Думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов начал работу в осенней сессии с рассмотрения правительственного законопроекта о продлении для морских перевозчиков льгот по страховым взносам за моряков. То есть взносы в Соцфонд за них по-прежнему будет отдавать государство. Число перевозок продолжит расти, и этот рост будут обеспечивать исключительно россияне. В то же время в комитете не нашел понимания законопроект справороссов, который приравнивает рождение детей то ли к работе, то ли к исполнению госконтракта.
ЗА ТЕХ, КТО В РЕЕСТРЕ!
Первое в осенней думской сессии заседание комитета по труду началось с обсуждения глобального вопроса - поддержки российского экспорта морскими путями. На первый взгляд может показаться, что такие вопросы лучше обсуждать с комитетом по налогам и бюджету или по экономической политике. Но если всмотреться в проект, представленный Виталием Клюевым, директором Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта, то окажется, что представитель Минтранса все-таки зашел по адресу.
Вернее, законопроектов два, и оба продлевают уже действующий режим так называемого российского международного реестра судов. Суда из этого реестра подпадают под специальную схему налогообложения и “некоторых дополнительных послаблений”. Все это действует для судов, которые зарегистрированы под российским флагом и построены на российских верфях, начиная с 2010 года. Либо для судов, приобретенных для внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. За время действия этого специального режима под российский флаг зашло свыше тысячи судов, и их всего стало больше в 2,7 раза. А объем полезных перевозимых грузов увеличился в 4,4 раза. И раз действующий закон, таким образом, показывает эффективность, а действие его должно закончиться в 2027 году, правительство предлагает продлить его еще на десять лет, до 2037-го.
Но нас в этой истории больше интересуют моряки, работающие на таких судах. Потому что “некоторые дополнительные послабления” подразумевают, в том числе, нулевую ставку на взносы в Социальный фонд. И может показаться странным, что такой законопроект уже был одобрен больше десяти лет назад профсоюзной стороной РТК и одобрен теперь снова. Но все дело в том, что ставка на соцвзносы обнуляется для работодателей под государственные гарантии компенсации выпадающих доходов Соцфонду. То есть сами работники - в данном случае моряки - от такой меры нисколько не страдают. Просто, грубо говоря, взносы за них платит государство, а не работодатель.
- А если применять обычный режим налогообложения и платежей, то [российские перевозчики] не выдерживают конкуренции, что не способствует строительству судов на российских верфях и привлечению судов под российский флаг. Таким образом, экспортные операции сильно затрудняются, - объяснил Клюев.
- Вы помните, - дополнила в докладе от комитета депутат Светлана Бессараб (ЕР), - что под российскими флагами наши моряки уже почти не ходили. Потому что действительно для российских судовладельцев выплата заработной платы объективно сопряжена с тем, что затраты [в связи с социальными взносами] увеличиваются примерно на 30%. И поэтому, конечно, наши российские судовладельцы были неконкурентоспособными до введения соответствующей нормы. При этом происходит трансферт из федерального бюджета, поэтому непосредственно получатели страховых взносов не несут от этого никаких убытков.
Кроме того, отмечает Клюев, на судах, включенных в тот самый реестр “привилегированных”, работают исключительно российские моряки. И “нет ни одного случая”, когда бы на них работал иностранец. Ну что тут скажешь… Может, стоит завести такой реестр в сферах ЖКХ или строительства? Хотя там зарплаты это вряд ли поднимет - просто работодатели снизят издержки. Но за российских моряков действительно приятно.
В том числе и потому, что работа под российским флагом дает им всеобъемлющую защиту. Как напоминает директор департамента Минтранса, Россия присоединилась к Конвенции о труде в морском судоходстве. Министерство иностранных дел обязано репатриировать моряков, попавших на чужбине в трудную ситуацию. Кроме того, скоро заработает реестр моряков, которые трудятся за рубежом, - его будет вести Минтруд. А их контракты должны проверяться лицензированными крюинговыми компаниями (от англ. crewing - набор в экипаж).
- Мы работаем плотно с профсоюзами, - добавляет Виталий Клюев. - И когда у моряков сложности возникают, то в рамках специальной комиссии Минтранса по реализации конвенции о труде в морском судоходстве мы эти сложности решаем совместно с Министерством иностранных дел и Министерством труда и социальной защиты.
“ДАВАЙТЕ ИСПРАВИМ ПРИНЦИПЫ”
Другую представленную 18 сентября в комитете Госдумы по труду инициативу вряд ли ожидают столь же радужные (в хорошем смысле) перспективы, как законопроект о моряках. Это значит, что очередной социально значимый документ вынес на обсуждение несгибаемый справоросс Андрей Кузнецов. (И если вы видите в таком представлении иронию по отношению к нему, то напрасно. Депутат на самом деле говорит много разумного и доброго, но вечным ничто из этого не становится, потому что отклоняется, и часто по не менее разумным и даже, бывает, добрым причинам.)
Новый законопроект от “Справедливой России - За правду”, говорит Андрей Кузнецов, “направлен на стимулирование поддержки семей с детьми”. Что уже можно считать новаторством в данной сфере. Потому что до того все подобные инициативы были направлены на саму поддержку семей, а не на ее стимулирование. На этот раз справороссы как будто решили предложить кнут или пряник самому государству, чтобы оно лучше и охотнее поддерживало семьи. Было бы интересно, но нет: оказалось, это просто оговорка.
- Мы наткнулись на несколько таких нелогичностей и ограничений, которые заложены в нашем законодательстве - прежде всего в законодательстве о страховых пенсиях, - приступил к делу депутат. - У нас период ухода за ребенком, засчитываемый в трудовой стаж, составляет полтора года, а семье разрешается отпуск по уходу за детьми до трех лет. Логично было бы, наверное, совместить эти цифры. Раз отпуск по уходу за ребенком допускается, то почему тогда из этого периода мы только половину учитываем как трудовой стаж?
В продолжение темы “декретного стажа”, фракцию СРЗП не устраивает и следующее. Сейчас один из родителей может ухаживать за каждым ребенком до его полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Получается, это время можно как бы распределить между четырьмя детьми. Не так давно еще речь шла о трех годах и, соответственно, о двух детях. Но в партии считают, что раз страна взяла курс на многодетность, то ставить здесь какие-либо ограничения неразумно в принципе. Предлагается, значит, убрать эти шесть лет из законодательства.
Две эти меры, между прочим, интересно смотрятся вместе. Будь они рабочими, в теории, можно было бы рожать одного ребенка за другим беспрерывно и получать за это пенсионный стаж. Думается, многодетные матери были бы не против.
- У нас сегодня [многодетные] матери могут выходить на пенсию в 50 лет при наличии трудового стажа 15 лет, - напоминает Кузнецов. - Значит, данным законопроектом мы предлагаем такое соглашение между государством и семьями. Государство либо признает, что семьи - это государственный интерес, это государственная значимость, либо отдает на откуп это, так сказать, самим гражданам.
Как будто депутат не знает, что всё, имеющее государственную значимость, рано или поздно становится у нас государственной собственностью… И коль скоро речь зашла о некоем соглашении, для начала семьи могли бы брать подряды на рождение детей для государства. В рамках тендеров, конечно, по закону о госзакупках. С требуемыми параметрами и приемной комиссией. Тем более, говорит Андрей Кузнецов, “государство признает это своим интересом, поэтому отдавать [это] только на откуп семье нельзя”.
Наконец, предлагается установить индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды по уходу за четвертым и последующими детьми. Сейчас максимум - это коэффициент 5,4 за отпуск по уходу за третьим ребенком. Нужно, говорят справороссы, установить за четвертый декрет и далее - 7,2. Тут же вспомним о двух предыдущих пунктах, и получится, что женщинам проще будет сразу заводить трудовую книжку в родильной палате. Хотя нам-то для матерей, поверьте, ничего не жалко. Странно просто - это ж сколько женщин из экономики выпадут, а пенсию получать все равно будут? Вот и правительство в своем отзыве с нами согласно. Но у Кузнецова есть ответ: -
Если это противоречит принципам пенсионной системы, давайте принципы исправим. Прошу поддержать.
Но - нет. Возможно, в следующий раз повезет.
Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"
Не забудьте подписаться на нас, чтобы не пропустить интересные новости!