Ефрейтор Михаил Сизых прошел всю войну в артиллерии. Он успел послужить как в расчете гаубицы, так и артразведчиком. На его счету множество пораженных целей и захваченных в плен «языков». В сегодняшнем материале рассказываем подробности героической биографии ветерана.
История фронтовика
Михаил родился 27 сентября 1924 года в деревне Грязновка под Липецком. Когда началась Великая Отечественная, ему исполнилось 17 лет. В августе 1942 года был призван в Красную Армию и после обучения в ноябре направлен в 360-й гаубичный полк. В феврале 1943 года его подразделение поддерживало советскую пехоту во время боев местного значения в Калужской области.
Несмотря на формулировку, сражения на этом участке фронта носили ожесточенный характер. 26 февраля 1943 года противник прорвал позиции советской пехоты у высоты 226 и приблизился к расположению гаубиц. В ходе боя Михаил заменил товарища и одновременно выполнял обязанности заряжающего и замкового. Благодаря его самоотверженной работе пушка непрерывно вела огонь по врагу. Воодушевленный действиями красноармейца расчет уничтожил противотанковое орудие и две пулеметные точки. За отличие в бою Михаил Федорович Сизых был награжден медалью «За боевые заслуги».
В полку Михаил встретил своего тезку-земляка, который уговорил его перейти в артиллерийскую разведку. Михаил согласился, и вместо обслуживания орудия стал заниматься выявлением целей на переднем крае и вылазками в ближний тыл врага. Вот что вспоминал ветеран:
«Однажды ранним утром дали нам задание к полудню доставить “языка”, так как вечером планировалось наступление. Получив срочное задание, мы пошли. Пробираясь незаметно по окраине леса, не выходя на дорогу, почти подошли к одиноко стоящему разрушенному дому. Мертвая тишина вокруг и скрип гнилого дерева, упавшего на стены дома, настораживали нас, а после неоднократного чиханья где-то совсем близко, нас охватил страх, прятаться негде, и мы быстро упали на землю и замерли. Вскоре мы увидели трех немцев — все были без оружия. Мы подумали, что немцы хорошо здесь освоились, прогуливаются для души и настроения.
Пролежали мы долго, так как немцы друг от друга не отходили. Надвигающийся громкий собачий лай и визг прервали разговор немцев, и они неожиданно для нас ринулись к разрушенному дому, опережая друг друга. По их поведению мы решили, что немцы эти здесь появились без всякой цели, случайно. Четкого плана захвата у нас не было, а обсудить какие-то варианты в это время не было возможности, но вскоре план действий подсказали нам сами немцы. Они оказались трусоваты, и от собак, появившихся на бугорке, решили уходить незаметно, поодиночке. Не сговариваясь, наш выбор пал на третьего немца, который вертя голову в поиске собак, устремился в лес прямо на нас. Дав ему немного пройти, мы подскочили к нему сзади, и в одно мгновение мой тезка закрыл ему рот своей широкой ладонью, искусно воткнув в рот кляп. Тут же быстро повалили немца на землю и замерли. Тишина леса нашими действиями не была нарушена, сработали мы четко и быстро».
Захваченный «язык» дал ценные показания в штабе о местоположении немецких войск. На счету Михаила было множество успешных операций, ефрейтор особенно отличился в начале 1945 года в ходе Висло-Одерской операции. 12 января, в первый день советского наступления, в районе населенного пункта Стопница под огнем противника провел разведку и обнаружил дзот, две артиллерийских, минометную батарею, пять пулеметных точек. Все эти цели были уничтожены меткими попаданиями советских гаубиц. Через несколько дней Сизых проводил разведку переднего края и засек противника в ближайших домах деревни Ежув. В ходе боя Михаил уничтожил четверых солдат, а одного взял в плен.
26 января при расширении плацдарма на западном берегу Вислы в районе деревни Линден под обстрелом врага выявил минометную батарею, две пулеметные точки и скопление немецкой пехоты. Находясь в передовых порядках, Сизых участвовал в отражении контратаки. В ходе боя он уничтожил из автомата пятерых немцев. За свои заслуги Михаил Федорович Сизых был награжден орденом Славы III степени. Отважный разведчик прошел всю Великую Отечественную. Вот что он вспоминал о Дне Победы:
«О том, что война закончилась я узнал в Праге только на второй день после объявления победы. Было ясное теплое утро 10 мая 1945 года, когда сообщили о победе. Однополчане и солдаты разразились громкими криками “Ура!”, стали бросать вверх свои фляжки, котелки, а я застыл на месте и почему-то вспомнил хлебное поле, увидел себя за штурвалом комбайна. Эта картина не случайно всплыла из моей памяти, именно так и было в ясный августовский день 1942 года. В тот памятный день я на комбайне бороздил золотистое пшеничное поле, любуясь склонившимися налитыми колосьями впереди. Оглянувшись в очередной раз на скошенное поле, увидел бежавшего к моему комбайну мальчика, который что-то кричал, размахивал руками, и я понял: пришёл мой час идти защищать Родину… А сейчас, здесь, в разбитом войной городе, где каждый метр земли вызывал страх и слезы, такая радость поднялась в душе, что думал – оторвусь от земли и полечу. Но свой фронтовой котелок бросать вверх от радости долгожданной победы я не стал, решил, что сохраню его как память о суровом военном времени».
Михаил Федорович вернулся домой в 1947 году. В мирное время ветеран работал на железной дороге сигналистом станции Лев-Толстой. Близкие вспоминали, что он был скромным, добрым и светлым человеком, не утратившим на войне бодрость и твердость духа, любовь к близким. В поселке все относились к нему с уважением, приходили за советом по хозяйству. Фронтовик ушел из жизни в 2005 году. Страница ветерана представлена в историческом депозитарии «Лица Победы». Расскажите и вы о своем героическом предке на сайте проекта.
#МузейПобеды #ЛицаПобеды