Саймон Бергер — один из самых необычных художников в мире. Он создаёт на специальном затемнённом стекле фотореалистичные портреты, разбивая его ногами и используя обычный молоток. Тысячи образующихся на поверхности трещин, которые пересекают друг друга в разных направлениях, визуально напоминают штриховку белым карандашом на чёрной бумаге. Видео с мастер-классов Саймона набирают большое число просмотров в интернете, порождая одновременно восторг его «антитворчеством» и споры о нём.
Бергер родился 9 апреля 1976 года и вырос в Херцогенбухзе (Швейцария). Сейчас живёт и работает в Нидерёнце. Плотник по образованию, свой путь в искусство он начал с обработки дерева и создания скульптур из этого материала. По собственному признанию Саймона, он всегда питал интерес к тому, что можно сделать с вышедшими из употребления и выброшенными вещами.
Много времени он отдал работе с кузовами подержанных автомобилей, затем увлёкся техникой ассамбляж, при которой для создания изображения используются объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости подобно картине.
Однажды, размышляя о том, что можно сотворить с лобовым стеклом автомобиля, Саймон решил пройтись по нему молотком и посмотреть, что получится в результате контролируемых ударов. Вскоре художник понял, что осенившая его идея интересная и перспективная. По крайней мере, такого до него точно никто не делал, а оригинальность в мире искусства ценится не меньше мастерства.
Бергер начал экспериментировать, постепенно совершенствуя придуманную им технику создания изображений на подвергающемся воздействию чрезвычайно капризном материале. Сначала он распечатывал фотографию или набросок и подкладывал под стекло, отмечал те места, где нужно нанести удары определённой силы, а потом пускал в ход молоток.
Но постепенно, набравшись опыта, стал усложнять процесс. Теперь он работает без подложки, а небольшой референс находится на экране смартфона. В последнее время, чтобы развлечь зрителей, он при создании очередного портрета предварительно бьёт по стеклу ногами.
Первая же выставка пионера нового направления в искусстве привлекла к себе большое внимание. Зрители и критики сошлись в одном: то, что делает Бергер, действительно свежо, и Саймону удалось превратить изначальную слабость и хрупкость материала в его несомненную силу.
«Необычный холст в этом отношении является как поддерживающей структурой произведений искусства, так и визуализацией художественного почерка, — отозвалась о творчестве Саймона искусствовед Сандрин Вельте. — Стекло позволяет художнику играть с представлением о бесконечном и запредельном, которое принимает конкретную форму в непрозрачности разрывов».
Да, Саймон разрушает, но парадоксальным образом именно это позволяет проявиться красоте из хаоса. Когда он ударяет молотком или подошвами ботинок, из тёмной глубины стекла словно «всплывают» на поверхность красивые и выразительные портреты людей.
«Человеческие лица всегда завораживали меня», — объясняет Саймон Бергер выбор своей основной выбор темы. — На безопасном стекле они обретают себя и магическим образом притягивают зрителя. Это процесс перехода от абстрактного к образному».
Его форма «антитворчества» действительно завораживает, поскольку удары по стеклянной панели создают интригующие изображения из переплетения трещин, которые Саймон называет «морфогенезом». Глядя на творения швейцарца, невольно начинаешь думать о том, что ему удалось сделать из молотка инструмент созидания, а не разрушения.