Многие из шаблонов в фильмах уже давно устарели, но режиссеры находят способы, чтобы изобретательно использовать их в своих картинах.
В общем смысле клише - это принятый образец восприятия, способ интерпретации или выражения, которому слепо подражают; штамп. В фильмах это частое явление, когда из одного кино в другое переходят действия героев, ситуации или даже демонстрация эмоций. Например, когда герой плачет, то он почему-то обязан снимать очки. Или сорванная свадьба, или герой, который непременно оказывается рядом в безвыходной ситуации. При этом, в разных культурах к клише разное отношение. Например, в индийских фильмах есть свои штампы, которые режиссеры нарочито используют. В голливудских картинах все сложнее. Авторы пытаются их избегать, а если использовать, то очень аккуратно, но от этого клише только ярче бросаются в глаза. Странно, да?
1) Из штампов, которые вызывают искреннее недоумение: это подростки-переростки, которые борются со злом. При этом взрослые охотно взваливают на них эту тяжелую ношу, наблюдая за всем в стороне. Среди исключений, наверное, Гарри Поттер. Там этому есть хотя бы логическое объяснение. Но вот в "Ривердейле", например, это никак не поясняется. Школьники воюют с маньяками, сетами, разыскивают похищенных жертв, а родители просто наблюдают за этим и подначивают. Или в "Очень странные дела". Или в "Сабрина - маленькая ведьма". Отчасти подростковое кино, наверное, и должно быть таким. Но вспомните хотя бы "Лабиринт". Там одинокому путешествию героини было объяснение. Или "Хроники Нарнии".
2) Падение убегающих жертв от злодея. Всегда раздражал этот ход, которые встречается в большинстве хорроров. Из того же разряда, когда героям нужно обязательно зачем-то разделиться и бродить в потемках в одного, чтобы быть убитым маньяком или каким-нибудь паранормальным существом. Кстати, большинство штампов из фильмов ужасов мастерски обыграны в "Хижина в лесу".
3) Главный герой или героиня - особенные. Причем, если в голливудских фильмах от этого штампа стараются уходить, то азиатский кинематограф дал клише буквально вторую жизнь. Такие герои есть почти во всех дорамах. Ну ок. Возможно, это культурная особенность.
4) Герой всегда рядом в нужную минуту. Он обязательно спасет героиню от опасных или неловких ситуаций. Даже если по логике он оказался там, где не должен был быть. Хотя опять же. Сейчас это клише стараются использовать в обратном направлении. Когда героиня спасает героя. Кстати, тоже уже слегка поднадоело.
5) Злодейский смех. Всегда бесило. Вероятно, в некоторых случаях он оправдан. Например, как в фильме «Остин Пауэрс». Там злодей так и называется Доктор Зло, поэтому он собрал в себе абсурдность всех злодейских привычек и штампов. Или злодейских смех логичен, когда пытаются подчеркнуть сумасшествие антагониста , как в "Сиянии" или "Джокер". Но когда злодей просто смеется для накала страстей, то это выглядит по меньшей мере нелепо.
А какие клише вас раздражают больше всего?