Найти тему

Успенская церковь в Клину. Николай Бруни

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Успенский храм в Клину является самым старым в городе и одним из старейших в Московской области. Специалисты датируют Успенскую церковь серединой XVI века. Архитектурной особенностью храма является завершение фасадов тремя треугольными щипцами – прием, который не встречается больше ни в одной другой церкви Подмосковья. До 1764 года церковь являлась соборным храмом древнего Успенского монастыря. Эта обитель была упразднена после секуляризации церковных земель. В 1920-х годах в Успенской церкви города Клин служил известный священник, художник, поэт, летчик и авиаконструктор Николай Александрович Бруни.

Самый старый храм любого древнего города логично искать в его центре на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности. Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы "вклинивался" в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри "петли" находился один из посадов, который таким образом, хотя и стоял вне стен крепости, защищался с трех сторон водной преградой. Именно в этом месте и был устроен древний Успенский монастырь с древним соборным храмом.

-2

В книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века» архидиакона Павла Алеппского упоминался Успенский монастырь под Клином. В августе 1655 года московский патриарх Никон предложил своему гостю Макарию III совершить паломническую поездку к северу от столицы – в Валдайский Иверский монастырь и Новгород. Группа высокопоставленных паломников, в которую, помимо самого антиохийского патриарха вошли его сын Павел, сербский архиепископ и переводчик, выехала из Москвы 4 августа 1655 года и только на вторые сутки прибыла к берегам реки Сестры.

Вот как описывал это путешествие Павел Алеппский:

«Проехали 90 верст и в понедельник утром, в праздник Преображения, прибыли в древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий патриархии. Он занимает красивое местоположение; близ него селение, по имени Клин, где мы отстояли обедню».
-3

Монастырь в Клину был назван Павлом Алеппским "принадлежащим патриархии", потому что эта обитель в 1655 году была приписана к новгородскому Иверскому монастырю, основанному патриархом Никоном. В 1653 году Никон получил разрешение царя Алексея Михайловича основать и построить на государевых землях в Новгородском уезде на озере Валдай новую обитель, посвященную Иверской иконе Божией Матери, священномученику Филиппу и праведному Иакову Чудотворцу. Монастырь на Валдае стал одним из трех, которые основал патриарх Никон в середине XVII века, наряду со знаменитым Воскресенским Ново-Иерусалимским на реке Истре и Кийским Крестным на Белом море.

Никон вновь просил царя Алексея Михайловича приписать к строящемуся Иверскому монастырю три обители, расположенные непосредственно на пути от Валдая до Москвы: Рождественский в Торжке, Федоровский в Твери и Успенский под Клином. Эти три монастыря должны были использоваться, в том числе, как места остановок и отдыха для путешествующих иноков Иверской обители и лично Никона во время длительных поездок (более 400 километров) из Москвы на Валдай и обратно.

-4

Впоследствии Успенский мужской монастырь в Клину был приписан к Тверскому архиерейскому дому. В начале XVIII столетия кроме старинной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в нем имелась и другая каменная церковь – во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1764 году после секуляризации церковных земель клинская обитель была упразднена, а Успенский и Сергиевский храмы стали приходскими. Так закончилась история древнего Успенского монастыря, хотя следы старины еще сохранялись во внешнем облике бывшего соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

В начале XIX века внешней облик Успенского храма изменился до неузнаваемости. Были пристроены трапезная и колокольня в классическом стиле с элементами западноевропейского барокко. Закомарное покрытие самого храма было заделано четырехскатной крышей, фасады приобрели портики с колоннами, а купол надстроили новым завершением с небольшим барабаном и маленькой главкой. После радикальной перестройки храм, казалось, навсегда потерял изначальный облик и стал похож на многие рядовые церкви архитектуры XIX века.

-5

Несмотря на такую маскировку искусствоведы безошибочно усмотрели под поздней "оболочкой" церкви ее древнее ядро. Профессор А. И. Некрасов писал в 1920-е годы:

«Пространственный смысл – душа здания – вполне сохраняет свое былое очарование внутри… Многие вопросы, возникающие при первоначальном ознакомлении с этим памятником, могут и должны быть разрешены детальным изучением. Несомненно, Успенская церковь имеет значение для понимания московского зодчества XVI в.»

В 1960-е гг. под руководством архитектора Н. Н. Свешникова была проведена научная реставрация, после которой церкви вернулся ее исконный древний облик, напоминающий старинные московские церкви.

-6

Около Успенского храма установлена мемориальная доска в память о том, что с августа 1922 по сентябрь 1924 года здесь служил священномученик Алексий (Никонов). Подвижник пострадал за веру и скончался в одном из северных лагерей в 1938 году. С 1924 по 1928 годы в Успенской церкви служил другой священник, пострадавший в годы репрессий, и скончавшийся в лагере в том же 1938 году. Им был Николай Александрович Бруни.

Бруни был многогранной личностью: не только священником, но и живописцем, музыкантом, скульптором, поэтом, летчиком и авиаконструктором. Множество талантов и сложная судьба сближают его с о. Павлом Флоренским, с которым, Бруни был лично знаком. Отец Николай Бруни родился в семье потомственных петербургских художников и архитекторов. Будущий священник окончил в 1913 г. Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Ранее в 1911 году он вступил в так называемый «Цех поэтов» – кружок молодых стихотворцев-символистов, который возглавили Сергей Городецкий и Николай Гумилев. Не все одинаково воспринимали поэтический талант Н. А. Бруни. Коллега по «цеху» Осип Мандельштам, например, приходил от творчества Бруни в ярость и говорил: «Бывают стихи, которые воспринимаешь как личное оскорбление».

-7

В 1914 году Николай Бруни добровольцем ушел на фронт Первой Мировой войны. Опыту работы санитаром на войне был посвящен очерк «Записки санитара добровольца», опубликованный им в «Новом журнале для всех». В 1916 году Бруни окончил школу авиаторов и совершил ряд испытательных и боевых вылетов. В 1917 году самолет Бруни был сбит немцами под Одессой. Чудом оставшись в живых, летчик дал обет Богу стать священником. Год спустя Николай Александрович смог исполнить это обещание – в тяжелое для Русской Церкви революционное он начал служить на приходах в разных городах России.

-8

Священник Николай Бруни совершил церковную панихиду по поэту А. А. Блоку в Москве в 1921 году. В Успенской церкви в Клину о. Николай служил 4 года с 1924 по 1928 годы. Уже в 1930-е годы Николай Александрович, по сути, оставил сан и устроился на работу в авиаконструкторское бюро. Судьба поэта, священника, летчика и инженера окончилась трагически: в 1934 году он был осужден и отправлен в лагерь в Ухту, а 4 апреля 1938 года его расстреляли около поселка Чибью в Коми АССР.