Найти в Дзене

Успенская церковь в Клину. Николай Бруни

Успенский храм в Клину является самым старым в городе и одним из старейших в Московской области. Специалисты датируют Успенскую церковь серединой XVI века. Архитектурной особенностью храма является завершение фасадов тремя треугольными щипцами – прием, который не встречается больше ни в одной другой церкви Подмосковья. До 1764 года церковь являлась соборным храмом древнего Успенского монастыря. Эта обитель была упразднена после секуляризации церковных земель. В 1920-х годах в Успенской церкви города Клин служил известный священник, художник, поэт, летчик и авиаконструктор Николай Александрович Бруни. Самый старый храм любого древнего города логично искать в его центре на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности. Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы "вклинивался" в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри "петл
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Успенский храм в Клину является самым старым в городе и одним из старейших в Московской области. Специалисты датируют Успенскую церковь серединой XVI века. Архитектурной особенностью храма является завершение фасадов тремя треугольными щипцами – прием, который не встречается больше ни в одной другой церкви Подмосковья. До 1764 года церковь являлась соборным храмом древнего Успенского монастыря. Эта обитель была упразднена после секуляризации церковных земель. В 1920-х годах в Успенской церкви города Клин служил известный священник, художник, поэт, летчик и авиаконструктор Николай Александрович Бруни.

Самый старый храм любого древнего города логично искать в его центре на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности. Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы "вклинивался" в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри "петли" находился один из посадов, который таким образом, хотя и стоял вне стен крепости, защищался с трех сторон водной преградой. Именно в этом месте и был устроен древний Успенский монастырь с древним соборным храмом.

-2

В книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века» архидиакона Павла Алеппского упоминался Успенский монастырь под Клином. В августе 1655 года московский патриарх Никон предложил своему гостю Макарию III совершить паломническую поездку к северу от столицы – в Валдайский Иверский монастырь и Новгород. Группа высокопоставленных паломников, в которую, помимо самого антиохийского патриарха вошли его сын Павел, сербский архиепископ и переводчик, выехала из Москвы 4 августа 1655 года и только на вторые сутки прибыла к берегам реки Сестры.

Вот как описывал это путешествие Павел Алеппский:

«Проехали 90 верст и в понедельник утром, в праздник Преображения, прибыли в древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий патриархии. Он занимает красивое местоположение; близ него селение, по имени Клин, где мы отстояли обедню».
-3

Монастырь в Клину был назван Павлом Алеппским "принадлежащим патриархии", потому что эта обитель в 1655 году была приписана к новгородскому Иверскому монастырю, основанному патриархом Никоном. В 1653 году Никон получил разрешение царя Алексея Михайловича основать и построить на государевых землях в Новгородском уезде на озере Валдай новую обитель, посвященную Иверской иконе Божией Матери, священномученику Филиппу и праведному Иакову Чудотворцу. Монастырь на Валдае стал одним из трех, которые основал патриарх Никон в середине XVII века, наряду со знаменитым Воскресенским Ново-Иерусалимским на реке Истре и Кийским Крестным на Белом море.

Никон вновь просил царя Алексея Михайловича приписать к строящемуся Иверскому монастырю три обители, расположенные непосредственно на пути от Валдая до Москвы: Рождественский в Торжке, Федоровский в Твери и Успенский под Клином. Эти три монастыря должны были использоваться, в том числе, как места остановок и отдыха для путешествующих иноков Иверской обители и лично Никона во время длительных поездок (более 400 километров) из Москвы на Валдай и обратно.

-4

Впоследствии Успенский мужской монастырь в Клину был приписан к Тверскому архиерейскому дому. В начале XVIII столетия кроме старинной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в нем имелась и другая каменная церковь – во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1764 году после секуляризации церковных земель клинская обитель была упразднена, а Успенский и Сергиевский храмы стали приходскими. Так закончилась история древнего Успенского монастыря, хотя следы старины еще сохранялись во внешнем облике бывшего соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

В начале XIX века внешней облик Успенского храма изменился до неузнаваемости. Были пристроены трапезная и колокольня в классическом стиле с элементами западноевропейского барокко. Закомарное покрытие самого храма было заделано четырехскатной крышей, фасады приобрели портики с колоннами, а купол надстроили новым завершением с небольшим барабаном и маленькой главкой. После радикальной перестройки храм, казалось, навсегда потерял изначальный облик и стал похож на многие рядовые церкви архитектуры XIX века.

Так выглядел храм до реставрации. Фото М. Каверзнева 1953 года из коллекции музея Щусева
Так выглядел храм до реставрации. Фото М. Каверзнева 1953 года из коллекции музея Щусева

Несмотря на такую маскировку искусствоведы безошибочно усмотрели под поздней "оболочкой" церкви ее древнее ядро. Профессор А. И. Некрасов писал в 1920-е годы:

«Пространственный смысл – душа здания – вполне сохраняет свое былое очарование внутри… Многие вопросы, возникающие при первоначальном ознакомлении с этим памятником, могут и должны быть разрешены детальным изучением. Несомненно, Успенская церковь имеет значение для понимания московского зодчества XVI в.»

В 1960-е гг. под руководством архитектора Н. Н. Свешникова была проведена научная реставрация, после которой церкви вернулся ее исконный древний облик, напоминающий старинные московские церкви.

Около Успенского храма установлена мемориальная доска в память о том, что с августа 1922 по сентябрь 1924 года здесь служил священномученик Алексий (Никонов). Подвижник пострадал за веру и скончался в одном из северных лагерей в 1938 году. С 1924 по 1928 годы в Успенской церкви служил другой священник, пострадавший в годы репрессий, и скончавшийся в лагере в том же 1938 году. Им был Николай Александрович Бруни.

Бруни был многогранной личностью: не только священником, но и живописцем, музыкантом, скульптором, поэтом, летчиком и авиаконструктором. Множество талантов и сложная судьба сближают его с о. Павлом Флоренским, с которым, Бруни был лично знаком. Отец Николай Бруни родился в семье потомственных петербургских художников и архитекторов. Будущий священник окончил в 1913 г. Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Ранее в 1911 году он вступил в так называемый «Цех поэтов» – кружок молодых стихотворцев-символистов, который возглавили Сергей Городецкий и Николай Гумилев. Не все одинаково воспринимали поэтический талант Н. А. Бруни. Коллега по «цеху» Осип Мандельштам, например, приходил от творчества Бруни в ярость и говорил: «Бывают стихи, которые воспринимаешь как личное оскорбление».

Портрет Н. Бруни. Художник Савинский. Из собрания музея Российской академии художеств
Портрет Н. Бруни. Художник Савинский. Из собрания музея Российской академии художеств

В 1914 году Николай Бруни добровольцем ушел на фронт Первой Мировой войны. Опыту работы санитаром на войне был посвящен очерк «Записки санитара добровольца», опубликованный им в «Новом журнале для всех». В 1916 году Бруни окончил школу авиаторов и совершил ряд испытательных и боевых вылетов. В 1917 году самолет Бруни был сбит немцами под Одессой. Чудом оставшись в живых, летчик дал обет Богу стать священником. Год спустя Николай Александрович смог исполнить это обещание – в тяжелое для Русской Церкви революционное он начал служить на приходах в разных городах России.

Священник Николай Бруни совершил церковную панихиду по поэту А. А. Блоку в Москве в 1921 году. В Успенской церкви в Клину о. Николай служил 4 года с 1924 по 1928 годы. Уже в 1930-е годы Николай Александрович, по сути, оставил сан и устроился на работу в авиаконструкторское бюро. Судьба поэта, священника, летчика и инженера окончилась трагически: в 1934 году он был осужден и отправлен в лагерь в Ухту, а 4 апреля 1938 года его расстреляли около поселка Чибью в Коми АССР.