Найти тему
Юнгианский аналитик

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Почему-то в нашем обществе в мире взрослых все еще чрезвычайно популярна мысль, что ребенок «еще маленький, он ничего не понимает, а вырастет — сам во всем разберется». Хотя все уже, вроде бы, всё знают и о сензитивных периодах, и о волевой сфере, и о прививании ребенку навыков самостоятельности… Ни для кого не новость, что личность и ее базовые качества закладываются именно в детском возрасте, до 7 лет. После 7 лет сформировать что-либо уже нельзя — можно только скорректировать. Поэтому сегодня я расскажу про значение сензитивных периодов в развитии ребенка и их значимость для формирования его личности, а значит, и для всей его последующей жизни.

Сензитивные периоды

Начнем с определения. Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Мария Монтессори называла эти периоды «впитывающими», то есть, это наиболее подходящее время в жизни человека для развития тех или иных жизненных или интеллектуальных навыков.

Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет:

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период развития мелкой моторики (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Что важно знать  о сензитивных периодах

  • Сензитивные периоды бывают абсолютно у всех детей: все дети — каждый в свое время — учатся держать головку, переворачиваться, начинают говорить, ходить, проявляют интерес к чтению, письму, определенному виду игры и т.д. Поскольку все дети — разные, начало каждого сензитивного периода тоже может отличаться, однако, есть и некоторые среднестатистические нормы, которые кто-то может опережать, а кто-то — немного отставать. Это не повод для беспокойства — это повод уделить ребенку чуть больше внимания.
  • Сензитивные периоды можно упустить, и это упущение будет чрезвычайно сложно наверстать! — Именно поэтому важно понимать, на что именно в определенном возрасте следует обращать внимание, и чему именно стоит уделять больше времени.
  • Не нужно «торопить» ребенка, если вам кажется, что он «отстает», и какой-то сензитивный период «накак не наступает» — см.пункт 1. Сензитивный период нельзя простимулировать или форсировать — он наступит сам, без посторонней помощи, это заложено природой.
  • Обеспечьте ребенку возможности для развития — свои для каждого сензитивного периода.Задача взрослых — обеспечить ребенку все возможности для того, чтобы развивать то, что требует развития в определенный период его жизни. Например, не надо ограничивать возможность двигаться, если у ребенка сензитивный период для развития двигательной активности: лучше, создайте ему возможность двигаться столько и так, как ему хочется — разумеется, подумав и о его безопасности. Я же постоянно наблюдаю вокруг себя историю: «Сиди тихо! Не бегай! Прекрати прыгать!» — это и есть именно то, о чем я говорю — ограничение ребенка в период самого активного развития его двигательных способностей, умения управлять своим телом и получения навыков взаимодействия с пространством.
  • Учиться новому в сензитивные периоды — легко и естественно.То есть, когда мы вовремя замечаем наступление очередного сензитивного периода, и создаем ребенку благоприятные условия для развития того или иного навыка — его обучение происходит максимально легко и незаметно для ребенка. Он сам будет искать возможности получать те навыки, которые в данный момент ему нужны: сам будет вставать на ножки и делать шаги, сам будет тянуться к книге, чтобы научиться читать, сам, с удовольствием будет выводить буквы, которые знает, и сам будет стремиться убираться в комнате, когда наступит нужный момент. Ваша задача — внимательно наблюдать за тем, к чему он проявляет интерес, и удовлетворять его запрос, учить его в эти моменты тому, чему он сам так стремится научиться.

Что будет, если упустить сензитивные периоды?

Если мы пропустили один или несколько сензитивных периодов, то это может повлечь за собой замедление общего темпа развития сразу во всех сферах! Разумеется, у всех детей — разные способности, и если до 5 лет начать активную работу, то ребенок сможет наверстать упущенное, и нагнать сверстников, однако обучение будет даваться ему сложнее, чем тем, кто осваивал нужные навыки в свой сензитивный период. Однако, после 5 лет педагогически запущенному ребенку будет уже совсем сложно наверстать своих сверстников — это надо иметь в виду.

Еще важно: если какой-то из сензитивных периодов пропущен — ребенку все равно необходимо прожить его, пусть и позже, чем надо. Наша психика устроена так, что в данном случае она не терпит пропусков, поэтому каждый сензитивный период должен быть прожит, и все, что необходимо делать в эти периоды — должно быть сделано. «Перескочить» через период и перейти к следующему этапу, пока не прожит предыдущий — не получится.

Кроме того, у депривированного ребенка («депривация» — долговременное лишение возможности удовлетворять свои потребности) сила воли и целеполагание развиты слабее, чем у детей, с которыми занимались активнее. Они привыкли к тому, что все их попытки познания сталкиваются с ограничениями, и что стремиться к чему-то — бессмысленно и бесполезно. Поэтому, помимо пробелов в общем развитии, приходится восполнять также и пробелы в формировании волевой сферы… Но об этом я расскажу уже в следующей статье, поскольку формирование воли у дошколят — это тоже большая, важная и интересная тема.

Я не просто так решила выпустить эту статью сегодня — в День воспитателя. Значение дошкольного периода в нашей жизни переоценить сложно: часто на сеансах психотерапии с моими клиентами мы вспоминаем и разбираем именно этот период, потому что, увы, именно в этот период люди, как правило, получают самое большое количество психологических травм, которые врастают в их личность и отравляют всю их дальнейшую жизнь.

-2

И наверное именно это отчасти и стало той причиной, почему мы — я и весь коллектив нашего Центра развития личности «Алиса» — занимаемся тем, чем занимаемся. Мне больше всего на свете хочется, чтобы наши дети избежали того, что выпало на долю нам, чтобы кошмары наших детских садов обошли их стороной, а свое детство они, в отличие от нас, вспоминали как прекрасное и интересное время, полное чудесных людей, новых открытий, и, конечно, любви. И — как знать — может быть, именно это и спасет наш мир от безумия…

Сегодня я хочу поздравить всех наших педагогов и сотрудников с нашим профессиональным праздником, и от души поблагодарить их за то дело, которое мы делаем всей командой. Я уверена, что каждый из тех, кто работает у нас, верит в то, что делает, и не сомневается в значимости тех процессов, которые происходят в нашем Центре ежедневно, капля за каплей внося свою лепту в то, чтобы наш мир стал немного лучше, а наши дети — немного счастливее. Спасибо вам!