Найти в Дзене

Любитель гаремов Востока. Жан-Леон Жером (1824-1904 гг)

работа художника
работа художника
Автопортрет.
Автопортрет.

Жан-Леон Жером (фр. Jean-Leon Gerome; 11 мая 1824, Везуль, департамент Верхней Соны - 10 января 1904, Париж) французский художник, представитель академизма. Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.

В мастерской
В мастерской

Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 году в Париж, поступил в ученики к Полю Деларошу, вместе с которым, в 1844, отправился в Италию, где усердно

Поль Деларош ( 1797 - 1856 гг)
Поль Деларош ( 1797 - 1856 гг)

занимался рисованием и живописью с натуры. Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша.

Марк Габриэль Шарль Глейер ( 1806 - 1874 гг)
Марк Габриэль Шарль Глейер ( 1806 - 1874 гг)

Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне, в 1847 году, картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).

Молодые греки забавляются петушиным боем. 1847 год
Молодые греки забавляются петушиным боем. 1847 год
Люксембургский музей в начале XIX века
Люксембургский музей в начале XIX века
Люксембургский музей. Наши дни.
Люксембургский музей. Наши дни.

За нею последовали: «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.

Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура. 1848 год
Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура. 1848 год

Эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделали его вождем особой группы в среде французских живописцев группы так называемых «неогреков».

Прыжок Меттия Курция (1848-1850 гг)
Прыжок Меттия Курция (1848-1850 гг)

Написанная им в 1855 году картина «Век Августа: рождение Иисуса Христа»,

Век Августа: рождение Иисуса Христа
Век Августа: рождение Иисуса Христа

с фигурами в натуральную величину, может рассматриваться только как неудачная экскурсия в область исторической живописи в строгом смысле слова.

Несравненно больший успех имели «Русские солдаты-песельники» - сцена, написанная по этюдам, сделанным во время поездки Жерома, в 1854 году, через Россию в Молдавию.

Русские солдаты-песельники. 1854 год
Русские солдаты-песельники. 1854 год

Ещё лучше его высоко драматическая «Дуэль после маскарада» (1857 год)

Дуэль после маскарада. 1857 год.
Дуэль после маскарада. 1857 год.

и появившиеся после поездки художника на берега Нила «Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне» (1861).

Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне. 1861 год.
Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне. 1861 год.

Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней. Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Смерть Цезаря» (La Mort de Césa),

Смерть Цезаря. (1858 - 1867 гг)
Смерть Цезаря. (1858 - 1867 гг)

«Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу»,

Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу. (1859 год)
Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу. (1859 год)

«Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant),

Да здравствует Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя.
Да здравствует Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя.

«Фрина предстала перед ареопагом» (1861 год),

Фрина предстала перед ареопагом.
Фрина предстала перед ареопагом.

«Христианка Дирцея в цирке Нерона»,

Христианка Дирцея в цирке Нерона.
Христианка Дирцея в цирке Нерона.
Ночь
Ночь

Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Заключённый» (1861 год),

Заключённый. 1861 год.
Заключённый. 1861 год.

«Турецкий мясник в Иерусалиме»,

Турецкий мясник в Иерусалиме (1862 год)
Турецкий мясник в Иерусалиме (1862 год)

«Россиянка»,

Россиянка
Россиянка

«Молитва в доме вождя арнаутов» (1865),

Молитва в доме вождя арнаутов
Молитва в доме вождя арнаутов
Танец мечей
Танец мечей

и «Арнауты, играющие в шахматы» (1867);

Арнауты, играющие в шахматы
Арнауты, играющие в шахматы

порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863),

Людовик XIV и Мольер. 1863 год
Людовик XIV и Мольер. 1863 год

«Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и

Приём сиамского посольства Наполеоном
Приём сиамского посольства Наполеоном

"Капитуляция Ли"

Капитуляция Ли
Капитуляция Ли

Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации:

Истина, выбирающаяся из колодца. 1896 год
Истина, выбирающаяся из колодца. 1896 год
Джордж Вашингтон в саду Бертрама.
Джордж Вашингтон в саду Бертрама.
Греческий интерьер
Греческий интерьер
Заклинатель змей. 1890 год
Заклинатель змей. 1890 год
Изгнание Агари
Изгнание Агари
История искусства
История искусства
Моисей на горе Синай
Моисей на горе Синай
Луи XIII
Луи XIII
Марабу
Марабу
Мариш
Мариш
Мастер за работой
Мастер за работой
Мастерская художника
Мастерская художника
Микеланджело
Микеланджело
Невольницы
Невольницы
Невольницы
Невольницы
Невольничий рынок
Невольничий рынок
Непослушный пророк
Непослушный пророк

Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины; в то же время, в его картинах классической древности можно видеть не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров.

                                                               Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея
Пигмалион и Галатея
Портрет итальянца
Портрет итальянца
Портрет синьоры
Портрет синьоры
После аудиенции
После аудиенции

Рисунок у Жерома безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо тщательное, не сухое; колорит не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Арабский рынок наложниц».

Предостережение Диогена
Предостережение Диогена
Гладиатор
Гладиатор
Арабский рынок надожниц
Арабский рынок надожниц
Арабский рынок
Арабский рынок
Возвращение Франклина
Возвращение Франклина
Дафнис и Хлоя
Дафнис и Хлоя
Диоген
Диоген
Жан Леон Жером
Жан Леон Жером
Заклинатель змей. 1890 год
Заклинатель змей. 1890 год
Заклинатель змей
Заклинатель змей
Ученики Жерома с натурщицей
Ученики Жерома с натурщицей

В последние годы Жером чувствовал себя просто усталым человеком. Один за другим умирали старшие родственники и друзья. Он все меньше чувствовал себя адекватным времени. Его кампании в прессе против импрессионистов повредили не столько импрессионистам, сколько ему самому. Он по-прежнему много работал, но уже ехал на созданном ранее заделе. В последний день 1903 года он написал "Я начинаю пресыщаться жизнью... мне не терпится сбежать из этого театра". К этому моменту ему было уже под 80. 
Через 10 дней бегство состоялось: 10 января 1904 года горничная нашла его мертвым в мастерской перед портретом Рембрандта. 
Еще при жизни он терял популярность, после смерти оказался надолго забыт, но уже ближе к нашей эпохе репутация Жерома восстановилась. Все-таки что ни говори, художник был великий. И сам по себе, и в том, что касается наследия....

Танагра
Танагра
Бонапарт въезжает в Каир. 1897 год. бронза.
Бонапарт въезжает в Каир. 1897 год. бронза.
Жду в гости по адресу на фото)))
Жду в гости по адресу на фото)))

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!