Найти тему
Человечный Человек

Кинокалендарь.Вперёд...в прошлое. 1924-1984

Пролог

Приветствую. Несколько лет вынашивал мысль знакомить большинство сограждан (и самому знакомиться) с историческими событиями, отражёнными в публикациях отечественных печатных изданий. Речь не идёт о скрупулёзном анализе или неких интерпретациях … «#Ноунихтнетнивкоемслучае». Стартовать решил с киноанонсов прошлых лет. Алгоритм следующий: смотрим как выглядели анонсы в доступных печатных изданиях – радуемся/удивляемся/негодуем))) – кратко пытаемся понять/узнать что-то новенькое, которое восполнит эрудицию или даст толчок к продолжению изучения того или иного события, биографии и пр. Решительно «патентую» своё начинание)). Сегодня 27 сентября 2024 года. Пожалуй начнём с киноанонсов юбилейных))) , а именно с публикаций , переносящих нас на 100, 80, 60, 40 лет назад. Сразу скажу, что нас ждёт - я не знаю сам, то есть в момент написания данного пролога никакого представления. Мне самому интересно, а что там? За пеленой десятилетий? Вперёд!!!

27 сентября 1924 года

В наличии три киноанонса из двух кинотеатров города «Губернска» - «Глобус» и «Большой художественный»+ «малый художественный» (скорее всего одно помещение с двумя залами).

«Глобус»завлекает на просмотр 2-ой серии боевика «Король цирка». Забавна ремарка «Внимание! Вторая серая получена в технически исправном состоянии, переполнена необыкновенными и более интересными трюками, чем 1-ая серия».

Отправляемся за справкой в интернет и видим там информацию о фильме «The Lure of the Circus» 1918 года выпуска, в современном переводе «Приманка цирка» (не уверен, что так и должно быть). В главной роли Эдди Поло (об этом нас извещает и анонс 1924 года). Эдди Поло (1 февраля 1875 – 14 июня 1961) австро-американский актёр эпохи немого кино . Ну что же.. Нофелет, тьфу, НЭП своё дело делает)) Наши предки вполне себе могли позволить посмотреть голливудские фильмы. Ниже два постера этого боевичка.

-2

-3

«Большой художественный» выдал на гора германский детектив «Апаши» . В ролях Вильям Веер и Эрна Мореполь. «Иллюстрирует картину инструментальное трио». Следы кинокартины быстро отыскать не удалось. Скорее всего, речь в сюжете идёт об этом (Материалы из Википедии)….. «Апаши (фр. Les Apaches) — криминальная субкультура в Париже, столице Франции, существовавшая в конце XIX — начале XX веков. Получили своё название в честь индейцев апачей, так как якобы не уступали им в жестокости и «дикости». Апаши орудовали в основном в Бельвиле, Бастилии, Монмартре, но также и в других районах Парижа. Многие апаши были вооружены особыми револьверами «Апаш», рукоятки которых представляли собой кастеты, а под барабанами прикреплялись складные ножи. Основными видами преступлений, совершаемыми апашами, были грабежи уличных прохожих, чаще всего представителей среднего класса, и погромы финансовых и развлекательных учреждений. Возраст большинства бандитов не превышал 20 лет». Об этой субкультуре французами в 2023 году снят фильм «Банды Парижа». Далее… Вильям Веер, скорее всего, превращается в Willem van der Veer (26 мая 1887 – 21 июня 1960) - голландского киноактера эпохи немого кино. В официальной фильмографии этого актёра фильма со схожим названием НЕТ - это не должно настораживать))), рускоязычные названия вполне себе могли отличаться от дословного перевода оригинала. Следов Эрны Мореполь не обнаружилось, а посему приматывать существовавшую актрису Эрну Морену не буду. Про инструментальное трио и Завкино тов. Барсукова мне также ничего не известно.

-4

Финалим 1924 год показом «нашумевшей картины «Медовый месяц после смерти»», снятой по рассказу не хухры-мухры кого, а самого индийского факира Саки. В главной роли Маргарита Морш – опять же не какая-то там «трали- вали», а «жемчужина немого кино». К сожалению ничего о «нашумевшем» фильме, а также актрисе, индийском факире узнать не удалось. Не будем отчаиваться. Главное, что мы знаем – ОНИ были

27 сентября 1943 года

В 1944 году мне не удалось найти киноанонсов в соответствующий интервал времени. Волею автора текста обращаюсь к 1943 году. Город тот же. Опять два кинотеатра – им. М. Горького и им. И. Черных. Годами позже я пользовался услугами этих кинотеатров. В суровых современных реалиях они исчезли – пустое здание в центре города ( под неясные перспективы) и «люксовый» магазин по продаже дверей. Итак 1943…

-5

Кинотеатр им. Горького

Новый звуковой художественный фильм «Принц и Нищий». Фильм 1942 года. Производство объединенных Сталинабадской киностудии и Союздетфильма. Сталинабад – Душанбе. Режиссёры – семейная пара. Эраст Гарин и Хеся Локшина. Показалось странным, что Гарин не снялся в своём же фильме (Михалков бы его не понял). В ролях: Мария Барабанова; Юрий Толубеев; Степан Каюков (забодай его комар) и другие. О съёмочной группе (#актёрырежиссёры) распространяться нет смысла - о многих информации в интернете вагон. Также не буду лить воду про Марка Твена. Фильм не видел – удивлён))). Возможно, посмотрю.

Кинотеатр им. И. Черных

Звуковой фильм «Макар Нечай». Фильм 1940 года выпуска, снят Киевской киностудией Другое название – «Академики». Оказывается, прообразом главного героя послужил тот самый Трофим Лысенко – «убийца генетики» (не моё определение). Задумался – пожалуй, стоит ознакомиться с фильмом. Из всего состава актёрской труппы мне знаком только Виктор Добровольский (знаком по фильмам «Пётр Первый» и «Эскадрилья№5», в «Подвиге разведчика» не запомнился).

-6

По одному сеансу в день также демонстрировался фильм «Человек из ресторана». Это немая мелодрама снята Яковом Протазановым в 1927 году. Описание из интернетов «Действие происходит перед революцией. Официант ресторана Скороходова испытывает удары судьбы. На фронте гибнет его сын, умирает жена, дочь исключают из гимназии за неуплату. Одну из комнат своей убогой квартирки Скороходов решает сдать скромному курьеру военно-промышленного комитета Соколину. Квартирант и девушка, полюбив друг друга, решают пожениться. Отец пристраивает дочь в ресторанный оркестр. И теперь благосклонности молодой скрипачки настойчиво добивается постоянный посетитель ресторана — фабрикант Карасев. Решившись на шантаж, он крадет секретный пакет, предназначенный Соколову, и посылает Наташе записку, обещая выручить из беды ее возлюбленного. Девушка едет к Карасеву на дом…». В ролях: Михаил Чехов и…Михаил Жаров, Марк Прудкин и... другие замечательные актёры. Сюжет душещипательный – смотреть не буду, а вот другим запретить не могу)). Вообще немое кино – не моё. ПС: Основа сценария – одноимённая повесть Ивана Шмелёва.

-7

27 сентября 1964 года

Что такое 27 сентября 1964 года? До прихода к власти Леонида Ильича остаётся чуть более двух недель. Заговор созрел и близка развязка. А что там в кинЕ? Снова два кинотеатра – «Октябрь» и им. И. Черных. «Октябрь» в 21 веке также приказал долго жить. С «Октября» и начнём..

-8

«Октябрь»

В голубом зале демонстрируется таджикский фильм 1963 года «Любит-не любит?». «Комедия основывается на древней легенде о Тахире и Зухре. Действие перенесено в наше время. На пути влюбленных возникают разные препятствия, но в конце, не смотря на все козни окружающих, Тахир и Зухра обретают свое счастье» - описание заимствованное. Актёры все местные и безусловно достойные. Кто шибко интересуется полным составом съёмочной группы – все пути в интернете открыты. Из «громких имён» - композитор Александр Зацепин и художник Георгий Юнгвальд – Хилькевич.

В зелёном зале фильм «Двенадцать спутников» (вот тут я задумался…про космос что – ли…). Итак –«12 спутников». Фильм 1961 года производства киностудии «Арменфильм». Заимствованное описание – «Обходя грозовой фронт над Центральным Кавказским хребтом, московский пассажирский авиалайнер отклоняется от трассы и теряет связь с землей. Горючее на исходе. Пассажирам грозит гибель. И тогда члены экипажа делают почти невозможное: совершают посадку в районе одного из ледников Сванетии. Вместе с пилотом и бортпроводницей пассажиры оказываются в горах, скованных вечными снегами». В ролях армянские + российские = советские актёры. Джигарханян на месте)). Отзывы о фильме отсутствуют. Сам не видел. Возможно, исправлюсь.

-9

Кинотеатр им. И. Черных

В большом зале фильм «Мандат». Фильм 1963 года выпуска таки про революцию. В главной роли шустрый четырнадцатилетний подросток Боря Щербаков (позже тот самый Борис Щербаков). Помогает ему плеяда великолепных советских актёров. Лично меня греет присутствие Михаила Васильева (известен как Христан в герасимовском «Тихом Доне»). Фильм видел 100% по телевизору в СССР, но забыл напрочь. С удовольствием пересмотрю.

-10

В малом зале – «Любит – не любит?» (см.выше)

27 сентября 1984 года

Это уже моё время))..ветерана, так сказать, посещения кинотеатров. 9-ый класс…Всё впереди…Весь мир НАШ))) В смысле мир не принадлежит СССР, а мир принадлежит девятиклассникам. Два кинотеатра кинотеатр им. М.Горького и «Родина» (новый, только что построенный кинотеатр с самой большой вместимостью и самым большим экраном).

-11

«Родина»

«Через тернии к звёздам» (2 серии). Советская фантастика. Не буду ничего писать. Зачем? Километры рецензий в интернете. Лично мне тогда не зашло. Позднее, при контрольном просмотре, не зашло повторно. Вкус и цвет)))

-12

Кинотеатр им. М. Горького

«Европейская история» (СССР,1984 год выпуска). Помню как сейчас. Фильм понравился. Динамичный, толковый, несмотря на коньюктурность и идеологический заказ. Фильм с участием Вячеслава Тихонова, Леонида Филатова, Владимира Шевелькова и иных хороших актёров и актрис повествует о неприятии европейцев инициативы по размещению ракет «Першинг 2», о кознях милитаристов, честных и продажных политиках, одурманенную молодёжь и пр. Как-то пересматривал и остался доволен. Не шедевр, но крепко сбит. Не зря в 1984 году 50 копеек было потрачено

-13

«Соучастники» (СССР, 1983 год выпуска). Не видел….Ни тогда, ни позже…А в ролях: Филатов, Колтаков… М-да… Глыбы! Выдержка из журнала «СПУТНИК КИНОЗРИТЕЛЯ», август 1984. «Дело, которое досталось герою Филатова, особой сложностью не отличается: ни в опасных погонях за преступниками, ни тем более я стычках с ними, ни даже в хитроумном распутывании заковыристых детективных узлов участвовать ему не приходится. Но, оказывается, не только это выпадает на долю следователя. Бывают задачки не менее трудные. На девятом году отсидки вор Анатолий Тредубенко сделал заявление, что виновен в преступлении еще более тяжком — в соучастии в убийстве. Он и ребята из дворовой компании убили в драке сверстника по прозвищу Фуфло, в чем он теперь и хочет принести чистосердечное раскаяние. Впрочем, нет ли во всем этом подвоха? Зачем парню нужно было вешать на себя преступление, которого никто за ним не числил? Не скрывается ли за этим какой-то расчет? Может быть, в лагере что-то случилось? Может быть, парень просто хочет сбежать от своих коллег по отсидке и придумал повод для вызова на доследование? Или действительно в нем заговорила совесть?..» Прочитал описание и как-то не испытал желания посмотреть. Скорее всего не хочется погружать себя в драматизм сценария – драматизма в реальной жизни и так у многих достаточно.

ЭПИЛОГ

Первый блин испечён. Кому было интересно – не стесняемся и «вохищаемся», распространяем «среди членов нашего ЖЭКа». По аналогии можно продолжать подобные экскурсии в прошлое. От первых двух комментаторов приму желаемые даты и года (с 1921 по 1994), которые вместе вспомним через призму кинопроката.