На текущий момент на пунктах пропуска с Китаем возникли заторы, вместо 12–24 часов на границе приходится стоять до недели. Причина - не санкции, а утильсбор, который еще даже не вырос, но уже внес свои коррективы, так как он напрямую затронет спецтехнику, которую массово везут из Китая, чтобы успеть до 1 октября.
Что происходит на границе России с Китаем?
Сейчас на границе с Китаем большие проблемы с движением — образуются километровые пробки. Все дело в том, что резко увеличился поток автовозов, перевозящих спецтехнику из Китая. Причина — ожидание повышения утильсбора, который вступит в силу 1 октября 2024 года. Импортеры пытаются успеть вывезти как можно больше техники до того, как цены вырастут на 10-15%. Из-за этого таможенные пункты просто не справляются с нагрузкой.
Какие машины сейчас покупают со всей России: https://t.me/+h8JiTdfcRE9hMTUy
Больше всех страдают те, кто занимается легковыми авто для физических лиц. Из-за пробок, вызванных большим количеством спецтехники, сроки доставки клиентских машин затягиваются.
Такая ситуация уже знакома тем, кто ввозит автомобили — летом 2023 года был похожий ажиотаж на фоне роста поставок японских автомобилей в Россию. Тогда все спешили вывезти максимальное количество машин до введения санкций.
Как решить данную проблему?
Погранпереходы на границе с Китаем — в Уссурийске, Благовещенске, Читинской области и других местах — просто не справляются с таким потоком машин. В итоге образуются огромные очереди не только для прохождения границы, но и для растаможки и отправки грузов. Проблема усугубляется тем, что нет разделения по видам грузов — легковые авто и спецтехника стоят в одной очереди.
Быстро решить эту проблему, к сожалению, не получится. Из-за этого сроки доставки легковых автомобилей из Китая увеличиваются: автовозы с легковушками тоже стоят в тех же очередях, что и спецтехника. Ожидается, что ситуация стабилизируется только к началу октября, когда основной поток спецтехники уйдёт до повышения утильсбора.
Этот ажиотаж был вполне предсказуем: импортеры спецтехники пытаются успеть вывезти её до повышения цен на 10-15%. Очереди начали формироваться ещё в августе, но тогда они были менее заметны из-за меньшего трафика. Теперь же, как для импортеров, так и для покупателей авто из Китая, есть надежда, что к октябрю ситуация улучшится.
Тем не менее, уже сейчас можно заметить негативные последствия от грядущего повышения утильсбора, хотя оно ещё не вступило в силу.
Возникает вопрос: а стоит ли это того? И не создаёт ли новый сбор больше проблем для автомобильного рынка?