Дача городского архитектора П.К. Теребенева —
завтра на экскурсии ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ ПО ЧАЙНОЙ
Платон Константинович Теребенев прибыл на ЮБК в январе 1881 г. на должность гражданского инженера Императорского Никитского сада.
Бывший выпускник Императорской академии художеств был к этому времени уже опытным архитектором, в послужном списке которого значились серьезные работы. В Ялте в это время оказалась вакантна должность городского архитектора. С 1 сентября 1881 г. до января 1886 г. Теребенев исполнял одновременно две непростые должности.
В это время в Ялте начался настоящий строительный бум – одна за другой появлялись гостиницы, частные дома и сдаваемые внаем дачи, а спрос на новое строительство только увеличивался.
На Южном берегу Крыма архитектор построил более 25 зданий: Александро-Невский собор в Ялте, Преображенскую домовую церковь и больницу при Никитском училище садоводства и виноделия, гостиницы Губонинского курорта в Гурзуфе, дачи в Ялте. Он также занимался перестройкой Малого Ливадийского дворца, вместе с профессором Н.А. Головкинским проводил изыскания для Главного винподвала в Массандре, осуществлял надзор за строительством дворца императора Александра III.
Первым ялтинским местом жительства архитектора была построенная им на углу улиц Боткинской и Аутской (Кирова) дача в стиле южнобережного ориента. задачу, дача Теребенева стала одним из красивейших зданий Ялты того времени.
Платон Константинович прожил в своем доме не очень долго. Для большой семьи здание оказалось мало. Архитектор задумал новое строительство. Оно продвигалось с трудом – лишь в 1902 г. семейство Теребеневых заселилось в просторный особняк на улице Чайной (сегодня – ул. Сеченова).
После кончины архитектора судьбы членов его семьи
сложились по-разному. Самый младший сын Борис в годы Гражданской войны служил на военно-морском транспорте. В 15 лет он убежал из дома и отправился в кругосветку! В качестве дисциплинарного взыскания любимца всей семьи отправили в Санкт-Петербург, где он окончил Гатчинский институт. Затем была морская школа в Риге. Вернувшись на Черное море, Борис Платонович стал капитаном дальнего плавания.
В 1920 г. часть семьи Теребеневых эмигрировала. Болгария, Франция. Борис Теребенев работал таксистом, а парижские полицейские звали его «капитаном». «Я знала одного генерала, который разносил газеты, – вспоминала внучка архитектора Тетебенева Елена Борисовна. – Благородные дамы шли работать в открывшиеся русские рестораны официантками. Иногда было очень забавно видеть, как какой-нибудь таксист, отобедав в ресторане, галантно кланяется, расшаркивается и целует ручку официантке, сдержанно и благородно принимающей эту благодарность. Французы не переставали удивляться подобным сценам. Мой муж тоже, кстати, работал таксистом в Париже, а до этого он был гардемарином – ушел в белый флот совсем юным. Он, как и многие другие русские, тяжело переносил эмиграцию и умер рано»...
На фото:
П.К. Теребенев. Конец XIX в. Фото Ф. Орлова
Первая дача архитектора
Дом архитектора П.К. Теребенева. Наши дни