В холодный июльский день 1909 года величественный лайнер SS Waratah отчалил от берегов Дурбана, Южная Африка, взяв курс на Кейптаун. Никто из 211 пассажиров и членов экипажа не подозревал, что этот рейс станет последним в истории судна, прозванного "австралийским Титаником". Спустя столетие тайна его исчезновения продолжает будоражить умы исследователей и любителей морских загадок.
Роковой рейс
SS Waratah, названный в честь цветущего символа Нового Южного Уэльса, был гордостью британской судоходной компании Blue Anchor Line. Построенный в 1908 году, 150-метровый лайнер совершал регулярные рейсы между Европой и Австралией, останавливаясь в портах Южной Африки.
27 июля 1909 года Waratah покинул Дурбан, имея на борту 211 душ. Среди пассажиров были состоятельные путешественники, золотоискатели, возвращающиеся в Лондон, и даже известный австралийский актёр Клод Сойер. Капитан Джошуа Илбери, опытный моряк с безупречной репутацией, не выказывал ни малейшего беспокойства перед отплытием.
Последний раз Waratah видели 28 июля. Грузовое судно Clan MacIntyre сообщило о встрече с лайнером у побережья Мбаше в Восточной Капской провинции. После этого Waratah словно растворился в бескрайних просторах Индийского океана.
Тревога и поиски
Когда Waratah не прибыл в Кейптаун в назначенный срок, тревога охватила родных и близких пассажиров. Blue Anchor Line организовала масштабную поисковую операцию, в которой участвовали 14 кораблей. Крейсер HMS Forte обследовал побережье Южной Африки на протяжении 5800 километров, но не нашел ни единого следа пропавшего лайнера.
Один из самых загадочных эпизодов этой истории связан с пассажиром по имени Клод Сойер. Незадолго до исчезновения корабля он отправил своей жене телеграмму с просьбой не волноваться, если Waratah опоздает в Кейптаун. Сойер писал о "странных предчувствиях" и намеревался сойти с корабля в следующем порту. Судьба распорядилась иначе.
Теории и спекуляции
Исчезновение Waratah породило множество теорий. Некоторые эксперты полагают, что корабль мог затонуть из-за смещения груза во время шторма. Другие считают, что лайнер стал жертвой гигантской волны, известной как "волна-убийца".
Интригующую версию выдвинул капитан грузового судна Harlow. По его словам, в ночь предполагаемого исчезновения Waratah он наблюдал в небе странное свечение, похожее на "огромный горящий корабль". Однако никаких обломков или следов кораблекрушения обнаружено не было.
Не обошлось и без мистических интерпретаций. Некоторые очевидцы утверждали, что видели призрачный корабль, похожий на Waratah, у берегов Южной Африки спустя годы после его исчезновения.
Современные поиски
Тайна SS Waratah продолжает волновать исследователей и по сей день. В 1977 году у побережья Восточной Капской провинции был обнаружен затонувший корабль, который поначалу приняли за Waratah. Однако дальнейшее изучение показало, что это другое судно.
В 1999 году известный охотник за затонувшими кораблями Эмлин Браун организовал масштабную экспедицию по поиску Waratah. Несмотря на использование передового оборудования и тщательное обследование морского дна, экспедиция не принесла результатов.
В 2004 году компания Emlyn Brown & Associates заявила об обнаружении обломков, которые могли принадлежать Waratah. Однако из-за недостатка финансирования детальное исследование найденного объекта не было проведено.