Сегодня предлагаю прогуляться по комнатам и залам дворца Меншикова. Зимой у меня не получилось до него дойти, на выходе из метро упала и сломала ногу, и вот наконец-то я туда добралась.
Попасть в него можно только с экскурсией, билет стоит – 700 рублей, льгот нет. Во дворике, перед входом стоит бюст А. Д. Меншикову.
В ожидании своего сеанса можно посидеть на лавочке.
Ждем начало экскурсии. Я на месте долго сидеть не могу, пошла, позаглядывала по углам)
Лестница наверх - интересное решение. Сами ступени не видно совсем.
Место ожидания экскурсовода.
А теперь история дворца и его хозяина – Меншикова Александра Даниловича, ближайшего друга и сподвижника Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга. Попутно буду добавлять фото и комментарии.
Надо отметить, что дворец - одно из первых каменных зданий нового города на Неве. Строительство дворца началось в 1710 году, первоначально под руководством архитектора Франческо Фонтана, а с 1743 года – палатного дела мастера из Гамбурга Иоганна Готфрида Шеделя.
Первая очередь строительства была закончена довольно быстро, в 1711 году князь отпраздновал новоселье. Но прожил Меншиков в нем не особо долго, в 1727 году был отправлен в ссылку и навсегда покинул дворец. Всё его имущество было конфисковано.
Наиболее продолжительный этап истории здания связан с военным учебным заведением, наиболее известным под названием Первый Кадетский корпус. Корпус был учрежден указом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году. Кстати, в этом корпусе, слушал лекции будущий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
Во времена Кадетского корпуса была произведена перепланировка как фасада, так и самих интерьеров. Но сохранились уникальные интерьеры Петровского времени в Ореховой комнате и четырех комнатах, отделанных голландской фаянсовой плиткой. Чуть позже покажу вам их.
А вот эта эмблема - память о Кадетском корпусе, который находился в этом здании почти 200 лет: меч, жезл Меркурия с двумя змеями и рыцарский шлем.
Экскурсия по дворцу началась со Сводчатой комнаты.
На стене герб Меншикова.
Портрет молодого Петра I.
Представлен макет здания, можно рассмотреть его со всех сторон.
В 1950-е-1970-е годы во дворце была проведена реставрация, в результате которой его облику были возвращены элементы архитектурного стиля петровского барокко.
На первом этаже располагались хозяйственные помещения, и вот сейчас мы попали в Поварню.
В Поварне сохранился подлинный вытяжной кирпичный колпак, под которым современные мастера воссоздали плиту.
Дверь из поварни вела к парадной лестнице, по которой слуги несли блюда на 2 этаж. Таких поварен у Меншикова было несколько, эта служила для разогрева и оформления блюд.
Привлекает внимание больших размеров ковш, называется скобкарь. Выполнен он из цельного ствола липы, использовали для изготовления и хранения пива, браги и кваса.
А вот здесь на стене часы XVII века (Нидерланды).
Кухонная посуда из меди. Медь не боится открытого огня, изнутри её лудили, чтобы предохранить от окисления.
Следующее помещение – Токарня.
Известно, что Петр I занимался токарным делом и свои изделия дарил Меншикову. Александр Данилович поддерживал увлечение царя, и у него тоже были станки. В Токарне представлен станок, принадлежавший Петру I.
Он был создан в Петербурге в 1713 году.
Через стекло заглянули в комнату, где, вероятнее всего, располагались покои для матросов и гребцов, постоянно дежуривших во дворце.
В петровское время попасть на противоположный берег или отправиться в пригороды - Петергоф или Ораниенбаум, можно было только водным путем. Нева иногда подходила совсем близко ко дворцу, и перед входом был сделан небольшой гаванец. Гаванец имел форму ковша и использовался для подхода к саду на мелких судах. В комнате сохранилась дверь, которая вела к Неве.
Предполагается, что на первом этаже размещались парадные помещения, одним из которых была Большая палата.
Вот здесь на фото видно фрагмент потолочного перекрытия из деревянных балок, заклиненных кирпичом. Такая конструкция обеспечивала гладкость оштукатуренного потолка.
На стенах шпалеры XVII века, с двух сторон массивные шкафы из ореха. Стол покрыт персидским ковром, в то время это было модно, над столом висит голландское паникадило, а на столе стоит серебряная лохань.
Здесь же можно увидеть предметы искусства, картины и скульптуры. Меня больше всего поразила вот это произведение – «Нога колосса», итальянская работа XVII в. Такие необычные произведения искусства очень ценились в петровское время.
Парадный вход со стороны Невы – Большие сени.
Вестибюль оформлен массивными колоннами, стенами, расписанными под мрамор.
В нишах установлены скульптуры итальянских мастеров.
А вот теперь мы попали в помещение Кордегардии, оно предназначалось для почетного караула первого губернатора Санкт-Петербурга. Находилось оно у парадного входа.
Право содержать личный караул Меншиков получил за взятие на шлюпках, вместе с Петром I, двух шведских судов – «Гедан» и «Астрильд» в мае 1703 года.
Здесь можно увидеть офицерские пехотные шпаги, сабли, шлемы, пистолеты и мн.др. Один из главных экспонатов Кордегардии - подлинное ротное знамя пехотного драгунского полка первого десятилетия XVIII в. На нем изображен двуглавый орел со скипетром и державой.
Далее проследуем к парадной лестнице. Нам повезло, во дворце сейчас ремонт, и её открыли для прохода, так как в другой стороне здания идут реставрационные работы. Обычно посетителей не водили по этой лестнице.
Парадная двухмаршевая лестница с широкими дубовыми ступенями ведет на второй этаж, где располагались апартаменты владельца дворца.
Лестница освещается 21 окном, а стены как бы образуют внутренний «итальянский дворик». Такая лестница была новинкой для России. Стены расписаны «под мрамор».
Невероятное ощущение. Мы поднимаемся, по лестнице по которой когда-то ходили Петр I, Екатерина I (его супруга), Елизавета Петровна, Анна Иоанновна, выдающиеся государственные и военные деятели, иностранные дипломаты. Ступени с двух сторон стоптаны, удивительно, что она сохранилась в таком великолепном виде.
На верхней площадке. Вид на лестницу.
Чугунная кованая решетка с инициалами Петра I и А.Д. Меншикова.
Дружба царя и светлейшего князя началась еще в юности и продлилась вплоть до смерти Петра I. После смерти императора Петра Великого, спустя два года, Александра Меншикова обвинили в государственной измене и казнокрадстве. Светлейший князь был сослан в Берёзов, а его дворец поступил в казну. Руку в казну запустить любили во все времена, но что не оспоришь, для России Меншиков сделал немало.
Александр Данилович блестяще проявил себя во время Северной войны 1700-1721 годов: сыграл важную роль во взятии Нотебурга в 1702 году, вместе с Петром I одержал первую морскую победу над шведами весной 1703 года, получил чин генерал-фельдмаршала за активное участие в Полтавской битве. В 1703 году Меншикова назначили первым генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Он руководил строительством города, а также Кронштадта, корабельных верфей на реках Нева и Свирь (Олонецкая верфь), Петровского и Повенецкого пушечных заводов. В качестве генерал-губернатора сформировал, помимо Ингерманландского пехотного, Ингерманландский драгунский полк.
Большой зал Меншиковского дворца, здесь часто устраивались праздники и торжественные приемы.
Светильник в виде фигуры ангела, держащего канделябр (Россия, начало XVIII в.)
Первое парадное помещение на половине А. Д.Меншикова – Предспальня. Здесь светлейший князь проводил переговоры с государственными деятелями, военными дипломатами, обсуждал вопросы строительства Санкт-Петербурга.
Стены и плафон покрыты фаянсовыми плитками.
Отделка при жизни Меншикова менялась несколько раз, о чем свидетельствуют музеефицированные фрагменты росписи на потолке.
На стене портреты Меншикова и его жены Дарьи Михайловны. Семья у них была счастливая и дружная. В браке родилось семь детей, но до взрослого возраста дожили две дочери и сын.
Кстати, одна из дочерей – Мария, была обручена с внуком Петра I, сыном царевича Алексея, Петром Алексеевичем (будущим императором Петром II). Во дворце Меншикова для него были отведены отдельные покои, а в усадьбе заложен дворец. Но планам Меншикова не суждено было осуществиться. На молодого императора оказали влияние воспитатель А.И. Остерман и семья Долгоруких, помолвку расторгли, князя сослали с семьей, и Мария умерла в Сибири в 1729 году.
Переходим в «кабинет из прихожей», название помещению дано по описи 1732 года. Стены и потолок тоже отделаны плиткой. Картины и предметы в основном на морскую тематику.
На столе в центре комнаты находится серебряный кубок-кораблик (Голландия, XVII в.)
А какая печь, просто восхищение.
Спальня Меншикова. Стены декорированы голландской плиткой.
Комнату украшает ореховый, крашенный под черное дерево комод итальянской работы.
Умывальный шкаф из Швейцарии.
Дубовый шкаф, выполненный русскими мастерами.
Ореховый кабинет – здесь Меншиков отдыхал, играл в шахматы, работал.
Отделка стен натуральным деревом-орехом. К Меншикову часто приезжали члены императорской семьи: Петр I, Екатерина I и другие, поэтому эта комната обставлена богаче и комфортнее, чем остальные.
Здесь вот на фото тоже видно, что оформление потолка менялось. При реставрации в XX веке под плафоном были обнаружены два слоя ранних росписей.
Дольше нас провели в Варварины покои.
Варвара Михайловна Арсеньева, сестра Дарьи Михайловны, умная и образованная женщина, была горбата, оставшись незамужней, посвятила себя заботам о семье сестры. В Петербурге у нее был свой дом, но, когда Меншиковы были в отъезде, жила во дворце. Для нее была выделена спальня и кабинет. После падения А. Д. Меншикова её не сослали в Сибирь. Она всячески пыталась помочь Меншикову, рассылая письма влиятельным людям, но была сослана в монастырь.
В спальне тоже много голландской плитки с пейзажами, библейскими и мифологическими сюжетами.
Красивая кровать из ореха с рельефной резьбой и разными элементами. Кровать кажется маленькой, и похожа на детскую. Но в те времена спали полусидя, и поэтому она такого размера.
В правом углу Тихвинская икона Божией Матери.
Перед креслом стоит грелка для ног. Возле кровати стоит сундук который когда-то принадлежал Варваре Михайловне.
Вид из окна.
Переходим в другую половину и мы в покоях Дарьи Михайловны Меншиковой. Это передняя. Стены задрапированы тканью воссозданной по образцу XVII века.
Красивое зеркало в резной раме, по бокам портреты дочерей Александры и Марии.
А еще здесь можно увидеть китайский фарфор династии Цинь (XVII-XVIII век).
Привлекает внимание ларец декорированный различными драгоценными и поделочными камнями.
Западная приемная(столовая) – название условное.
Верхняя часть стен комнаты декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями. Просто чудо, что они сохранились до нашего времени.
В шкафу выставлены образцы китайского и японского фарфора.
Угловой камин.
Столик великолепной работы.
Далее спальня Дарьи Михайловны. Стены, так же как в столовой, отделаны китайскими шёлковыми обоями.
Завершает анфиладу комнат кабинет с живописью.
Портретная галерея – здесь представлены портреты российских государей, западноевропейских монархов времен Петра I и императоров и королей других стран.
Западная прихожая, из неё был выход на наружную галерею, опоясывающую дворец с внутреннего дворового фасада.
Здесь наша экскурсия закончилась, и я с вами прощаюсь..В следующий раз расскажу про интересный дом с красивейшей парадной, и двором-колодцем.