Всем привет! Кто давно на меня подписан наверняка помнит, что пару месяцев назад я публиковала список из пяти неочевидных стран, которые мечтаю посетить в ближайшие годы. Ссылочка для тех, кто пропустил:
В пятерку, помимо прочих, вошел и Казахстан, — пожалуй, самая легкодоступная страна из списка для российского туриста. Туда я и отправилась на небольшую разведку в начале сентября, а поводом послужил впервые проводимый за пределами России фестиваль Park Live, но о нём в следующий раз.
Сам по себе Алматы, в котором я жила, — город, на мой взгляд, не сильно примечательный. Возможно, у меня было просто мало времени на более детальное знакомство с ним, а жизнь в частном секторе на окраине была не особо богатой на яркие впечатления. Единственное, чем я максимально наслаждалась всю поездку — это шикарные виды на горы, которые открываются почти из любой части Алматы. Вот, например, мой вид из окна, которым я любовалась каждое утро:
Времени было мало, а на природу в окрестностях Алматы посмотреть очень уж хотелось. А какая природная достопримечательность расположилась ближе всего к городу и стала, пожалуй, его визитной карточкой? Конечно, Большое Алматинское озеро.
До него из города можно доехать на такси примерно за час, и, как только вы выезжаете из города, попадаете в настоящую сказку: невероятной красоты леса, снежные вершины...
Конечно, к самому озеру таксисты никого не возят: это охраняемая природная зона. Вас подвозят к КПП, а дальше есть несколько вариантов:
- Аренда электровелосипеда — 20000 тенге (около 4000 рублей);
- Служебный автомобиль, т.е. поездка вместе с сотрудником заповедной зоны — от 50000 тенге (около 10000 рублей);
- Пеший подъем — бесплатно!
Ехать на велосипеде по серпантину мне, откровенно говоря, было страшно. Погода в горах очень переменчивая, а повороты на дороге слишком крутые. Машина для нашей бюджетной поездки была слишком дорогим удовольствием, даже с учетом разделенной на двоих стоимости. Поэтому было принято весьма отчаянное решение — пойдём пешком.
Для пеших туристов здесь есть две опции: двенадцатикилометровый подъем по серпантину и короткая дорога "по трубе", около 3 километров. Поясню: от озера вниз проложен трубопровод, который подаёт воду из озера на несколько ГЭС. Выглядит это примерно так:
Конечно, фото не сможет передать то, насколько этот подъем оказался сложным для нас, двух неподготовленных людей в не лучшей физической форме. Но на старте решив, что крутые подъемы по бездорожью нам не страшны, мы решили подняться на озеро именно таким способом.
При выходе из дома мы ещё не предполагали, что выберем такой маршрут, поэтому ни удобной спортивной одежды, ни обуви мы, конечно же, не брали. Единственное, что у нас с собой было — это дождевики, которые на последних этапах подъема очень даже пригодились.
Дорога по трубе, хоть и занимает всего 3 километра, уже после первых пятисот метров показалась нам бесконечной. От очень крутого подъема в определенный момент ноги начинали трястись, а на участках, где нет лестницы, приходилось постоянно выбирать точку опоры: кругом камни, и если ты наступишь на какой-нибудь неудачно лежащий — можешь улететь вниз. Да, кстати, местами приходилось идти прямо вдоль обрыва.
В общем, уже где-то на трети пути в голову начала закрадываться мысль всё бросить и вернуться, пока не поздно. Остановки мы делали часто, и единственная вещь, которая всю дорогу меня успокаивала — это такие виды.
В определенный момент погода начала сильно портиться: то и дело набегали тучи, дул сильный ветер, а ситуация усугублялось влажностью и падением температуры, что создавало ощущение по-настоящему пронизывающего холода.
Дойдя до определенной точки мы заметили первый указатель, который говорил, что идти до БАО нам осталось... ещё почти 2 километра. К тому моменту, по ощущениям, мы прошли уже большую часть пути, и эта новость нас сильно расстроила.
Подниматься по бездорожью уже не было сил, и мы приняли решение пролезть под трубой и выйти на асфальт — так, остаток нашей дороги пролегал по серпантину.
Здесь указатели встречались уже почаще, поэтому мы постоянно могли ориентироваться на то, сколько нам осталось идти. Подъем по асфальтированной дороге, конечно, ощущался легче, и всё же тоже был достаточно крутым.
Идти по серпантину нам оставалось где-то 4 километра. И здесь, на удивление, мы встретили очень много пеших туристов (видимо, дорога по трубе всё же была для самых отчаянных). Почти все — очень приветливые туристы не из стран СНГ, здоровались с нами они исключительно на английском.
На оставшейся части дороги нас поджидало ещё несколько сюрпризов. Первый — пункт пограничного контроля. Дело в том, что здесь в горах пролегает граница между Казахстаном и Кыргызстаном, да и само по себе озеро располагается на пограничной территории. Здесь пограничники с автоматами останавливают (насколько я заметила, выборочно) туристов и проверяют у них документы, прежде чем пропустить дальше.
Сразу после прохождения контроля случился сюрприз №2 — мелкая морось сменилась снегом. Я, конечно, фанат зимы и снегопадов, но не когда ты безумно замерз и твои силы на исходе. Здесь-то нам и пригодились предусмотрительно взятые дождевики, которые помогли и немного согреться, и не промокнуть.
Итак, финишная прямая: мы, наконец, добрались до поселения, располагающегося прямо около БАО. И здесь малость заблудились в трёх соснах: навигатор решил повести нас по непроходимой дороге, которая располагается за высоким забором (полагаю, территория Кыргызстана), а разные указатели показывали разные направления.
Одному из них мы решили довериться, хоть и пришлось лезть через шлагбаум: мы решили, что он поставлен только для машин. Пройдя часть пути мы наткнулись на очередного пограничника, который отказался пропустить нас дальше, мол, здесь плотина и охраняемая зона.
Погода, напомню, была плохая, и идти на смотровую площадку не было смысла: видимость на озеро оттуда, как нам сказал водитель, отвозивший одну группу туристов, была ужасной. Этот же водитель, кстати, посоветовал нам вернуться на ту дорогу и, проигнорировав пограничника, таки дойти до озера.
Итак, подцепив группу походников, которые через озеро и плотину направлялись в другую точку, мы решили попытать удачу второй раз. И нам, действительно, повезло увидеть озеро снизу, прямо со стороны плотины. Охранника на своем посту не было, поэтому мы успели проскочить.
И в этот самый момент пришло осознание, что вся предыдущая дорогая (которая, в итоге, заняла у нас часа три) действительно того стоила:
Вот, собственно, и часть самой плотины, около которой нас потом отчитывал нашедшийся во время своего обхода охранник, попросив, раз уж пришли, отойти подальше от неё или вовсе перейти на другую сторону.
Как видите, над озером действительно очень плотным слоем сгущались облака, поэтому нам бы вряд ли удалось что-то увидеть со смотровой площадки.
Итак, пробыв некоторое время на озере и собравшись с силами, мы решили идти обратно. Вопрос о спуске по трубе уже даже не стоял: решили, что на этот раз преодолеем 12 километров вниз по серпантину. Обратно, несмотря на усталость, идти было куда приятнее. А особенно, когда вокруг открывались такие виды:
В горах здесь, кстати, очень много живописных и шумных водопадов:
Долго идти не пришлось: где-то на середине пути около нас остановилась попутка с местными работниками, которые согласились отвезти нас вниз за небольшую плату. Высадили они нас, кстати, где-то в 200 метрах от кпп в слепой зоне, потому что оказание подобных услуг туристам здесь нелегально.
Как-то так прошёл мой самый сложный, и всё же самый запоминающийся горный трип :)
Понравился рассказ? Подписывайся на мой канал — здесь я рассказываю о путешествиях по России и другим странам, а также о своём любимом Ближнем Востоке!