Некоторые родители поощряют детей деньгами за хорошие оценки или выполненные по дому дела. Такие методы воспитания были популярны и у известных предпринимателей, например, Джона Рокфеллера, дети которого получали деньги за убитых мух, заточку карандашей и прополотые грядки, а в наказание, напротив, платили штрафы. Насколько эффективны такие методы и как это повлияет на взаимоотношения с ребенком?
Ответы на эти вопросы мы узнали у экспертов:
- Зои Бартеневой — психолога, координатора психологической службы проекта «Быть рядом: помощь детям в учреждениях» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
- Евгения Анохина — практикующего психолога, тренера-супервизора Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, преподавателя Национального института защиты детства.
Родитель или работодатель?
Если взять аналогию из взрослого мира, то родитель, который платит деньги ребенку, будет выступать в качестве работодателя, считает Зоя Бартенева.
По ее словам, взрослому необходимо будет оценивать выполненные дела и не выполненные, что может внести напряженность, если заранее не договориться, за что и сколько ребенок будет получать деньги.
Напрямую на улучшение отношений между детьми и родителями деньги влиять не будут, так как отношения — это про общение и взаимопонимание, а в нашем случае речь идет, скорее, про выстраивание товарно-денежных отношений
В свою очередь, Евгений Анохин считает, что привычка давать деньги за успехи может сделать акцент на материальном вознаграждении, а не на эмоциональной поддержке, и есть вероятность, что это негативно повлияет на развитие внутренней мотивации ребенка.
Важно, чтобы ребенок понимал ценность выполненных действий не только через призму материального вознаграждения, но и благодаря признанию со стороны родителей, например: «Я горжусь тем, как много ты вложил в подготовку, ты показал отличное стремление к обучению!»
Как мотивировать ребенка?
Каждая семья имеет право на выбор того, каким образом мотивировать ребенка, и у любого решения есть как положительные последствия, так и определенные риски, подчеркивает Анохин.
«При выборе методов мотивации ребенка важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его восприятие и уровень понимания, чтобы избегать ситуаций, когда деньги становятся, легким способом для родителей и основным методом мотивации», — отмечает психолог.
По его словам, в долгосрочной перспективе это может затруднить формирование самостоятельности и ответственности, когда ребенок начинает делать что-то по собственному выбору, а не ради внешней награды.
Например, ребенок может перестать учиться или помогать по дому, если не получит деньги, так как его внутренняя мотивация исчезает, и он начинает воспринимать обязанности как обязательство только при наличии материальной выгоды. Поэтому важно соблюдать баланс между материальным поощрением и другими способами мотивации, такими как похвала, доверие, поддержка
По словам Бартеневой, в данном случае будет иметь значение общий доход и уровень жизни семьи.
«Если он высокий, и у ребенка всего достаточно, то замотивировать его деньгами может быть непросто или это должны быть слишком большие суммы, несоразмерные делам», — отмечает эксперт.
Научит ли такой метод финансовой грамотности?
По мнению Бартеневой, такой подход поможет ребенку приобрести личный опыт в сфере зарабатывания денег и даст возможность понять, как этими деньгами распоряжаться.
Финансовая грамотность — это более широкое понятие, это про знания, навыки, установки и поведение, связанное с разумным распоряжением деньгами. Этому надо будет дополнительно учить ребенка, говорить с ним об этом. Просто обладание деньгами, которые ты получил, не дает осмысления, как ими лучше распорядиться
По словам психолога, в семье этому могут способствовать открытые разговоры и обсуждение без резкой критики оценки действий ребенка, чтобы он мог накопить свой опыт и его осмыслить.
С ней согласен и Евгений Анохин. По его словам, ребенок может научиться откладывать деньги, планировать покупки, осознавать ценность денег и понять, как они зарабатываются, однако если вознаграждения даются механически, без системы, без разъяснений или обсуждений, то есть риск, что ребенок воспримет деньги как само собой разумеющееся и не приобретет важных навыков обращения с ними.
Когда начинать?
Если говорить о возрасте, то в среднем дети старше 6-7 лет уже могут начать понимать ценность денег и участвовать в таких практиках при условии, что родители объясняют цели и значимость заработанных средств, считает Евгений Анохин. Важно, чтобы эта практика была частью более широкой системы воспитания, где ценятся и нематериальные награды, такие как признание успехов и поддержка.
Зоя Бартенева, в свою очередь, считает, что начинать такую практику следует в средней или даже старшей школе, когда ребенок более самостоятелен и имеет навыки самоконтроля и саморегуляции.
Если резюмировать, то я бы рекомендовала сначала рассмотреть все варианты нематериальной стимуляции для учебы. А оплату за оценки использовать с пониманием, какие есть последствия и что надо учесть заранее и к чему быть готовым
Если платить ребенку, то как?
1. Составьте список правил и прайс. Заранее обсудите с ребенком, за что и сколько вы будете ему платить. Например, он может один раз в день помыть посуду после ужина и за это получит 100 руб., но не может за деньги мыть по одной чашке после каждого чаепития.
2. Когда у ребенка появятся первые заработанные таким образом деньги, научите его откладывать их планировать покупки, рассказывайте о финансовых инструментах. Так ребенок будет учиться еще и финансовой грамотности.
3. Не забывайте о нематериальной мотивации: хвалите ребенка за успехи, разбирайте с ним ошибки, побольше разговаривайте и внимательно слушайте его. Так вы сможете сформировать доверительные и теплые отношения.
4. Не бойтесь сделать шаг назад и отменить систему финансовых поощрений, если вы видите, что что-то пошло не так, и аргументируйте ребенку, почему вы приняли такое решение.
Читайте также: Отцы и дети. Как должна происходить финансовая сепарация — отвечает психолог