Генеральная прокуратура собирается на постоянной основе проводить работу по выявлению преступников, реабилитированных в СССР. Другими словами, из «жертв» они снова должны стать пособниками нацистов и изменниками Родины.
Новая концепция добавила работы прокуратуре
Проект приказа Генпрокурора Игоря Краснова изменяет порядок работы, связанной с реабилитацией жертв политических репрессий. Предполагается, что теперь «на постоянной основе» прокуроры будут выявлять и отменять некоторые из принятых ранее решений. Речь идет в первую очередь о реабилитированных пособниках нацистов — власовцах, бандеровцах, «лесных братьях».
Причиной такого пересмотра стали принятые в июне этого года изменения в Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, пишет «Коммерсант». В частности, в новой версии документа говорится о том, что недопустимо оправдывать и реабилитировать «виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности».
Красноармеец конвоирует бывшего бургомистра Феодосии Василия Софроновича Грузинова. Фото: Евгений Халдей/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
В концепции есть и другие поправки. Так, в текст добавили заявления о важности защищать конституционный строй, суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность России. В то же время исключили утверждение: «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий».
Тысячи дел уже пересмотрены
Работа по выявлению отдельных фактов реабилитации карателей и полицаев началась еще в 2020 году. А начиная со второго полугодия 2022 года сотрудники прокуратуры проверили более 14 тысяч дел, из которых отменили около 4 тысяч.
Случалось, что преступников дереабилитировали и ранее. Помимо упомянутой ранее концепции существует закон «О реабилитации жертв политических репрессий», принятый в 1991 году. В нем указывается, кто не подлежит реабилитации. В список входят изменники, террористы, диверсанты, шпионы, военные преступники, а также виновные в тяжких преступлениях и те, кто совершал насильственные действия в отношении мирных граждан и военнопленных.
Salivanchuk Semen/Shutterstock/Fotodom
Пример «странной» реабилитации и ее последующей отмены приводит Lenta.ru. В 1996 году по непонятной причине реабилитировали немецкого военачальника Гельмута фон Паннвица. Он командовал казачьими частями и сам признался на допросах, что его подчиненные — а это были советские граждане и русские эмигранты — совершали военные преступления в Югославии. Уже в 2001 году решение отменили, и группенфюрер снова «переквалифицировался» в преступника.
Чаще всего речь идет о тех, кто присоединился к вермахту или работал на фашистов в созданных ими органах самоуправления. Заключения о реабилитации отменяют только после детального изучения архивных документов, подчеркнул официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов в беседе с «Коммерсантом».
Почему именно сейчас взялись за дереабилитацию
Политолог и журналист Юрий Светов полагает, что причиной начавшихся пересмотров дел стали события на Украине. Там по сути процветает нацистская идеология, и одной из причин этого называют реабилитацию бандеровцев в 1950-х годах, рассуждает собеседник «Ямал-Медиа».
Действительно, в 1955 году была объявлена амнистия пособников немецких оккупантов. Многих из них впоследствии восстановили в правах, и бандеровцы получили возможность свободно жить и распространять свои идеи.
«Не буду спорить с этим историческим фактом, однако хочу обратить внимание на другое: что изменится от того, что мы отменим решения об их реабилитации? Многие из этих людей находятся на Украине, если они вообще еще живы. Я не понимаю глубинного смысла этого процесса».Юрий Световполитолог, журналист
Эксперт считает, что стоило бы рассматривать отдельные дела, если поступает обращение. Тут он приводит пример дереабилитированного Паннвица. Однако политолог сомневается, что этим нужно заниматься в широких масштабах.
«И, самое главное — вокруг этого сейчас будет масса разговоров, опять будут обсуждать прошлое вместо того, чтобы говорить о сегодняшнем».Юрий Световполитолог, журналист
Член Совета по правам человека Ева Меркачева также считает, что можно было бы обойтись и без новшеств — ее слова приводит Lenta.ru. По мнению правозащитницы, в свете принятых изменений есть риск, что сама идея реабилитации жертв репрессий будет дискредитирована. До недавнего времени правоохранительные и судебные органы работали «практически идеально», считает она. Решения о реабилитации принимались только после тщательного изучения дел, и эксперт не видит причин вносить изменения в процесс.
Ранее мы рассказали, как новые законы и правила повлияют на жизнь россиян с 1 октября.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».