Нелегким был путь немецких конструкторов к знаменитой "трешке", Pz.III или T-3. На пути этом были конечно и неудачи, но немцы упорно двигались вперед, оставляя для истории упоминания о небольших сериях опытных танков, прежде чем на поле боя появился действительно серьезный противник. Сегодня немного расскажу о краткой истории таких промежуточных модификаций. Когда я впервые начал немного изучать тему этих малосерийных машин, то для меня так и осталось загадкой, зачем немецкие конструктора бросались от одного типа подвески к другой и обратно? Давайте попробуем разобраться в этом.
История начала работ по, так называемой, машине командира взвода или по-немецки Zugführerwagen, предполагали создание тоже легкого танка, который управлял бы легкими пулеметными танками. Такой танк должен был иметь более мощное вооружение чем подчиненные и потому в техзадание было четко записано - 37 мм орудие и 2-3 пулемета. Решение о начале разработок такой машины было принято почти сразу после прихода Гитлера к власти, уже в 1934 году. Масса будущего танка была определена в 10 тонн. В конкурсе приняли участие 4 компании. Это были ведущие оружейные концерны Daimler Benz, Krupp, Rheinmetall и MAN.
Впрочем уже на этапе проектирования стало понятно, что в рамки 10 тонн уложиться если не нереально, то уж очень сложно. Немцы решили применить переднее расположение ведущего колеса и переднее расположение трансмиссии (подглядев это у англичан). Практически у всех конкурсантов получалось по пять опорных катка на борт. А вот вес в 10 тонн не получался ни у кого.
Рассмотрев представленные проекты комиссия приняла компромиссное решение, отделить "мух от котлет" (с), а именно отдельно проектировать башню, а отдельно корпус. В итоге было решено что MAN и Daimler Benz строят корпус, а Krupp и Rheinmetall башни. Надо отметить, что при проектировании корпуса и шасси, немцы кое-что позаимствовали у американцев, а именно свечную подвеску. Однако, немецкие инженеры усовершенствовали ее, разместив элементы не внутри корпуса, а снаружи.
Поскольку MAN по пути к изготовлению корпусов сошел с дистанции, единственным участником и победителем признали Daimler Benz. А вот по башне в честной борьбе победил Krupp. Надо отметить, что немцы стремились сделать танк достаточно широким для обеспечения лучшей остойчивости и низким, для того что б ниже была заметность. Так вот для снижения высоты, немецкие инженеры сделали слишком маленькие "стаканы" для пружин подвески. Сами же пружины за счет увеличенной толщины получились довольно жесткими. Ни о какой плавности хода речи быть не могло, а техника требовалась. Поэтому запустили маленькую серию из 10 штук и назвали модификацию Pz.Kpfw. III Ausf.A. Кстати масса этого танка имеющего всего лишь противопульную броню достигла показателя в 15 тонн. Изменения в танке, начались уже на этапе серийного производства этой модификации. Немного уменьшили диаметр ленивца, добавилось лючков для наблюдения и, пожалуй самое важное, поставили более мощный двигатель Maybach HL108TR с мощностью 250 л.с.
Немцы все-таки оказались довольно практичными и не стали заказывать крупную серию. Вместо этого было решено подготовить новый проект с использованием рессорной подвески. Подвеску переработали кардинально. Опорные катки сгруппировали в тележки с применением рессорной подвески.
Во второй модификации ленивцы и ведущие звездочки были такими же как и на первой модификации танка (Ausf.A). Опорных катков стало по 8 штук на каждый борт. Но самой отличительной чертой этой модификации стали круглые лючки для обслуживания тормозов в нижнем лобовом листе. Именно по ним проще всего определить модификацию В. Изготовили их тоже всего 10 штук. Кстати параллельно этой версии с рессорной подвеской немцы изобретали...третий вариант! Тут они решили попробовать использовать одну большую рессору посредине корпуса и по малой (ну как бы полурессоре на передний и последний опорный каток).
Так путем проб и ошибок немцы подходили к созданию одного из самых опасных противников начального периода Второй Мировой - среднего танка Т-3, как называли его у нас. Внимательно изучив опыт испытаний первых Pz.III Ausf.C в Daimler догадались сгруппировать катки по-другому. И это был уже основной герой сегодняшней статьи Pz.III Ausf.D. Теперь и передняя и задняя пара катков имели свои полноценные рессоры. Установлены они были под углом.
В конструкции ходовой снова появились амортизаторы, изменили коробку передач. Появилась совсем другая командирская башенка. Были убраны жалюзи на надмоторной плите.
Вооружение Pz.Kpfw III Ausf.D состояло из трех пулеметов MG34 и 37 мм орудие KwK 36. Бронирование было таким же как и у предыдущих версий, но командирская башенка была утолщена до 30 мм. Хотя ряд зарубежных изданий считают что броня была усилена до 30 мм в лобовой части. Экипаж по-прежнему включал в себя 5 человек. Разумеется танки были радиофицированы Fug5. В 1938 году выпустили 25 штук Pz.III Ausf D и еще 5 "добрали" в 1940 году из имеющихся заделов. Ну не пропадать же добру? Забегая вперед, скажу, что немцы не остановились в поисках оптимальной ходовой и в итоге из вот этих метаний получился, вполне приличный массовый средний танк начала Второй Мировой. О некоторых я расскажу в дальнейшем, ибо есть уже, на данный момент, две коробки с "тройками" более поздних модификаций.
Сказать прямо, больших данных о боевом использовании этой модификации нет. Понятно, что с броней в 15 мм много не навоюешь. Но от безысходности, достоверно известно что "тройки" D участвовали в боях в Польше и Франции. Где им пришлось туговато.
Больше всего "троек" ранних модификаций (в основном С и D) были в 1 танковом полку 1 дивизии. Всего в рядах Вермахта насчитывалось порядка 50 танков к этих типов к 01.09.1939 года. После Польской кампании порядка 30 танков были потеряны. Сколько безвозвратно потеряно, сказать сложно. Я не нашел разделения в потерях по модификациям "троек". Так же судя по фото, оставшиеся приняли участие во Французском блицкриге и в захвате Норвегии. Наконец известно, что последние Pz.III Ausf.D в строевых частях участвовали в боях в Карелии в 1941 году, где и были уничтожены. Правда это были некие гибриды с корпусами от модификации D, но с башнями от C. Те самые которые собрали в 1940 году из заделов (я писал о них выше). Кстати, интересный факт, после польской кампании, один Pz.III стал трофеем....Красной Армии.
Ну а что же наш модельный мир предлагает из ранних, мелкосерийных "троек"? Как ни странно, можно собрать их все. Правда выйдет это недешево, особенно сейчас, потому что практически все (кроме А) модификации предлагает бывший украинский, а ныне польский MiniArt. Недостающую же модификацию "А" можно взять от Bronco. А вот в 1/72 есть только D от First to fight
Мне как-то на день рождения на работе подарили модификацию D от МиниАрта. Я на работе во время застолья уже приоткрыл посмотреть что же там и был в шоке от количества литников, которыми была набита под завязку коробка. Довольно долго она лежала на балконе, я считал, что еще не готов взяться за столь сложный набор. Но количество коробок росло, строились другие модели в 1/35 масштабе и я решил что пора. Тем более я получил "под елку" модель к которой и теперь боюсь подходить-огромную коробку с Бергпантерой. Итак, открыл я изрядно выгоревшую коробку и началось...Самое неприятное я увидел прям сразу - то ли от нагрева солнца за много лет, то ли изначально был брак, но у меня оказался поведенным (деформированным) передний лист нижней части ванны корпуса! Исправить практически нереально, а набор шикарный. В общем стачивалось все и сверху и снизу, использовалась шпатлевка и даже нагрев феном, но мне удалось собрать корпус как надо. Помню как долго мучился обрабатывая какое-то нереальное количество сборных траков. Всего в коробке свыше 1100 деталей! Но от сборки получил удовольствие. Реально очень жаль, что MiniArt (а они мои земляки-крымчане) не воссоединились с Россией в 2014, а дернули сначала на Украину и потом в Польшу (как я слышал). Наш модельный мир выиграл бы от такого производителя. Судя по этому набору, MiniArt реально отличный производитель. Возможно с удовольствием возьму позже их "Стюарт" с интерьером. Да, недешево, но, в отличии от Звезды, пилить практически нечего. Я добавил немного сварных швов, поменял ручки на проволоку и добавил проводку к стоп-сигналу исделал трос из проволочных жил. Окраска акрилом. Смывка и фильтр масляные. Немного дождевых подтеков от AK. Ну и вот что в итоге уползло на полку. Листайте галерею. Спасибо за внимание!