне овладели Ютландией – самой обширной землей Дании, но тоже не навсегда.
В море, славяне на своих лодьях разбивали знаменитые длинные лодки викингов. Таковы сведения из скандинавских саг и древнепольских летописей, подтвержденные археологами и историками.
******
Вооруженные столкновения между славянами и скандинавами должны были начаться уже во II в. н. э., после наступления на Балтику вождя ассов – Одина. Такое объяснение источника скандинавских мифов предложил в XIX в. В. Богуславский в «Истории Северо-Западного славянства». Там он писал: «Устье Эльбы открывало славянам путь в Северное море, в Голландию, Галлию, Британию, но свободу в этом направлении судоходства задумали уже во II в.».
Однако еще до этого «переселения» северные народы могли вторгаться в славянские земли более тысячи лет назад, о чем свидетельствуют находки археологов на Долезе. Напомним, что разбитый и описанный Цезарем флот венедов господствовал над водами и берегами Северного моря и Ла-Манша до середины н. э. Богуславский также заметил: «Три великие славянские реки: Эльба, Одер и Висла тянули к морским берегам всё, что могла произвести тогдашняя промышленность на обширных славянских землях. Славянские корабли уже до Рождества Христова по Балтийскому морю ходили». Юлий Цезарь в «Комментариях о Галльской войне» (с 1 в. до н. э.) так описал венетов и их корабли: «Это племя, несомненно, имеет наибольшее значение на всем морском побережье в этих местах, потому что у венетов очень много кораблей, на которых они плыли в Британию, а знания и опыт мореплавания превосходят другие племена (...)». Если они находились под угрозой в своих многочисленных прибрежных городках, то: «...они стаскивали большое количество кораблей, и у них их было в изобилии, всё свое имущество они вывозили на них... Их корабли были построены и оборудованы следующим образом: дно более плоское, чем у наших кораблей, чтобы они могли легче сняться с отмелей и отливов. Носы, поднятые так же высоко, как и кормовые, были приспособлены для высоких волн и штормов; корабли были полностью построены из дуба, чтобы выдерживать любой напор волн и возмущений; ребра из балок толщиной в ногу были сбиты вместе железными гвоздями толщиной в палец; якоря были привязаны не к веревкам, а к железным цепям и вместо парусины использовались шкуры грубой выделки. Когда дело дошло до встреч нашего флота с этими кораблями, они превосходили их только скоростью и гребным приводом, во всех других отношениях славянские корабли были лучше и приспособленнее к свойствам здешнего моря и жестокости штормов. Потому что наши корабли не могли повредить их носами (так сильна была их конструкция), и не было легко, из-за их высоты, забрасывать их огнем и по той же причине захватывать крюками. К этому следует добавить, что, когда они плыли по ветру, они гораздо легче переносили шторм, безопаснее садились на мели, а оставленные приливом не боялись скал и рифов; все эти случаи были поводом для беспокойства наших кораблей».
Историки отмечают, что агрессия с севера могла возникнуть во II в. н. э.: «Миф о прибытии Одина и асов в Скандинавию исследователи находят в связи с реальностью и даже считают, что это могло произойти примерно во II в.».
Из обзора скандинавских саг появляются фрагменты бурной славяно-скандинавской истории в первом тысячелетии н. э. Во времена жизни Бальдра, сына Одина, князь Скалк сражался с Хельгом, королем племени данов (датчан). А после смерти другого датского правителя Хотера, побежденные им славяне сбросили иго данов.
Во время битвы произошел поединок — суд богов, — решивший её исход. Волхв представлял сторону славян, датчане выставили в поединщики своего жреца. Оба поединщика отличались и ростом, и мощью. По условию поединка, победа славян освобождала их от дани, а победа датчан ту дань увеличивала.
Волхв положил труп жреца к ногам ярла. Однако на следующий день проигравшие не выполнили условия поединка, и последовал еще один бой. Староскандинавский эпос сообщает: «(...), не видя среди данов никого, кто мог бы сравниться в бою со славянином, напоследок выступил Уббо, крепкого телосложения и знающий колдовство. На берегу моря, напротив ярла, сидевшего на корабле, отмерили место, которое окружила толпа зрителей. Среди глухого шума голосов и внимания толпы бойцы бросились в бой. Оба сильны, они наносили друг другу такие удары, что оба падали замертво. Это так сильно повлияло на славян, что они решили примириться с Рориком и по-прежнему платить дань».
В другой еще сказке из саг датский герой Стракетер должен был воевать с балтами и пруссами, и ему помогал князь Борей. После одной из таких военных экспедиций Стракетер прибыл на земли ведов и в «почетном» поединке победил великана, которого даны повели в бой. Этот бой должен был разыграться около 570 г. н. э., но, по мнению Богуславского, его описание может содержать символические изображения. Вот, «может быть, даже имена предводителей — выдумка фантазии, как фигура Стракетера, конечно, есть произведение поэтического воображения саг, так имя князя Борея, повелителя ветров, — олицетворение всего славянского народа, как имя великана Вулка — олицетворение всего племени Вулков-Волков». В этом рассказе можно найти еще одно доказательство того, что «викинг» был именем захватчика — морского разбойника и исследователя, а не национальности, а в их экспедициях принимали участие и норманны, и славяне. Богуславский же, более чем за столетие до открытий генетиков, констатирует сегодня очевидное: «Если бы было верно, что славяне только в VI веке заселили Балтийскую Померанию, то датские предания относились бы к VI и VII вв. Но это невозможно, поскольку о происшествиях со славянами датские саги начали говорить со времен Одина, приход которого в Скандинавию эрудиты допускают не позднее как во II в., а значит, и предания о славянах более ранние».