Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Главного управления культурного наследия (ГУКН) Подмосковья к Союзу Архитекторов России (САР) - пользователю усадьбы Суханово (дело N А41-23118/24).
Суд обязал общественную организацию в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проектную документацию по сохранению главного дома усадебного комплекса и разместить на нём информационную табличку, а в течение двух лет - провести работы по сохранению главного дома (консервационные и противоаварийные работы).
На ресурсах ГУКН этот судебный акт преподносится, как очередная триумфальная победа органа охраны. Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться.
1) Во-первых, судебный иск и соответственно вынесенное решение касаются только главного дома - пусть и самого большого, но всё-таки лишь одного из десятка архитектурных памятников, образующих единый исторический ансамбль. А что же тогда с остальными? Будут ли по ним подаваться отдельные иски? Или между ГУКН и САР существует негласная договорённость восстанавливать памятники поэтапно? В целом, учитывая необходимый объем капиталовложений, мы не видим в указанном подходе ничего предосудительного, но считаем, что жители вправе владеть полной информацией о ходе восстановительных работ.
2) Во-вторых, в судебном решении чётко написано: "выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия (консервационные работы и противоаварийные работы) с учётом технического состояния элементов памятника".
Напоминаем, что консервация - это комплекс мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения памятника, а противоаварийные работы - это как раз и есть некоторые из этих мер. Как именно выглядит консервация, мы с Вами могли наглядно убедиться на примере другого Сухановского памятника - Мавзолея Волконских или Храма Святителя Дмитрия Ростовского.
Почему в иске отсутствует слово "реставрация"? Ведь консервация - это лишь временная полумера! Мы считаем, что памятники Суханова нуждаются в полноценной реставрации.
3) В-третьих, совершенно непонятно, что будет с усадьбой в случае неисполнения ответчиком решения суда. Можно предположить, что государство, как собственник объекта культурного наследия, в этом случае расторгнет с САР договор пользования усадьбой. Но что дальше? Скорее всего, исторический ансамбль просто уйдёт с молотка и будет продан новому "эффективному" собственнику!
Новый владелец, разумеется, попытается извлечь максимум прибыли из каждого квадратного метра исторической земли, чтобы окупить понесённые им затраты.
Да, действующие в настоящее время режим охраны памятника и режим недавно созданной по инициативе граждан особо охраняемой природной территории (ООПТ) не дадут в полной мере коммерциализировать этот актив. Но мы не знаем, каковы будут лоббистские возможности у нового покупателя. Где гарантия, что Правительство Подмосковья попытается изменить эти режимы под хотелки влиятельного бизнесмена? Можем ли мы быть уверены, что завтра по соседству с княжеским поместьем не вырастет очередной квартал человейников?
В пользу этой версии говорит и недавно возросшая активность со стороны пришлых псевдообщественников, излишне заинтересованных в скорейшем изъятии усадьбы у САР. По нашему мнению, они вполне могут представлять интересы новых потенциальных инвесторов.
Каким мы видим решение проблемы?
"ЛЕНИНСКИЙ СОВЕТ АКТИВИСТОВ" убеждён, что усадьба Суханово должна быть полностью отреставрирована по госпрограмме за счёт средств федерального, областного и местного бюджета. Статья 13 Федерального закона 73-ФЗ об объектах культурного наследия позволяет это сделать.
Объект культурного наследия и один из красивейших парковых ансамблей Подмосковья "Усадьба Суханово" является достоянием народа России, а потому государство обязано само позаботиться о его сохранности, не перекладывая всю ответственность на третьих лиц и не пытаясь его коммерциализировать. Ну а гражданское общество Ленинского городского округа со своей стороны готово за этим проследить!
#ЛГО_культура
#ЛСА
#Подмосковье
#Видное
#Суханово
#памятник
#реставрация
#усадьба
#консервация