Эраст Кузнецов — искусствовед, исследователь отечественной книжной иллюстрации. Сам себя он называет «книжным мальчиком», потому что книги с детства занимали в его жизни важное место.
Книжное искусство – моя первая и самая устойчивая профессиональная привязанность. Собственно, я и искусствоведом стал благодаря им – картинкам в детских книгах. Оглядываясь назад, в так незаметно отступившее детство, едва ли не чаще всего вспоминаю о книгах. Ничего удивительного. Я вырос в интеллигентной (не первого поколения) семье, в доме было много книг, и вокруг, и по знакомым, и у меня самого их было много, а заботиться о них и приобретать их для меня начали ещё до моего появления на свет. Лозунг «Книга – лучший подарок», украшавший когда-то едва ли не каждый книжный магазин, был лозунгом моей жизни: книги мне дарили чаще, чем что ни бы то ни было остальное.
Читать я научился так рано, что вспоминаю себя только уже читающим – это состояние было моим как бы «всегда». Моей заслуги тут нет. Мне повезло подрастать в среде, которая меня к чтению активно и увлекательно подталкивала, и нужно было быть «дубиноголовым кретином» (выражение Корнея Чуковского, очень рано запавшее мне в сознание), чтобы не поддаться этому влиянию.
Эраст Кузнецов рассказывает о детской литературе, книгопечатании и иллюстрации с конца XIX до конца XX столетия, но особенно подробно – о 20-30-х годах ХХ века. Это было время ярких событий в отечественной книжной графике всех видов и жанров, время новых подходов к иллюстрированию и новых открытий. В каждой главе кроме краткого биографического очерка есть тщательный анализ творчества художников, особенностей их работы над детскими изданиями. Среди героев книги – А. Бенуа, М. Добужинский, Г. Нарбут, И. Билибин, В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Лапшин, В. Ермолаева, В. Конашевич, А. Пахомов, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Курдов, Э. Будогоский, Б. Малаховский, М. Цехановский, Е. Эвенбах, В. Тамби, Л. Юдин, А. Самохвалов, А. Порет, Е. Сафонова, П. Соколов, Т. Глебова и др.
В некоторых очерках автор опирается на свои детские воспоминания или на опыт общения с теми художниками, с которыми он был знаком лично, поэтому эта искусствоведческая работа в некотором смысле является и мемуарами.
Отлично оформленная книга «Записки книжного мальчика» об истории отечественной книжной иллюстрации вошла в каталог Гайдаровки «100 лучших новых книг для детей и подростков-2023».