Найти тему

Американские военные вертолеты и самолеты вертикальной посадки и взлета: Пясецкий HJP/HUP (H-25) Ретривер (Армейский мул) -1948.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Модель Piasecki HUP Retriever была разработана в соответствии с требованием Военно-морского бюро аэронавтики (BuAer) в 1945 году, предусматривающим создание относительно компактного спасательного вертолета общего назначения для полетов с авианосцев, линкоров и крейсеров в роли, которую ранее выполняли катапультные гидросамолеты, такие как Curtiss SC-1. После рассмотрения предложений BuAer сузила конкуренцию до одновинтового Sikorsky model S-53 и тандемного Piasecki model PV-14, которые получили обозначения XHJS-1 и XHJP-1 соответственно. Когда первый из трех прототипов XHJP-1 впервые поднялся в воздух в марте 1948 года, он получил цельнометаллический полумонококовый фюзеляж. Другие особенности включали обычное расположение шасси (хвостовое колесо), горизонтальный стабилизатор со скошенными вертикальными ребрами у основания пилона и радиальный двигатель, расположенный в кормовой части кабины, который приводил в движение оба несущих винта через общую коробку передач. Конкурсные испытания четко продемонстрировали, что более широкий центр тяжести тандемной компоновки несущего винта XHJP-1 позволяет ему поднимать более тяжелые грузы при имеющейся мощности, плюс его складной несущий винт позволяет лучше размещать палубу на борту кораблей ВМС. По завершении испытаний в середине 1948 года BuAer объявила победителем компанию Piasecki и заключила контракт на 32 серийных варианта HUP-1, первоначальные поставки начались в начале 1949 года. Подрядные производственные контракты ВМС, заключенные с Piasecki, предусматривали поставки в 1951 и 1952 годах 165 HUP-2 с усиленными двигателями R-975–42, органами управления с электрическим усилением и автопилотами Sperry, которые устранили необходимость в кормовом оперении. Пясецки также построил 15 дополнительных вариантов HUP-2, которые были поставлены французской авиакомпании Aeronavale. Двенадцать HUP-2, позже модернизированных погружающимся гидролокатором для противолодочных операций, вернулись на вооружение ВМС в качестве HUP-2. В 1951 году армия заключила с Пясецки контракт на 70 вертолетов общего назначения, аналогичных HUP-2, которые поступили на вооружение в 1952 и 1953 годах как H-25A.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Серийные HUP-1 первоначально были доставлены в HU-2 в NAS Lakehurst, штат Нью-Джерси, для продолжения эксплуатационных испытаний и тренировок (HU-1 и HU-2 были сформированы из VX-3 в 1948 году) и в составе подразделений HU-2 начали выходить на боевую готовность в качестве охраны самолетов на борту авианосцев ВМС в начале 1951 года. Поскольку поставки HUP-2 для HU-1 и HU-2 продолжались в 1952 году, они заменили Sikorsky HO3S-1 в спасательных операциях на борту судов, медицинской эвакуации и подсобных работах. Начиная с 1954 года Военно-морской флот передал 13 HUP-2 Корпусу морской пехоты, которые поступили на вооружение различных авиабаз для выполнения спасательных и подсобных работ. Пятьдесят армейских H-25A были переданы военно-морскому флоту в середине 1950-х годов и приняты на вооружение как HUP-3. Поскольку HUP-2 и HUP-3 были постепенно выведены из состава действующих ВМС и морской пехоты в конце 1950-х годов, многие из них были переведены в резервные части. Когда в сентябре 1962 года вступила в силу система трех видов обслуживания, HUP-2 и HUP-3 стали UH-25B и UH-25C соответственно, а самые последние образцы были выведены из резерва в 1964 году.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Армейские варианты: 70 H-25As, получившие название “Армейский мул”, отличались от HUP-2 гидравлическим усилением управления, усиленными двигателями 46A, усиленными грузовыми полами и модифицированными дверями для облегчения транспортировки медицинских носилок. Однако, находящиеся на фактическом вооружении, H-25A были признаны непригодными для жестких армейских операций в полевых условиях, в результате чего все, кроме 20, были переданы на вооружение ВМС. Армия использовала оставшиеся H-25A для тренировок и местной медицинской эвакуации, пока их полностью не сняли с вооружения в 1958 году.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк.