Эта трагедия случилась в 1972 году в городе Светлогорске, что в Калининградской области. Страшная катастрофа, которая произошла здесь, и её расследование были засекречены на 30 лет. Для россиян тайна открылась лишь спустя несколько десятилетий. Но для местных жителей, как бы ни старались скрыть эту трагедию органы правопорядка совместно с КГБ, ситуация, унесшая жизни 35 человек, большинство из которых были детьми, стала настоящим шоком.
16 мая 1972 года погода в Светлогорске начала резко ухудшаться. Всё небо затянуло дождевыми тучами, поднялся ветер, на улице резко похолодало, и термометр показывал не более 10 градусов тепла. Курортный городок окутал плотный туман.
В это время воспитанники детского сада города Светлогорск, который считался престижным и в который ходили дети влиятельных лиц города и области, начали собираться с прогулки на обед. Из-за плохой погоды никто не хотел задерживаться на улице. В 12:40 все были готовы к обеду, а затем детей ждал тихий час.
Одновременно, по соседству с курортным городком, к полёту готовился самолёт АН-24. На борту, кроме шести членов экипажа, находились ещё два инструктора. Они вылетали по заданию проверить аэротехнические средства аэродрома ВВС Балтийского флота в посёлке Коса. Лететь планировалось на высоте 500 метров, над морем — 150. Однако после пролёта Зеленоградска самолёт резко пропал с радаров.
Как позже было выяснено, на 15-й минуте полёта АН-24 оказался на недопустимо малой высоте и через 42 метра врезался в верхушки сосен. От удара отвалилась часть крыла, а ровно через 200 метров самолёт упал на здание детского сада. Садик располагался рядом с морем, и по одной из версий пилот пытался увести терпящий крушение самолёт в воду, но просто не смог дотянуть.
Рухнувший самолёт вместе со зданием сгорел мгновенно. В катастрофе погибли все члены экипажа, инструкторы, два воспитателя, повар детского сада и 24 ребёнка.
Для ликвидации последствий катастрофы прибыли пожарные, военнослужащие Балтийского флота и курсанты школы милиции. На сутки в Светлогорске был введён режим чрезвычайной ситуации, город оцепили и отключили телефонную связь. Пока шёл разбор завалов и поиски тел, сотрудники КГБ работали с населением, чтобы не допустить огласки.
Обломки самолёта, всё, что осталось от сгоревшего здания, и фрагменты тел грузили на самосвалы и увозили прочь. Утром следующего дня от детского сада и следов авиакатастрофы не осталось и следа. За ночь всё успели сравнять с землёй, и на этом месте разбили цветочную клумбу.
Некоторым воспитанникам детского сада удалось избежать гибели. Так, девочка по имени Оля, переболевшая ангиной, 16 мая должна была идти в садик. Но у мамы был выходной, и дочь тоже решили оставить дома.
Воспитательницы, находившиеся в это время в саду, выжили, но их жизнь трагически оборвалась вскоре после катастрофы. Антонина Романенко прожила ещё неделю, Тамара Янковская — пять месяцев. Единственная выжившая, Юлия Ворона, с момента катастрофы никогда не общалась с прессой.
О случившейся трагедии не написала ни одна советская газета. Тайна начала приоткрываться только в начале 1990-х годов. Появилось много обвинений в адрес экипажа самолёта. Звучали версии, что экипаж был неопытным, самолёт неисправен, летчики засмотрелись на нуди#ток, отдыхавших на пляже, а перед полётом якобы выпивали.
Однако в тот день самолётом управлял командир Вилор Гутник, имевший опыт полётов более 5000 часов и считавшийся лётчиком высочайшего класса.
Согласно расследованию, причиной аварии стал прибор, показывавший неправильную высоту. Он работал с погрешностью 60–70 метров. В условиях этого полёта такая погрешность оказалась критической. Уголовное дело по результатам расследования не возбуждалось, однако около 40 военных потеряли свои должности.
Через 22 года, в 1994 году, на месте бывшего детского сада был возведён храм-памятник.
Внутри храма — фотографии всех погибших, и всегда горит свеча.