Найти тему
БКС Мир инвестиций

Стоит ли мотивировать ребенка деньгами. Мнение экспертов

Оглавление

Некоторые родители поощряют детей деньгами за хорошие оценки или выполненные по дому дела. Такие методы воспитания были популярны и у известных предпринимателей, например, Джона Рокфеллера, дети которого получали деньги за убитых мух, заточку карандашей и прополотые грядки, а в наказание, напротив, платили штрафы. Насколько эффективны такие методы и как это повлияет на взаимоотношения с ребенком?

Ответы на эти вопросы мы узнали у экспертов:

  • Зои Бартеневой — психолога, координатора психологической службы проекта «Быть рядом: помощь детям в учреждениях» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
  • Евгения Анохина — практикующего психолога, тренера-супервизора Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, преподавателя Национального института защиты детства.

Родитель или работодатель?

Если взять аналогию из взрослого мира, то родитель, который платит деньги ребенку, будет выступать в качестве работодателя, считает Зоя Бартенева.

По ее словам, взрослому необходимо будет оценивать выполненные дела и не выполненные, что может внести напряженность, если заранее не договориться, за что и сколько ребенок будет получать деньги.

Напрямую на улучшение отношений между детьми и родителями деньги влиять не будут, так как отношения — это про общение и взаимопонимание, а в нашем случае речь идет, скорее, про выстраивание товарно-денежных отношений

В свою очередь, Евгений Анохин считает, что привычка давать деньги за успехи может сделать акцент на материальном вознаграждении, а не на эмоциональной поддержке, и есть вероятность, что это негативно повлияет на развитие внутренней мотивации ребенка.

Важно, чтобы ребенок понимал ценность выполненных действий не только через призму материального вознаграждения, но и благодаря признанию со стороны родителей, например: «Я горжусь тем, как много ты вложил в подготовку, ты показал отличное стремление к обучению!»

Как мотивировать ребенка?

Каждая семья имеет право на выбор того, каким образом мотивировать ребенка, и у любого решения есть как положительные последствия, так и определенные риски, подчеркивает Анохин.

«При выборе методов мотивации ребенка важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его восприятие и уровень понимания, чтобы избегать ситуаций, когда деньги становятся, легким способом для родителей и основным методом мотивации», — отмечает психолог.

По его словам, в долгосрочной перспективе это может затруднить формирование самостоятельности и ответственности, когда ребенок начинает делать что-то по собственному выбору, а не ради внешней награды.

Например, ребенок может перестать учиться или помогать по дому, если не получит деньги, так как его внутренняя мотивация исчезает, и он начинает воспринимать обязанности как обязательство только при наличии материальной выгоды. Поэтому важно соблюдать баланс между материальным поощрением и другими способами мотивации, такими как похвала, доверие, поддержка

По словам Бартеневой, в данном случае будет иметь значение общий доход и уровень жизни семьи.

«Если он высокий, и у ребенка всего достаточно, то замотивировать его деньгами может быть непросто или это должны быть слишком большие суммы, несоразмерные делам», — отмечает эксперт.

Научит ли такой метод финансовой грамотности?

По мнению Бартеневой, такой подход поможет ребенку приобрести личный опыт в сфере зарабатывания денег и даст возможность понять, как этими деньгами распоряжаться.

Финансовая грамотность — это более широкое понятие, это про знания, навыки, установки и поведение, связанное с разумным распоряжением деньгами. Этому надо будет дополнительно учить ребенка, говорить с ним об этом. Просто обладание деньгами, которые ты получил, не дает осмысления, как ими лучше распорядиться

По словам психолога, в семье этому могут способствовать открытые разговоры и обсуждение без резкой критики оценки действий ребенка, чтобы он мог накопить свой опыт и его осмыслить.

С ней согласен и Евгений Анохин. По его словам, ребенок может научиться откладывать деньги, планировать покупки, осознавать ценность денег и понять, как они зарабатываются, однако если вознаграждения даются механически, без системы, без разъяснений или обсуждений, то есть риск, что ребенок воспримет деньги как само собой разумеющееся и не приобретет важных навыков обращения с ними.

Когда начинать?

Если говорить о возрасте, то в среднем дети старше 6-7 лет уже могут начать понимать ценность денег и участвовать в таких практиках при условии, что родители объясняют цели и значимость заработанных средств, считает Евгений Анохин. Важно, чтобы эта практика была частью более широкой системы воспитания, где ценятся и нематериальные награды, такие как признание успехов и поддержка.

Зоя Бартенева, в свою очередь, считает, что начинать такую практику следует в средней или даже старшей школе, когда ребенок более самостоятелен и имеет навыки самоконтроля и саморегуляции.

Если резюмировать, то я бы рекомендовала сначала рассмотреть все варианты нематериальной стимуляции для учебы. А оплату за оценки использовать с пониманием, какие есть последствия и что надо учесть заранее и к чему быть готовым

Если платить ребенку, то как?

1. Составьте список правил и прайс. Заранее обсудите с ребенком, за что и сколько вы будете ему платить. Например, он может один раз в день помыть посуду после ужина и за это получит 100 руб., но не может за деньги мыть по одной чашке после каждого чаепития.

2. Когда у ребенка появятся первые заработанные таким образом деньги, научите его откладывать их планировать покупки, рассказывайте о финансовых инструментах. Так ребенок будет учиться еще и финансовой грамотности.

3. Не забывайте о нематериальной мотивации: хвалите ребенка за успехи, разбирайте с ним ошибки, побольше разговаривайте и внимательно слушайте его. Так вы сможете сформировать доверительные и теплые отношения.

4. Не бойтесь сделать шаг назад и отменить систему финансовых поощрений, если вы видите, что что-то пошло не так, и аргументируйте ребенку, почему вы приняли такое решение.

Читайте также: Отцы и дети. Как должна происходить финансовая сепарация — отвечает психолог