Мы все прошли этот жизненный период и некоторые из нас, счастливчики, возможно даже не заметили чего-то особенного, каких-то прям отличий-отличий от предыдущей или последующей жизни.
Но все же для большинства подростков, а равно и для окружающих их родных и близких, пубертатный возраст - ужас, адское время.
Чисто научно, как вы знаете, пубертат - процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. То есть происходит перестройка на гормональном уровне, за которой психика может не поспевать, отсюда и проблемы. Бушуют гормоны, под воздействием усиленной выработки тестостерона (у мальчиков) возникает агрессия, злость, притупление чувства самосохранения; фактически любой подросток стремится сепарироваться от родителей, жить взрослой жизнью и решать взрослые задачи (что, однако, не означает, что он готов и может это делать).
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
- Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу. В этот период друзья становятся главным авторитетом, появляется интерес к романтическим отношениям.
- Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Рассказывая в рамках этой статьи о выходе из ситуаций, с которыми столкнулась лично я или мои друзья/знакомые, хочу подчеркнуть, что я не психолог, не специалист по пубертату, не врач, а лишь ответственный родитель, имеющий практический опыт воспитания нескольких бомб замедленного действия подростков, старающийся помочь им (и себе) успешно пройти этот период, а также репетитор математики (офлайн, то есть в контакте с учеником), выступающий как заинтересованный и доброжелательный наблюдатель.
По закону подлости подростковый кризис наступает ровнехонько к главнейшим школьным диагностикам - ОГЭ и ЕГЭ- и безусловно оказывает свое негативное влияние.
Чтобы его минимизировать, я пользовалась следующими наработками:
- Усилила контроль за успеваемостью перед экзаменами; если по какому-либо предмету оценки были неважные, проверяла дз и добивалась его полного выполнения.
Главной задачей при этом было именно добиться, а не добить. В ход шло все: призыв к разуму, уговоры, напоминания о целях в жизни, угрозы ограничить интернет, предложение реальной помощи (например, наш папа не гнушался помогать сыну переписывать конспект). И постоянное лавирование между Сциллой и Харибдой педагогики - свободой и запретом, кнутом и пряником.
В то же время с учениками, которые в силу влияния гормонального шторма могли не то, что голос повысить, но затеять «математический» спор с рефреном «вы сами ничего не понимаете», научилась «охлаждать градус» разными заранее заготовленными высказываниями типа «вот Мане/Ване тоже все именно так и представлялось. А теперь рассмотрим подробно, как оно на самом деле», и обязательно про Ваню- «это тот самый Ваня, я про него рассказывала, который сдал на 98 баллов». И какую-либо свежую историйку про Ваню, из тех, что любого улыбнут (я таких много знаю). И все! Ученик остыл. Можно вернуться в рабочий ритм.
Однако, если говорить честно, со своими, конечно, такого терпения зачастую не хватало. Спасались, помогая друг другу: то муж меня остановит от скандала, то я мужа.
2. Дома на время выполнения дз и на ночь телефоны отбирались, это позволяло и высыпаться, и в дз хоть немного вовлекаться.
Любые попытки оставить телефон, так как «в нем важная информация/конспект/задание», обязательно выливалась (при нашем попущении) в элементарное списывание и накапливаемое непонимание предмета. Все же, чтобы понять, надо учить. Это аксиома ученичества. Но учить, имея под рукой смартфон, который постоянно пикает от новых сообщений, или показывает фильм, или музыку транслирует… Одним словом, искушает неокрепшую волю ложной многозадачностью - нет, тут ничего толком не выучишь. Так что пришли к такому решению: телефончик полежит в соседней комнате, отдохнет.
3. Также телефоны отбирались за крупные косяки: двойки, вранье, демонстративное непослушание, то есть редкие (но иногда случающиеся) скандалы на публику. Причинами, почему наши ребята сдавали телефоны не сказать, чтобы беспрекословно, но все же без драки с нами, я вижу наши выдержавшие проверку авторитеты. Ну были еще и лайфхаки: однажды я дала понять, что при дальнейшем неповиновении просто уничтожу телефон, разобью, не посмотрю на стоимость. Признаю, что готова была это сделать! И - подействовало!
4. По «просевшим» предметам ходила к предметникам, пыталась сама освоить курс хоть в общих чертах, чтобы иметь возможность объяснять непонятое или проверять сделанное. Да, по факту я оказалась чуть не единственным родителем, приходящим к учителям с вопросами. Ребятки это не любили, что опять же чуток да и мотивировало их учиться получше.
5. С огромным усилием, тк мы - работающие родители, практиковали совместные спортивные прогулки, настолки, кинопросмотры, другие мероприятия, во время которых иногда удавалось ненавязчиво провести серьезные разговор. Таким образом, мы имели несколько мощных объединяющих факторов: удовольствие от развлечений, какие-то совпадающие взгляды и мнения (на места и события) и, конечно же, нашего всеобщего любимца - кота.
Вообще хочу заметить, что семьи, «отягощенные» общими питомцами, как-то легче проходят этот испытательный период. Может быть, помогает ответственность за животное, не знаю… Или если, например, в ходе занятий вдрызг разругаешься, прям уж пар из ушей, злишься друг на друга, но тут выползает наше усатое сокровище и начинает уморительно играть с ручкой или карандашом. Поневоле засмеешься, вот и злость прошла…
Не могу сказать, что, используя все эти наработки, мы прям безболезненно все преодолели: всяко было, и демонстративные скандалы, и «побег» из дому (в кавычках оттого, что продлился час, потом деть замерз и захотел есть), да и не закончился еще кризис-то. Предположительно, он продлится до 18-20 лет, так что нам еще страдать жить и жить.
Это сложнейший период в любой семье, взрослые частенько идут на поводу у детей, лишь бы сохранить контакт с ними и не «пережать» в запретах.
Безусловно, каждая семья для себя выбирает оптимальный путь, ну а если хоть что-то из вышеописанного пригодится, буду рада.
Ну и терпения нам всем!