Антон Сергеевич Макаренко, выдающийся советский педагог, и Надежда Константиновна Крупская, одна из основательниц основ дошкольного воспитания, внесли огромный вклад в разработку методик по организации игры детей. Их советы и наблюдения остаются актуальными и сегодня для родителей, воспитателей и педагогов, которые стремятся помочь детям получить полноценное развитие.
Макаренко подчеркивал, что игра – это не просто развлечение, а глубокий процесс, способствующий всестороннему развитию ребёнка. Он отмечал, что родители часто совершают несколько типичных ошибок: либо они совершенно не уделяют внимания играм детей, либо чрезмерно вмешиваются в процесс. В первом случае дети могут остаться без необходимой поддержки, не получив важные знания и навыки. Во втором – их лишают самостоятельности и возможности принимать собственные решения. По его мнению, участие родителей не должно сводиться к тому, чтобы навязывать детям свои правила и устои, а дать им пространство для творчества и самореализации.
Необходимо предоставить детям право выбора оборудования, с которым они хотят поиграть на площадке, сюжетные сценарии и роли самостоятельно. Родитель может спросить у детей, во что они собираются играть, какие игрушки будут нужны. Эти вопросы подтолкнут малышей задуматься и спланировать свои действия более осознанно.
Как взрослые могут направлять игру на площадке в «правильное» русло, не вмешиваясь в нее напрямую? Ответ заключается в мягком и ненавязчивом участии. Макаренко подчеркивал, что педагог должен не вести детей за руку, а создавать условия для проявления их самостоятельности. Он может иногда предлагать новые идеи, помогать в разрешении конфликтов и рассказывать правила использования оборудования.
Надежда утверждала, что игра помогает ребенку понять свое место в обществе, развить социальные навыки и учит его быть частью коллектива. Важную роль в этом также играют книги, фильмы и интернет. Через знакомство с героями мультиков дети учатся понимать поступки героев и их мотивы, что затем находит отражение в их играх. Поэтому пользуются такой популярностью тематические площадки, оформленные под космические корабли и самолеты, о которых детях узнали со сказок и кино. Родитель должен помочь ребёнку разобрать характеры героев, анализировать их поведение, и к чему оно их привело, чтобы ребенок лучше понимал этот мир и самого себя.
Роль взрослого в детской игре — скорее активное наблюдение, создание условий для самостоятельности и мягкие подсказки. Родители, внимательно относящиеся к играм детей, помогают им вырасти самостоятельными, уверенными и счастливыми личностями.