Уважаемые подписчики и гости канала!
Мы хотели бы поговорить на тему мотивации детей. На ту ее составляющую, которую принято завязывать на результат, который они показывают на поле. Привычно уже выстраивается прямая связь между отрицательным результатом (поражение, несколько поражений подряд, низкая строка в турнирной таблице и тому подобное) и отрицательной мотивацией растущих футболистов. С одной стороны, если не копать глубже, вроде так и есть. Да и для любой коммерческой футбольной школе важно, чтобы был постоянный приток, простите за цинизм, клиентов. А на это в том числе действует тот самый результат. Ибо родитель потенциального клиента (снова простите за цинизм) тоже будет смотреть на победы-таблицы и т.п. А что же тренер? А тренер либо выдает результат, как того требует общественность, любыми способами. Либо реализует свой план подготовки ребенка-футболиста, как того требует физиология-психология-возраст и т.д. Оба эти пути пересекаются мало, разве только в единичных "звездочках", которые поначалу тот самый результат делают в обоих случаях, а чем старше становятся ребята, тем больше на результат должна работать команда, и отдельные "звездочки" уже влияют на него мало. И и этот самый результат растворяется... Так как быть? Что ставить в главу угла? Выдавать результат? Или работать на длительную перспективу? И так ли уж влияет результат на ту самую мотивацию ребенка, и черт не так страшен, как его малюют? НА все вопросы в этой статье мы не ответим, это скорее рассуждение с некоторым количеством наших, пусть и субъективных, но основанных на опыте, выводов.
Для начала попробуем рассмотреть несколько точек зрения с разных ракурсов. Со стоящих, так сказать, на разных полюсах колоколен.
Мнение первое. Общепедагогическое. Зона ближайшего развития.
«Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед в развитии».
Это сказал почти век назад Лев Выготский, выдающийся советский детский психолог и педагог. Он ввел понятия зон актуального, ближайшего и потенциального развития. Процесс обучения реализуется, когда стимулируется (поддерживается наставником) зона ближайшего развития. То есть, обучение должно идти немного впереди, за пределами имеющихся умений и навыков, формируя новые под руководством педагога, сверстников и окружающей среды (например, в нашем случае - родителей). Но если задача обучения ставится намного дальше имеющихся навыков - ребенок включает режим паники и обучение не происходит.
Применительно к футболу - это когда одна из команд проигрывает с разгромным счетом, процесс обучения не происходит ни для одной из команд. Да еще и формируется страх перед ошибкам и снижается мотивация к самому процессу обучения у проигравшего. Ну и удовольствия никто не получает. Исходя из этого можно сказать, что соперник не должен быть ни слишком слабым, ни слишком сильным. Но откуда мы знаем возможности соперника? Если команда из года в год играет в одном и том же соревновании, где все соперники известны - тут да, попадается соперник сильный - играем уже со страхом проиграть, если попался соперник слабый - выходим с осознанием своего превосходства. Что тоже не то чтобы положительно работает на процесс обучения. А если состав участников соревнований не известен? Не знакомы возможности ни одной команды? Это как раз самый лучший вариант - когда результат сомнителен. Когда можно и выиграть, и проиграть. И пока не раздался свисток судьи к началу матча, каждая команда во главе со своим тренером может сделать все возможное для победы. Если применить это к соревнованию в целом - в сетке соперников много, и не все одного уровня, в детском же спорте - и футбол не исключение - это уровень может разниться весьма ощутимо. Сегодня - сильный, завтра послабее. И свои силы и уровень знаний и умений можно выявить только на перспективе целого ряда игр. Тренеру же важны именно эти знания - чего достигли его подопечные, можно понять только на существенном массиве статистических данных. И, сделав необходимые выводы, корректировать тренировочный процесс.
Мнение второе. Психолог. Эмоции и ожидания.
Родители требуют побед. Цель тренера (если он хороший тренер, если он именно педагог) - научить. Связь вроде бы прямая: умеешь - значит побеждаешь. Но нет - процесс обучения длителен во времени, а победы нужны вот прям сейчас. И перед тренером появляется дилемма: ставить во главу угла обязательное стремление победить во чтобы то ни стало, тем самым удовлетворив чаяния родителей, или методично формировать навыки воспитанников, невзирая на счет на табло, какой бы он ни был. Любой компромисс - ущербен для обеих сторон.
Зачастую дело оказывается в том, что родители переусердствуют в отношении своих детей в спорте. А именно - слишком большой массив эмоций и - это главное! - ожиданий, которые накладывают родители на своих детей в спорте. Что имеет негативное влияние на психологическое состояние ребенка. Тут две крайности. Первая - родители начинают видеть или видят изначально как средство достижения своих мечт или реализацию собственный ожиданий. Ребенок становится этаким личным социальным проектом родителя. Ребенок чувствует сильнейшее давление и непомерную для его эмоционального состояния ответственность перед родителем. Это приводит к ухудшению состояния ребенка в спорте и даже к появлению психологических блоков. Плюс - ухудшаются взаимоотношения между родителем и ребенком. Вторая крайность - оградить ребенка от негативных эмоций. Поражение с точки зрения родителя есть эмоция негативная. Значит - нужны только победы. А победу может гарантировать только заведомо слабый соперник. В обеих крайностях родитель винит ребенка в недостаточной лояльности ("тебе не важно, что я думаю-чувствую-делаю-требую"), а тренера - в "необеспечении" побед и успехов ("мы постоянно проигрываем, это не наш уровень, мотивация падает"). Ситуация заходит в тупик, и часто выходом является или то, что тренер идет на встречу родителям в ущерб реализуемом им плану подготовки, или ребенок по решению родителей покидает команду, где у него уже сложились дружеские отношения и образовался круг общения на основе интересов (а эти отношения часто крепче, чем, например, отношения в классе общеобразовательной школы, и разрывать их болезненнее), и идет в другую команду, где пусть и будет меньше играть, но зато команда всегда выигрывает. Оба пути существенным образом снижают шансы ребенка на получения того объема навыков, которыми он мог бы овладеть в перспективе.
Мнение третье. Основатель и тренер одной из футбольных школ. В чем ценность побед и поражений.
Проигрывать надо учиться. Даже не так - проигрывать ВАЖНО научиться. По большому счету проигрыш ничего не меняет. Вот выходите вы на второй тайм, уже имея к перерыву 10-0 в свою пользу. Или выходите на поле, когда эти 10 мячей побывали в ваших воротах. В обоих случаях для каждого игрока задача неизменна - надо играть хорошо, и настолько хорошо, насколько возможно. Несмотря на счет, на уровень соперника и на ошибки партнеров.
Родители же или празднуют победу, или начинают утешать в случае поражения. А если это еще и сопровождается критикой действий партнеров и тренера... Это огромнейшая ошибка. Мнение, что для ребенка важно побеждать, а поражения демотивируют - ошибочно. Для ребенка важно ощущение того, что он хорошо играл. Это родители уже пытаются перевести качество в счет на табло, тем самым приучая ребенка оценивать игру так же. Что по сути своей является подменой понятий. Хорошо ли, если команда выиграла, но ваш ребенок просто ходил по полю, пару раз коснувшись мяча (мы не говорим, почему именно - тут очень много причин)? Плохо ли, если команда наткнулась на серьезного соперника, или просто не повезло и проиграли, но юный футболист "выжал" из своих возможностей максимум, показал такое, что заставило схватиться за голову тренера соперника? Что такое хорошо, и что такое плохо применительно к нашей специфике?
Оценивать игру нужно не по счету, а по качеству игры каждого игрока. Выиграли или проиграли — каждый ребенок должен получить от тренера аргументированную обратную связь. И научиться оценивать именно свою игру, а не командный результат.
Проигрывать нужно учиться еще и потому, что потом, во взрослой жизни, будет намного сложнее. Даже если (а так будет с большинством, в большой футбол вырвутся немногие - это правда, какой горькой она бы не была) жизнь потом будет связана не с футболом. И задача тренера - а он прежде всего педагог! - не только научить круто играть в футбол, а играть круто даже при счете 0-10 в пользу соперника. Потому что - и эти слова надо усвоить каждому - ПОБЕДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕЛЬЮ, ОНА ЛИШЬ РЕЗУЛЬТАТ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОЦЕССУ И НЕМНОГО УДАЧИ.
Огромная же ценность победы после нескольких поражений подряд не в том, что она победа (хоть и приятно, бесспорно), а в том, что НЕ БРОСИЛИ И НЕ СДАЛИСЬ, а продолжали упорно играть в футбол, выполнять установки тренера. Потому что знали, что счет не имеет значения, а важно то, как играет каждый в отдельности. И когда это понял каждый ребенок в команде — все получилось.
Вот они - три мнения. Они разные, они о разном. Попробуем подвести итог.
Победа имеет ценность, выраженную в немалой сумме денег, если ты футболист клуба РПЛ. Если ты исполняешь профессиональный контракт. Если для тебя это работа.
Для ребенка, который в футбол играть только лишь учится, сами по себе победа или поражение как таковые, в отрыве от их, так сказать, бэкграунда, ценности не имеют. Зато имеет ценность правильно позиционирование юного футболиста "внутри" результата команды.
Тренер знает, как правильно это сделать. Если он настоящий тренер (мы конечно же именно о таких).
А вот к родителям у нас несколько советов.
1. Не подменяйте понятия. Положительные эмоции у ребенка гораздо ярче не от победы как таковой, а от самого процесса игры. И демотивация кроется не собственно в поражении, а часто в ощущении, что ребенок разочаровал родителя, не отвечает его ожиданиям. Впоследствии это приведет к тому, что ребенок перестанет видеть спорт как удовольствие, а будет ассоциировать его с давлением и стрессом.
2. Не транслируйте высокие ожидания - ребенок может и не достигнуть тех высот, к которым, как вы считаете, он должен стремиться.
3. Уважайте его траекторию развития - успех приходит не сразу, процесс длителен и растянут во времени. И сопряжен с ошибками и поражениями.
4. Фокусируйтесь на успехах и достижениях, а не на ошибках и поражениях. Даже в случае победы лучше похвалить не за результат, а, например, отметить, что в этот раз намного лучше получился определенный прием или было больше полезных для команды действий на поле.
Главное - не переусердствовать. Ребенок потеряет мотивацию скорее из-за давления на него и требовательности в победах, чем от самого поражения. Безусловно, очень важна деятельность тренера в этом ключе - постоянно давать обратную связь и на тренировках, и после матчей. Но с тренером мальчишка проводит час-полтора на тренировке и час на матче. После чего основное влияние на формирование положительного эмоционального отношения к спорту и мотивационной составляющей оказывают родители. И для них главное - прячась за благими намерениями, не навредить.
Мы искренне надеемся, что данная статья, не претендуя на истину в первой инстанции, кому-нибудь поможет. Или заставит задуматься, что тоже определенно даст существенный эффект.
Если есть что сказать нам по мотивам этой статьи - пишите комментарии, дискуссия наверняка получится интересной, и ставьте лайки или дизлайки, кому как зашел материал.
Если хотите посмотреть, как играют наши ребята, как выигрывают, и - да! - проигрывают, или вам было бы интересно почитать что-нибудь подобное - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!