Найти тему
чопочитать

«Для издательств то, что я пишу – голимый неформат» – интервью с Григорием Аграновским

Разочарование в издательствах и выход на самиздатовскую площадку принесли первому роману сегодняшнего героя рубрики «Разговор с писателе» 5 тысяч прочтений. Это примерно в 2,5 раза больше, чем стартовый тираж любого начинающего автора в среднестатистическом издательстве. Живой разговор с Григорием Аграновским ниже, а также непривычные для рубрики ответы о сложности писательства, но не в плане издания своих книг, а их написания.

– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?

– Меня зовут Григорий Аграновский, я родился и всю жизнь прожил сначала в Ленинграде, затем в Санкт-Петербурге. По образованию – инженер-экономист, но специальность, которую я получил в институте, просто результат недоразумения – родители настояли, чтобы я пошел «в инженеры».

Я – голимый гуманитарий, и всю жизнь меня интересовали история, литература, география… Поэтому после института я работал кем и где угодно, только не по профессии – страховым агентом, риелтором, фотографом, журналистом… С установлением и развитием в нашей стране рыночных отношений, перешел на фриланс – занимался, в основном, копирайтингом. Так что, тексты – все-таки, мое «родное» занятие.

– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу / написал, но еще не выпустил?

– Писатель – это тот, кому есть что сказать «городу и миру». Тот, кто не может держать это в себе и чувствует потребность поделиться этим с людьми. Если это присутствует, все остальное приложится, человек найдет способ выразить свои мысли и чувства в художественной форме.

Подавляющее большинство писателей никогда не учились писательскому мастерству ни в литинституте, ни на курсах. Единицы закончили филфак или факультет журналистики, где так или иначе, учат обращаться со словом. Остальные пришли в писательство из других профессий, часто – технических, «ни сном, ни духом» не связанных с литературой. Как Чехов.

– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги / выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?

– Если под писательским багажом понимать именно книги, выпущенные издательствами, то у меня его вообще нет. Для издательств то, что я пишу – голимый неформат, они такого не печатают. Хотя читателей у моих книг, когда я выкладываю их в интернете, хватает, и отзывы, в подавляющем большинстве, очень хорошие.

Я начал писать очень поздно, когда мне было уже за пятьдесят, поэтому мой «писательский багаж» (если под ним понимать написанные книги) невелик. Поначалу это были короткие рассказы на основе моего личного жизненного опыта, моей биографии – какие-то эпизоды, иногда смешные, иногда грустные: школа, институт, армия, работа.

На первый роман – «До и после моей смерти» – я «сподобился», когда прочитал где-то про средневекового алхимика, Николя Фламеля, которому, вроде как, удалось получить «философский камень» и обрести бессмертие. Я представил себе, что Фламель, таким образом, дожил до наших дней, и что из этого получилось.

Все свои книги я выпускаю в бумажном варианте, сам. В хорошем качестве – в твердой обложке, на хорошей бумаге, с иллюстрациями хороших художников. Просто я так хочу, я считаю, что мои книги этого достойны.

-2

– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?

– Собственно, частично я уже ответил на это в предыдущем вопросе. Первый роман я отправил, кажется, всего в два или три издательства, получил от них отказы, на том и успокоился.

Второй – «Другой глобус» – отправил уже в двенадцать издательств. Потом вспомнил, что Джоан Роулинг получила отказы на своего «Гарри Поттера» как раз от двенадцати издательств, вдохновился этим фактом, нашел и отправил в еще одно, тринадцатое. Не помогло))

На сайте «Автор Тудей», где выложены оба романа, за год «Глобус» набрал больше 5000 прочтений. Без всякой рекламы – я считаю это очень приличным результатом. Более того, многие из тех, кто прочитали роман, потребовали (именно потребовали!) у меня писать продолжение. И хотя изначально я не собирался его писать, но пришлось)). Надеюсь к Новому году закончить.

После этого я решил больше в издательства не обращаться. Как там говорил Воланд, помните: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!». Впрочем, мне все равно, предложат-не предложат…

– Быть писателем трудно?

– Наверное, кому – как. Мне трудно. Я пишу очень медленно. Читаю, впрочем, тоже (вообще, по жизни я очень медлительный человек). Если я произвел за день тысяч пять печатных знаков, считаю себя героем труда – обычно получается не больше трех. Трудно придумывать сюжеты и сюжетные ходы так, чтобы они были интересными и неожиданными.

Но зато – это очень интересно – загнать героя в, казалось бы, безвыходную ситуацию, и потом вместе с ним искать из нее выход. А интереснее всего для меня – сказать читателю что-то, самое главное, «между строк». Вот то самое, «городу и миру».

– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?

– Нет, писательству я нигде не учился, это именно «изнутри», и об этом я тоже уже сказал выше. Мне кажется, писатель – и шире, художник вообще – это состояние души, научить этому невозможно. Научить можно техническим и композиционным приемам – всем этим «завязка-кульминация-развязка», но, если у автора есть начитанность и насмотренность, он научится всем этим премудростям и сам. Даже просто на подсознательном уровне.

То есть, он может и не знать, как называется тот или иной прием, но будет его использовать интуитивно. Интересно, что в школе учительница русского языка говорила моим родителям, что правил я не знаю, но пишу грамотно, потому что чувствую язык интуитивно. Она была совершенно права. В писательстве то же самое.

-3

– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?

– Нет, как уже наверняка понятно из всего предыдущего, для меня это не профессия, если под ней понимать то, за что платят деньги. Хотя, хобби это, как я уже сказал, очень нелегкое, отнимающее много времени, и я не был бы против, чтобы оно как-то монетизировалось. Что для этого нужно? Вероятно, пресловутая «раскрутка» себя как автора – социальные сети, литературные порталы, все вот это вот)).

Можно ли зарабатывать только писательством? Можно – это я знаю точно. Остальное, например, как это сделать, точно не знаю – не пробовал. Думаю, что для этого нужно сначала стать известным писателем.

– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга?

– И вторая, и последняя – то же самое. Во всяком случае, в моем представлении так должно быть. Но я, опять-таки, могу говорить только о себе. В основе сюжетов обоих моих романов (а их всего два, сейчас пишется третий – продолжение «Глобуса»), лежит какая-то реальная историческая загадка.

В первом, как я уже сказал, это легенда об алхимике Николя Фламеле. Во втором – так называемый «манускрипт Войнича», средневековая зашифрованная рукопись, которую до сих пор не удалось расшифровать. В романе мой герой – историк-медиевист, получает заказ на расшифровку средневековой рукописи – не Войнича, другой, но ее «прототипом» является рукопись Войнича. Любопытно, что я не предполагал писать детектив, но сами читатели определили жанр этого романа как исторический детектив.

В третьем – загадочная смерть папы римского Александра VI в 1503-м году. И тут я тоже представил себе, вследствие чего она могла произойти. Какие интриги и связанные с ними мотивы могли привести к этому преступлению…

И в каждом из этих романов я хотел сказать (получилось ли – другой вопрос) что-то важное для себя.

– Вам сложно от того, что все в Москве, а вы нет? Реально ли издаваться, живя в регионе (если вы в Москве, то на этот вопрос можно не отвечать)?

– Я вполне счастлив жить в Петербурге, это тоже большой мегаполис. Реально ли, живя здесь, издаваться – смешной вопрос, учитывая, сколько писателей, живущих в Петербурге, издаются. Другое дело, что для меня это больше не является приоритетом.

__________________________________

Спасибо Григорию и дальнейших творческих успехов!

Если вы хотите стать героем рубрики, то пишите мне на kirikatomsk@gmail.com