Найти тему

Обеспечить суверенное равенство всех государств

Подлинная многосторонность является главным залогом стратегической стабильности и неделимой безопасности.

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров выступил на совещании министров иностранных дел «Группы двадцати» «на полях» 79-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Глава МИД РФ изложил позицию России по вопросу реформы глобальной архитектуры управления и ряду других актуальных международных проблем. Публикуем выдержки из его выступления.

О формировании многостороннего мира
Формирование многостороннего мира требует модернизации международной архитектуры управления, если мы хотим построить более справедливый и демократичный миропорядок, опираясь на непреходящие принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи.
«Группа двадцати», будучи ведущим экономическим форумом, способна придать мощный импульс этим объективным процессам, которые продиктованы самой жизнью. Считаем, что двадцатка должна строго придерживаться отведённого ей мандата, не углуб­ляться в вопросы мира и безопасности и другие сугубо ооновские универсальные проблемы. Важно, чтобы деятельность нашей площадки неукоснительно основывалась на принципе консенсуса.
В 2023 году на саммите «Группы двадцати» в Нью-Дели мы пообещали все вместе усилить голос развивающихся стран в принятии коллективных решений. Необходимо воплотить эти заверения в конкретные дела. Реформа международных институтов, которые следует рассматривать как глобальные общественные блага, должна проводиться с учётом интересов новых растущих центров мирового развития. Текущие реалии свидетельствуют о том, что соотношение в весе экономических лидеров претерпело существенные изменения.

О БРИКС и других форматах нового типа
Члены БРИКС ещё два года назад впятером обошли «Группу семи» по уровню реального ВВП. По прогнозам, к 2028 году теперь уже десятка членов БРИКС будет выпускать порядка 37 процентов мировой продукции, в то время как семёрка просядет до 27 процентов и даже ниже.
Одновременно наблюдается быстрый подъём Африканского континента и других регионов Глобального Юга и Востока. На их рынки Россия активно переориентируется. Это Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка и Карибский бассейн, Южная Азия, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.
Всё большее значение приобретают многосторонние форматы нового типа, такие как БРИКС (где Россия председательствует в 2024 году), ШОС, ЕАЭС, АСЕАН, Африканский союз, Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК).
Набирают обороты проекты сопряжения интеграционных усилий, например российская флагманская инициатива Большого Евразийского партнёрства. Удалось добиться разворота «Группы двадцати» в сторону приоритетов развивающихся экономик. Принципиальную роль здесь сыграла череда председательств стран с формирующимися рынками Индонезии, Индии, Бразилии. Убеждены, что эта тенденция сохранится и в ходе грядущего председательства Южной Африки.
Активно приветствовали присоединение к двадцатке Африканского союза. Поддерживаем и настрой Лиги арабских государств на подключение к работе форума. Предложил бы подумать о создании в «Группе двадцати» специализированного трека сотрудничества региональных площадок.
Ощутимый прогресс достигнут в области дедолларизации международной финансово-экономической системы. В частности, доля национальных валют в расчётах России со странами ШОС и ЕАЭС уже превысила 90 процентов. С партнёрами по БРИКС мы вышли на показатель 65 процентов, и эта цифра растёт. Доля доллара в структуре платежей членов БРИКС сейчас ниже 29 процентов. Со своей стороны продвигаем запуск независимого платёжно-расчётного механизма в Шанхайской организации сотрудничества. Другая перспективная прорабатываемая тема – это единая платформа для расчётов в цифровых национальных валютах по линии БРИКС.

О деструктивном курсе США и их союзников
Тем не менее некоторые глобальные механизмы по-прежнему остаются в руках Запада, который этим злоупотребляет. Особую тревогу вызывают попытки США и их союзников навязать международным структурам конфронтационную повестку, сделать их проводниками односторонних рестрикций, хищений, арестов суверенных активов, торговых войн и недобросовестной конкуренции, в том числе под флагом экологии и климата.
Всё это – очевидное проявление неоколониализма. За последние десять лет только против России странами коллективного Запада введено свыше 21 тысячи незаконных ограничений. Их экстерриториальное применение (а это более одиозный, нелегитимный рейдерский подход) бьёт прежде всего по беднейшим странам и нуждающимся группам населения, лишая их доступных энергоресурсов, продовольствия и удобрений.
Мы за то, чтобы развивающиеся экономики получили соразмерные их весу доли голосов в МВФ и Всемирном банке. Ни один акционер в МВФ, в том числе и США, не должен иметь возможность блокировать коллективные решения.
Неприемлема сама монополия Запада на определение шкалы приоритетов Бреттон-Вудских учреждений, что приводит к перетоку средств на подпитку военных авантюр в ущерб помощи Африке, Азии, Латинской Америке и международному развитию в целом.
Необходимо также добиться выполнения странами-донорами обязательств, подразумевающих выделение на содействие развитию ежегодно 0,7 процента ВВП (впервые это обязательство принималось 50 лет назад, и оно так и не выполнено), а также обещанных 100 миллиардов долларов на финансирование климатических действий. Здесь тоже ничего не сделано. Всё внимание и ресурсы международных институтов и Запада поглощены Украиной.

За последние десять лет только против России странами коллективного Запада введено свыше 21 тысячи незаконных ограничений

О важности роли ООН
Реформа глобальной архитектуры управления должна вестись с учётом непреходящей центральной роли ООН в системе международных отношений. Устав ООН и международное право не должны подменяться некими келейными правилами. Пагубность закулисных методов и необходимость реанимации подлинной межгосударственной природы Всемирной организации стали особо очевидны в ситуации с «Пактом будущего». Будущее наших народов не может изобретаться в пробирке с участием Секретариата ООН и западных лоббистов. Решение на этот счёт важно формировать в условиях переговоров, добиваясь баланса интересов.
Напомню, что при подготовке «Пакта будущего» не было ни одного раунда переговоров с участием всех делегаций. Это беспрецедентно. Тем более что два года назад мы договаривались принять его консенсусом. Не получилось из-за упомянутых экспериментов. И не зря в призыве, который принимает «Группа двадцати» по инициативе Бразилии, этот пакт только отмечается. Он большего и не заслужил.
Хотел бы коснуться раздела, посвящённого оживлению Генеральной Ассамблеи. Там сказано: необходимо добиваться укрепления роли Генеральной Ассамблеи ООН как «главного совещательного, директивного и представительного органа Организации Объединённых Наций». Как совещательный орган Генеральную Ассамблею ООН не хотят видеть те, кто кулуарно, на коленке, в закутке, писал этот «Пакт будущего».
Печально, что уважаемую «Группу двадцати» и её позицию о необходимости делать Генеральную Ассамблею по-настоящему народным форумом с дискуссией и принятием решений на универсальной основе «Пакт будущего» просто проигнорировал.
Ключевым вектором наших реформенных усилий должно стать обеспечение суверенного равенства всех государств. Об этом только что говорила наша коллега из Мексики. Это главное положение Устава ООН. Там записано: «Объединённые Нации основаны на суверенном равенстве государств». И как я уже сказал, на поиске баланса их интересов и взаимной выгоды.
Нами должно двигать стремление достичь подлинной многосторонности, которая является главным залогом стратегической стабильности, неделимой безопасности и открытой недискриминационной экономики.

Мария ТОМИЛЕНКО, «Красная звезда»