Я много раз говорил что о фильмах, не имеющих отношения к музыке, пишу рецензии очень редко - лишь тогда, когда на это есть веская причина. И в данном случае такая причина имеется. Дело в том, что оригинальная экранизация романа Юлиана Семёнова 1985 года относится к числу моих любимых фильмов и когда я узнал о готовящемся римейке (как бы создатели новой экранизации от этого термина не открещивались) то как и у любого здравомыслящего человека у меня первым возник вопрос: «зачем»?
Действительно, зачем и почему снимают такие вот «клоны»? Неужели кто-то из создателей и правда надеется превзойти шедевры, снятые мастерами советского кинематографа? В теории это конечно возможно, но на практике лично я знаю лишь пару случаев, когда римейк превзошёл оригинал. И оба этих случая из серии «фильмы о войне». Вот только те оригиналы были сняты очень давно и объяснить успех римейков проще: в период 40-60 -х годов ХХ века кинофильмы снимались достаточно наивными и иногда чрезмерно пафосными. Так было в частности со «Звездой» по повести Э.Казакевича. Первая экранизация 1949 года (на экраны фильм вышел лишь в сентябре 1953) у современного зрителя вряд ли вызовет те эмоции, которые возникают при просмотре современной экранизации, снятой Николаем Лебедевым в 2002 году. Особенно с учётом изменённого финала в фильме 1949 года, вызывающего ассоциации с детскими стихами про зайчика («...привезли его домой, оказался он живой...»). Лебедев же от первоисточника отклоняться не стал и его фильм получился куда правдивее.
Так совпало что и второй фильм оказался экранизацией повести Э.Казакевича. Первая экранизация под названием «Двое в степи» появилась на свет в 1962 году (премьерный показ состоялся в 1963-м), а римейк 2015 года дебютировал под названием «Дорога на Берлин». В данном случае обе экранизации хороши, но лично мне всё же «Дорога на Берлин» понравилась больше.
Пожалуй больше я и не припомню удачных римейков, а вот неудачных (и это мягко говоря) - могу назвать не один десяток. «Служебный роман.Наше время», «Операция «Неман», «Ирония судьбы-2», «Джентльмены, удачи!», «Кавказская пленница!», «Хождение по мукам»(2017) и т.д. - всё это такой шлак, что даже говорить не хочется, а уж пересматривать - тем более. Хотя некоторые из этих «новоделов» я даже и один раз посмотреть не смог себя заставить.
Но в случае с «Противостоянием» я всё же решился на просмотр. Хотя и изначально был уверен что это очередной «плевок в вечность».
Наверное ( и, надеюсь, что это действительно так, иначе это выглядело бы как издевательство ) совпадение, что премьера «Противостояния»-2024 состоялась 26 сентября, в День Рождения Олега Басилашвили, исполнившего в «Противостоянии» 1985 года одну из главных ролей - роль полковника Костенко. Причём 26 сентября случился не просто День Рождения, а 90(!!!) летний юбилей Великого Актёра с чем, пользуясь случаем, хотелось бы Олега Валериановича поздравить! И конечно правильнее в этот день было бы смотреть именно то "Противостояние" 1985 года, а не это, нынешнее. Поэтому я от просмотра 26-го числа воздержался и приступил к нему на следующий день параллельно с работой над данной статьёй.
После начальных титров "автор идеи Константин Эрнст" уже можно было нажимать на "стоп" и дальше не смотреть, однако я решил дать создателям фильма ещё один шанс, но...
...Но уже 15 минутами спустя я понял, что чуда в очередной раз не случилось.
Что же не так с современной экранизацией "Противостояния"? Если коротко, то ВСË не так. Начиная с кастинга актёров и их, с позволения сказать, игры и заканчивая передачей атмосферы событий тех времён. Фильм 1985 года был намеренно снят в приглушённой цветовой гамме, а некоторые сцены вообще шли в чёрно-белом изображении плюс документальные вставки. И всё это вместе создавало настолько реалистичную картинку, что только усиливало вовлечённость в происходящее на экране. В сериале 2024 года от ярких, режущих глаз красок, никуда не спрячешься. В итоге картинка получается какой-то лубочной, неестественной. Но и с этим ещё как-то можно было бы смириться если бы создатели сериала не стали изобретать очередной велосипед а просто тупо скопировали бы сюжет оригинала. Как к примеру сделал это Ренат Давлетьяров в очередной экранизации фильма "А зори здесь тихие". Но режиссёр ( Тимур Алпатов ) и сценаристы "нового" "Противостояния" ( Алексей Мельников, Николай Попов ) видимо решили что они и "сами с усами". Тем не менее первые пять серий ещё более-менее следовали оригинальному сюжету, а если создатели и курили что-то крепче сигарет, то не слишком глубоко затягиваясь. Помимо постоянно рефлексирующего по поводу предстоящего развода с женой персонажа полковника Костенко в исполнении Владимира Вдовиченко, никаких особых замечаний по сюжету не возникает. Впрочем даже это "нововведение" превращает психологический триллер, каковым "Противостояние" должно быть, в какую-то слезливую мелодраму, где главный герой выглядит кем угодно, но не следователем из МУРа. Но к шестой серии съёмочная группа похоже попробовала более серьёзные вещества и это стало началом лютого треша, способного вызвать у нормального адекватного зрителя лишь приступы гомерического хохота. Как вам например разрешение полковника Костенко познакомить с материалами дела во всех подробностях (причём ещё не завершённого) журналистку Киру Королёву, а затем и взятие её с собой в служебную командировку. Да за такое Костенко мигом бы вылетел из МУРа и отправился на ПМЖ туда, куда до этого летал в командировку. То есть в солнечный Магадан.
А как вам превращение запасного советского аэродрома в турецкий за полтора часа? (ржунимагу). Ну да, военный преступник Кротов настолько отупел в СССР за "железным занавесом", что способен поверить в то, что на турецких аэродромах как и в СССР используются топливозаправщики на шасси "Урал", а спецслужбы ездят на УАЗиках. Главное наклеить на дверь "Урала" турецкий герб, а на крылья "УАЗов" прилепить турецкие флажки. А ещё на передвижном трапе намалевать "Анкара" и всё: дело в шляпе.)))))
Кроме того к 7-й серии съёмочная группа похоже позабыла о том, что снималось в самом начале. В итоге добрая половина этой самой 7-й серии состоит из фрагментов первых двух серий, то есть из самоповторов.
Но финал заключительной 8-й серии (слава Богу что их сняли не 16) в очередной раз переворачивает всё с ног на голову и превращает сериал в бразильский карнавал, где в финале все веселятся на пляже, обнимаются и целуются под выстрелы пробок шампанского и крики "Горько"! И...вишенка на торте...появляется Юлиан Семёнов (вернее актёр изображающий его) и говорит что хочет написать об этом роман. Хорошо что сам Юлиан Семёнович до этого маразма не дожил. Впрочем, видя что у г-на Эрнста и Ко нет ничего святого, теперь можно ожидать и новой экранизации "17 мгновений весны" с Никитой Кологривым в роли Штирлица. А песню "Мгновения" исполнит Шаман.
P.S. Поначалу я планировал устроить серьёзный «разбор полётов», то есть написать вдумчивую рецензию на сериал, подробно разобрав его на «молекулы и атомы», но посмотрев все восемь серий понял, что тут нечего разбирать: если наши зрительские чувства подобными поделками и подделками пытаются втоптать в грязь то и мы должны отвечать симметрично. И даже хороших актёров снявшемся в этом ...непотребстве мне совершенно не жаль - их насильно никто не заставлял в этом участвовать.