Найти тему
Вечерняя Казань

«Садыков убит «рэмовскими»: предполагаемый лидер «тукаевских» заговорил в суде

Оглавление

Истребовать дело «Хади-Такташ» и готовиться к прениям – так закончился допрос подсудимых по делу вооруженной банды «Тукаевских». Более пяти часов в Верховном суде Татарстана давал показания главный фигурант Геннадий Кирилов.

Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

На видео ниже 23-летний подсудимый вместе с невестой сидит за столом на дне рождения казанского бизнесмена Раиса Садыкова – молодой человек на тот момент отработал под его началом уже три года, не подозревая, что всего через месяц с момента записи ролика, его наставника застрелят в подъезде своего же дома.

Источник: семейный архив Раиса Садыкова, снимает Раис Садыков

Все случится 24 января 1993 года. А спустя 44 дня неизвестный совершит покушение и на Геннадия Кирилова. Спасет сегодняшнего подсудимого случай: друг, подвозивший молодого человека до дома, после стрельбы все еще стоял у подъезда, разговаривая с девушкой, а в больнице, куда срочно доставили умирающего Кирилова, дежурил врач необходимой специализации.

Кто бы мог подумать, но спустя 26 лет организатором убийства Садыкова следствие назовет именно Кирилова. По данным силовиков, подсудимый «заказал» своего наставника по указу лидера группировки «Тукаевские» Радика Ахметшина по кличке Гитлер. Согласно фабуле обвинения, Кирилов встал у руля ОПГ после его смерти в 1993 году.

О том, как случившееся видит подсудимый – и что он рассказал в рамках заседания по еще целому «букету» убийств и покушений, вмененных следствием, в материале «Вечерней Казани».

Тукаевский не с Тукая

Допрос начался с формальных вопросов защиты: имел ли Кирилов отношение к группировке? Был ли знаком с ее активными участниками? Осуществляли ли «криминальное покровительство» казанских предпринимателей? На эти и многие другие однотипные вопросы подсудимый отвечал практически односложно и так же формально: «Нет, не знаком», «нет, не осуществлял», «мне неизвестно» и так далее.

В какой-то момент не выдержал даже председательствующий Айрат Ибатуллин.

– Я вам делаю повторное замечание. Сегодня Кирилов сказал, что никакого отношения к группировке «Тукаевские» он не имеет. Адвокат Богатеева, вы как-то прислушивайтесь к рекомендациям председательствующего! Я же вам сказал, что не по тексту предъявленного обвинения, а по существу предъявленного обвинения (задавать вопросы.«ВК»). Это две большие разницы! Дослушайте сначала – сейчас вы задаете вопросы повторные, которые противоречат здравому смыслу. Сегодня Кирилов сказал, что к оружию отношения не имеет, не видел ни у кого оружия. Группировку «Тукаевские» не знает. Вы сейчас цитируете предъявленное обвинение и задаете одни и те же вопросы. Суд расценивает ваши действия, как умышленное затягивание судебного разбирательства. В протокол, пожалуйста, это, – заявил судья.

– В протокол, пожалуйста, тоже напишите, что вопросы по Шайхутдинову и «общака» не задавались – и в данном вопросе содержатся именно эти обстоятельства. Вы не даете ответить на этот вопрос?, – парировала защитник Алина Богатеева.

– Какой общак, если у нас Кирилов никакого отношения, – не успел договорить Ибатуллин, как его перебили.

– Шайхутдинов, ваша честь, указан в тексте обвинения дважды: как член группировки и член организованной группы «Тукаевские». Вы на следствии не давали вопросы по Шайхутдинову задать, и сейчас не даете по Шайхутдинову задать.

– Задавайте, – сдался председательствующий.

– Я вопрос задала, отвечайте, – обратилась Богатеева уже к своему подзащитному.

– Никаких общих денег, так называемого «общака» между мной и Шайхутдиновым не было, – сказал Кирилов.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Помимо Кирилова по этому делу судят еще шестерых: Айрата Аюпова, Ильнура Киямова, Рустема Шарафутдинова, Александра Марфина, Альберта Казакова и Айрата Абдрахманова. Им предъявлены обвинения в убийстве лидера ОПГ «Новотатарские» Роберта Аюпова, участника той же группировки Айдара Гарипова по прозвищу Гриб, убийство «тукаевского» Баранова, убийство Раиса Садыкова, покушение на директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова, а также незаконное хранение оружия и бандитизм.

Никто из обвиняемых вину не признал. При этом сторона защиты называет дело «сфабрикованным», а подсудимые во время своих допросов не раз указывали суду на противоречия следствия.

Хотя большинство вопросов защиты и можно охарактеризовать, как «юристам от юристов», отвечая на них, Кирилов все же смог передать свою позицию. Так, например, обвиняемый сказал, что никогда не проживал на улице Тукая. С ребятами оттуда время не проводил и спортом с ними не занимался. Учился при этом в абсолютно другом районе, а значит был лишен «классического» для группировок социального лифта: от «молодого» у «старшему» со школьной скамьи.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В 1989 году Кирилов вернулся из армии и сразу попал на поруки к предпринимателю Раису Садыкову. Тот был старше подсудимого на 11 лет, но несмотря на это, они «были знакомы с детства». Жили по соседству, их матери дружили, один из братьев Садыкова был на два года старше Кирилова, и в юности они проводили много времени вместе.

– После армии Раис меня устроил в компанию «Тан» – копия этого решения имеется у меня в книжке, я там проработал чуть больше года. После того, как Раис ушел из компании «Тан», в связи со своими вопросами к партнерам, я тоже ушел оттуда. Чуть позже Раис привлек меня к себе на работу, я потихонечку стал его помощником. Сначала просто возил, потом стал выполнять его поручения и потом можно сказать стал его заместителем, – рассказывал со скамьи подсудимых Кирилов.

Садыков же, с его слов, был учредителем малого предприятия «Идель» – фирма занималась перегоном машин, продажей оптики и алкоголя. Как раз с последними и было связано убийство предпринимателя, считает подсудимый.

Разборка в Шемордане

По версии следствия, Раиса Садыкова решили «убрать», когда тот захотел выйти из под крыши «тукаевских». Соответствующее решение принял лидер ОПГ Ахметшин, а поручил задание Кирилову. Тот, «спустил» его «активным членам группировки» Кадырову и Валитову – стрелял в Садыкова, по данным силовиков, Кадыров.

– Я покопался в материалах своего (по покушению на убийство.«ВК») уголовного дела – в показаниях, которые там есть. Частично они имеются и в нашем деле. В тех материалах дела я видел свои первичные показания, где я описываю лицо, которое в меня стреляло: рост стрелявшего (по данным оперучета. «ВК») совпадает (с ростом убийцы Садыкова, стрелок был низкого роста, но рост Кадырова 185 сантиметров.«ВК»), но одежда может быть другая. А все остальное: стиль и манера покушения – совпадают с покушением, которое было сделано на Садыкова Раиса. Считаю, что это сделало одно и то же лицо, – заявил суду Кирилов.

Подсудимый также называет и предполагаемых убийц: «рэмовские». Дело в том, что в 1992 году приятеля Садыкова по имени Газинур похитили в Шемордане – там мужчина должен был реализовать два вагона водки, но его похитили. Предприниматель узнал об этом и поехал на разговор вместе со своим помощником Кириловым. Мужчины взяли третьего: Станислава Данилина, сослуживца Кирилова.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

В Шемордане «казанских» гостей уже ждали с оружием, как говорит подсудимый. Однако переговорщики смогли прийти к мировой – уже готовы были пожать руки, как вдруг началась пальба. Троих «рэмовских» застрелил Газинур.

Подсудимый в составе двух компаньонов вернулся в город. Там Садыкова задержали, но через 10 дней отпустили. Сотрудники милиции сказали, «что мы-то вам поверили, а вот другая сторона не факт».

Тот случай в Шемордане, по словам Кирилова, произвел на Садыкова неизгладимое впечатление. Он захотел оставить бизнес и обратно вернуться в медицину, а вместо себя поставить Кирилова и братьев.

– Меня рисуют, как иуду, но это не так! Я не могу воткнуть нож в спину ближнему своему. Этот человек для меня сделал все. В 1992 году я сел на новый автомобиль, Вольво – по тем временам это была фантастика! Кто я такой был еще? Вывел меня в люди, всему научил, показал и еще была перспектива даже остаться потом, когда он уйдет в карьеру, вести его дела параллельно. О чем еще мечтать надо было? Я потерял все!, – рассказал Кирилов о смерти своего наставника.

При этом он добавляет, что крыша Садыкову была не нужна – он сам был человеком сильным, как физически, так и духовно. По словам подсудимого, убитый бизнесмен мог найти подход к любому человеку.

– Если бы были какие-то проблемы, то Раис их решил бы сам. Я понимаю, что в 90-е годы все работали с какой-то «крышей», но есть исключения из правил. Раис был тем исключением. Зная о том, что у Раиса такие контакты, связи, друзья. Они действительно были друзьями с Гетманским (начальником ОП «Япеева».«ВК»). Я сомневаюсь, что кто-то посмел бы подойти с такими вопросами, связанными с крышеванием, – продолжил подсудимый.

Фотографии в альбоме

Единственным эпизодом, по которому гособвинитель Элина Ильясова задавала вопросы подсудимому, стал эпизод убийства Раиса Садыкова. Представитель республиканской прокуратуры попросила объяснить наличие у членов ОПГ «Тукаевские» общих фото с Кириловым. Причем свидетели обвинения утверждают, что на снимках абсолютно все персоны являются участниками группировки.

Подсудимый решил оспорить две фотографии – первая сделана на свадьбе Аюпова, вторая на торжестве по случаю освобождения члена ОПГ «Тукаевские». И в первом и во втором случае Кирилов заявил, что даже не знаком или знаком с центральными фигурами этих кадров косвенно, через знакомых.

На вопросы о других вменяемых эпизодах он ответил, что в случае с покушением на директора КСК «УНИКС» Александра Щербакова, подсудимый не имел никакой выгоды. Предпринимателя, по версии следствия, хотели убить, поскольку тот отказался от «крыши» «тукаевских».

Также в 1999 году по этому преступлению обвиняемый был освобожден от уголовной ответственности – к материалам дела приобщили соответствующее постановление. Для проверки его достоверности в суд запросили старое дело «Хади-Такташ», в котором подшит оригинал документа.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

Отсутствие выгоды и мотива, со слов Кирилова, выражалось в том, что все деньги «УНИКСа» проходили через бухгалтерию и получить от них долю было даже в теории невозможно.

Что касается убийства Аюпова и Гарипова, то Кирилов напомнил о показаниях Ринтика (Рината Фархутдинова) и Сито (Андрея Ситнова), данных в суде. Они подробно описали схему «сотрудников шестого отдела», которые обманом вынудили пожизненно осужденного киллера «Хади-Такташ» дать показания на Кирилова. Это же подтвердил Сито.

Автор материала: Андрей Мартыгин