Найти тему

Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств.

Курс Юрия Николаевича Бутусова.

Режиссер Егор Ковалев

Кокаиновая Кармен

Спектакль представлен в жанре гротесковой клоунады. Клоунада здесь использована режиссером Егором Ковалевым и как способ ухода от реальности (Раневская, Аня, Варя, Петя) и как просто маска, обозначающая пустоту (Яша, Гаев). У всех героев выбелены лица. Костюмы тоже выдают в них клоунов. Недотепы все, у всех жизнь не сложилась.

Справа налево: Гаев (Даниил Ядченко), Аня (Мария Денисова), Раневская ( Евгения Леонова), Яша. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.
Справа налево: Гаев (Даниил Ядченко), Аня (Мария Денисова), Раневская ( Евгения Леонова), Яша. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.

Гаев (Даниил Ядченко) - в мятом сером костюме, в коротких брючках, в красных носках и ботинках, на одном из которых вместо шнурка завязан шелковый красный бантик. И это оправдано. Гаев - большой ребенок с двумя медными трубами, которые в его руках превращаются в дудки. Он на них и играет и с ними играет, то во врача, то в следопыта.

Варя (Ксения Галибина) - грустный клоун в желтых носках и мужском пиджаке. Она бессмысленно веселится с мамой, а на самом деле под маской скрывает свое одиночество и желание выйти замуж.

Аня (Мария Денисова) - веселая клоунесса, тоже очень хочет любви. Сама целует Петю, зовет его на реку гулять. Будет ждать маму, чтобы читать книжки.

Петя Трофимов (Александр Трачевский) - вечный студент, недотепа. Он клоун, потому что не способен устроить свою жизнь, а берется переустраивать все человечество.

В спектакле есть три линии. Внешние - продажа дома и любовь Лопахина к Раневской. Внутренняя - драма Раневской и Вари. Центральная - линия Лопахина и Раневской.

Покупка дома Лопахиным (Семен Шестаков) показана как его месть Раневской за нелюбовь. История переведена в романтическую плоскость Кармен и Хосе. Символом их отношений становится топор. Топор - это и жесткость Лопахина, и его ограниченность, и сила его запрятанной страсти. На лице у Лопахина тоже белый грим, подрисованы брови и бакенбарды. Он изображает грустного клоуна, которого никто не слышит и не любит.

Лопахин (Семен Шестаков) с топором предлагает план спасения. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.
Лопахин (Семен Шестаков) с топором предлагает план спасения. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.

Лопахин в образе грустного клоуна с топором - это режиссерская удача! Человек без культуры, который сам о себе говорит: «Читал и заснул», может помочь только топором, потому что не видит нюансов, не знает, что есть разные сценарии решения проблемы. Но Лопахин еще и лектор! Рассказывает зрителям, откуда взялось название пьесы. Это еще одна его маска. Знание фактов - это не культура.

Раневская (Евгения Леонова) - персонаж более сложный. У нее есть понимание, что она порочна. С выбеленным лицом и подведенными глазами, с длинным мундштуком во рту, в черном длинном платье с высоким разрезом, на огромных каблуках со всклоченными рыжими волосами, она - кокаиновая королева бала. Любовь Андреевна хохочет, скачет и орет. Раневская прячет свою боль за маской и топит ее, скорее всего, в наркотиках или алкоголе, судя по тому, как она валяется по подиуму и задирает ноги. В ее прическе и макияже есть что-то ведьминское, когда она веселится.

Лопахин ждет решения. Раневская ест вишневое варенье. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.
Лопахин ждет решения. Раневская ест вишневое варенье. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.

Раневская - раздвоенная натура, которая осознает свою трагедию. Об этом ее танец, построенный на заламывании рук и борьбе с собственным телом. В этом танце мы видим трагедию личности.

Раневская и компания в ожидании чуда. Слева направо: Фирс (Шень Вань), Раневская (Евгения Леонова), Варя (Ксения Галибина), Яша. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.
Раневская и компания в ожидании чуда. Слева направо: Фирс (Шень Вань), Раневская (Евгения Леонова), Варя (Ксения Галибина), Яша. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.

Худенькая, стройная актриса выделывает такие антраша на сцене, столько раз падает на высоченных каблуках, что кажется, что она вот-вот распадется на части. Шоу Раневской в сопровождении «еврейского оркестрика» (всех персонажей) в ожидании известий о продаже дома - это вакханалия ее внутренних демонов. Но когда Лопахин начинает разбирать дом-подиум на доски, она одна в агонии хватается за них как тонущий во время кораблекрушения. Только в сцене отъезда Раневская трезвеет, стирает с лица маску и, утирая слезы, наконец говорит человеческим голосом о своей боли.

Культпоход. Записки театромана. | Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Курс Юрия Николаевича Бутусова. Лопахин входит во владение дома и сада. | Дзен

Спектакль интересен в плане фарсовых решений. Вместо вишневого сада на сцене расставлены доски.

Вишневый сад. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.
Вишневый сад. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.

Вместо дома - подиум. Вместо шкафа Гаева - только панель от него, к которой прикреплена коробка с леденцами.

Дом. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.
Дом. Спектакль «Вишневый сад». Учебный театр Высшей школы сценических искусств. Фото автора.

Яша - женщина в мужском костюме, со шкуркой вокруг шеи, которая очень точно отражает плотоядную суть лакея.

Аня сама бросается на Петю, целует его, а потом говорит: «Что вы со мной делаете?».

Петя Трофимов так увлекается своей речью, что лезет на пианино, а потом не может оттуда спрыгнуть. У каждого персонажа свой театр. Не случайно на сцене стоит подиум и все выступают со своим монологом.

Фирса играет китаец Шень Ван. Он необычайно трогателен. Как и Лопахин, напоминает всем про вишневый сад, даже банку с вареньем приносит. Он похож на хранителя дома, который знает все его секреты. Фирс не просто слуга в доме. Он заговорится и начнет выдавать монолог Чебутыкина из «Трех сестер». Вероятно, он влюблен в барыню и потому так привязан к девочкам. До самого конца Фирс примыкает ко всей компании и играет в оркестре, как и все, кроме Лопахина.

Только во время прощания клоунада исчезнет. Раневская, единственная, вспомнит об утрате самого ценного в себе. Все остальные уже на чемоданах. Но никто никуда со сцены не уйдет. Люди, которые так долго ломали комедию и оставили Фирса умирать одного, предстанут перед зрителями, чтобы еще раз показать свои истинные лица.

О послевкусии. Мне было тяжело воспринять такую Раневскую, с такой степенью эксцентричности. Слишком много внешнего. В спектакле я не увидела второго плана, идеального. У Чехова он есть: это его звуки лопнувшей струны, это, конечно, Вишневый сад.

Но в этом спектакле много интересных режиссерских находок, необычна и трактовка конфликта. Актеры играют на пределе своих сил. Зал полон, билетов не достать.