Курс Юрия Николаевича Бутусова.
Режиссер Егор Ковалев
Кокаиновая Кармен
Спектакль представлен в жанре гротесковой клоунады. Клоунада здесь использована режиссером Егором Ковалевым и как способ ухода от реальности (Раневская, Аня, Варя, Петя) и как просто маска, обозначающая пустоту (Яша, Гаев). У всех героев выбелены лица. Костюмы тоже выдают в них клоунов. Недотепы все, у всех жизнь не сложилась.
Гаев (Даниил Ядченко) - в мятом сером костюме, в коротких брючках, в красных носках и ботинках, на одном из которых вместо шнурка завязан шелковый красный бантик. И это оправдано. Гаев - большой ребенок с двумя медными трубами, которые в его руках превращаются в дудки. Он на них и играет и с ними играет, то во врача, то в следопыта.
Варя (Ксения Галибина) - грустный клоун в желтых носках и мужском пиджаке. Она бессмысленно веселится с мамой, а на самом деле под маской скрывает свое одиночество и желание выйти замуж.
Аня (Мария Денисова) - веселая клоунесса, тоже очень хочет любви. Сама целует Петю, зовет его на реку гулять. Будет ждать маму, чтобы читать книжки.
Петя Трофимов (Александр Трачевский) - вечный студент, недотепа. Он клоун, потому что не способен устроить свою жизнь, а берется переустраивать все человечество.
В спектакле есть три линии. Внешние - продажа дома и любовь Лопахина к Раневской. Внутренняя - драма Раневской и Вари. Центральная - линия Лопахина и Раневской.
Покупка дома Лопахиным (Семен Шестаков) показана как его месть Раневской за нелюбовь. История переведена в романтическую плоскость Кармен и Хосе. Символом их отношений становится топор. Топор - это и жесткость Лопахина, и его ограниченность, и сила его запрятанной страсти. На лице у Лопахина тоже белый грим, подрисованы брови и бакенбарды. Он изображает грустного клоуна, которого никто не слышит и не любит.
Лопахин в образе грустного клоуна с топором - это режиссерская удача! Человек без культуры, который сам о себе говорит: «Читал и заснул», может помочь только топором, потому что не видит нюансов, не знает, что есть разные сценарии решения проблемы. Но Лопахин еще и лектор! Рассказывает зрителям, откуда взялось название пьесы. Это еще одна его маска. Знание фактов - это не культура.
Раневская (Евгения Леонова) - персонаж более сложный. У нее есть понимание, что она порочна. С выбеленным лицом и подведенными глазами, с длинным мундштуком во рту, в черном длинном платье с высоким разрезом, на огромных каблуках со всклоченными рыжими волосами, она - кокаиновая королева бала. Любовь Андреевна хохочет, скачет и орет. Раневская прячет свою боль за маской и топит ее, скорее всего, в наркотиках или алкоголе, судя по тому, как она валяется по подиуму и задирает ноги. В ее прическе и макияже есть что-то ведьминское, когда она веселится.
Раневская - раздвоенная натура, которая осознает свою трагедию. Об этом ее танец, построенный на заламывании рук и борьбе с собственным телом. В этом танце мы видим трагедию личности.
Худенькая, стройная актриса выделывает такие антраша на сцене, столько раз падает на высоченных каблуках, что кажется, что она вот-вот распадется на части. Шоу Раневской в сопровождении «еврейского оркестрика» (всех персонажей) в ожидании известий о продаже дома - это вакханалия ее внутренних демонов. Но когда Лопахин начинает разбирать дом-подиум на доски, она одна в агонии хватается за них как тонущий во время кораблекрушения. Только в сцене отъезда Раневская трезвеет, стирает с лица маску и, утирая слезы, наконец говорит человеческим голосом о своей боли.
Спектакль интересен в плане фарсовых решений. Вместо вишневого сада на сцене расставлены доски.
Вместо дома - подиум. Вместо шкафа Гаева - только панель от него, к которой прикреплена коробка с леденцами.
Яша - женщина в мужском костюме, со шкуркой вокруг шеи, которая очень точно отражает плотоядную суть лакея.
Аня сама бросается на Петю, целует его, а потом говорит: «Что вы со мной делаете?».
Петя Трофимов так увлекается своей речью, что лезет на пианино, а потом не может оттуда спрыгнуть. У каждого персонажа свой театр. Не случайно на сцене стоит подиум и все выступают со своим монологом.
Фирса играет китаец Шень Ван. Он необычайно трогателен. Как и Лопахин, напоминает всем про вишневый сад, даже банку с вареньем приносит. Он похож на хранителя дома, который знает все его секреты. Фирс не просто слуга в доме. Он заговорится и начнет выдавать монолог Чебутыкина из «Трех сестер». Вероятно, он влюблен в барыню и потому так привязан к девочкам. До самого конца Фирс примыкает ко всей компании и играет в оркестре, как и все, кроме Лопахина.
Только во время прощания клоунада исчезнет. Раневская, единственная, вспомнит об утрате самого ценного в себе. Все остальные уже на чемоданах. Но никто никуда со сцены не уйдет. Люди, которые так долго ломали комедию и оставили Фирса умирать одного, предстанут перед зрителями, чтобы еще раз показать свои истинные лица.
О послевкусии. Мне было тяжело воспринять такую Раневскую, с такой степенью эксцентричности. Слишком много внешнего. В спектакле я не увидела второго плана, идеального. У Чехова он есть: это его звуки лопнувшей струны, это, конечно, Вишневый сад.
Но в этом спектакле много интересных режиссерских находок, необычна и трактовка конфликта. Актеры играют на пределе своих сил. Зал полон, билетов не достать.