• В чем идея спиральной динамики?
• Как эволюционируют личности и коллективы?
• Можно ли соотнести модель спиральной динамики с методикой 8 граней?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво описать общие тезисы модели, а так же соотнести уровни и грани
Привет! Меня зовут Костя Дубровин. Пишу о психологии, личной эффективности и профессиональном развитии. В 2013 году получил премию «Лучший бизнес-тренер России» в номинации «Развитие персонала». Написал книгу «8 граней личности», веду одноименный тг-канал.
Содержание
• Спиральная динамика — Часть 1: Как растут личности, коллективы и организации
• Спиральная динамика — Часть 2: Культура принадлежности (фиолетовый уровень)
• Спиральная динамика — Часть 3: Культура силы (красный уровень)
• Спиральная динамика — Часть 4: Культура правил (синий уровень)
• Спиральная динамика — Часть 5: Культура успеха (оранжевый уровень)
О спиральной динамике
В 70-80-х годах XX века Дон Бек и Крис Кован на базе «Теории эмерджентных циклических уровней существования» Клера Грейвза разработали модель развития организаций и обществ, которую назвали Спиральной динамикой.
Спиральная динамика отражает характерные этапы спирали, через которые проходят коллективы, их культура и модель управления.
Каждый этап является основой для следующего. В этом смысле спираль похожа на школьную программу, в которой нужно последовательно пройти каждый класс.
В этой серии статей я рассматриваю не все уровни. Первый — бежевый — в обычной жизни встречается редко, за исключением случаев, когда офисные сотрудники разгружают фуру и пытаются не заработать грыжу. Я был свидетелем подобной картины.
Верхние уровни — с зеленого по бирюзовый — тоже исключил из обзора, ввиду их экзотичности. Однако руководителям стоит о них знать и расширять горизонты для подчиненных. Для этого могу порекомендовать три книги:
- «Открывая организации будущего», автор: Фредерик Лалу
- «Спиральная динамика на практике. Модель развития личности, организации и человечества», авторы: Дон Бек и коллектив экспертов
- Самая новая книга «Спиральная динамика для бизнеса. Как создать сильную и быструю компанию», авторы: Сергей и Виктория Бехтеревы
Цветовые коды
Теплыми цветами (бежевым, красным, оранжевым и желтым) авторы маркировали ценностные системы, в центре которых находятся индивидуализм и самовыражение.
Системы, в основу которых ставятся коллективное и общественное, обозначены холодными цветами (фиолетовым, синим, зеленым и бирюзовым). В спиральной динамике уровням были присвоены цвета, а не числа, чтобы избежать ассоциаций с категориями «лучше» и «хуже».
Механизм эволюции
Важно отметить, что не может быть полностью «красного» человека или «синего» коллектива. Теория позволяет находить в людях и группах черты того или иного уровня, тем более, что со временем одни характеристики усиливаются, а другие угасают и появляются новые. Так, по задумке Грейвза, мы и перемещаемся плавно по спирали, а не «прыгаем» с этапа на этап.
В спиральной динамике культура, словно маятник, поэтапно движется от коллективизма к индивидуализму и обратно. Этот процесс позволяет переходить на новый уровень развития без потери навыков, полученных на предыдущей ступени.
Модель спиральной динамики напоминает луковицу: при переходе к следующей культуре прежняя не отбрасывается. Присущие ей модели мышления и принятия решений сохраняются и являются фундаментом для нового уровня.
Нередко используется другая метафора — стру́ны. Продвигаясь по спирали, отдельные сотрудники и целые коллективы открывают для себя новые струны, т.е. модели управления. Все открытые струны сливаются в едином звучании. Сначала высоко и неуверенно, но, по мере открытия новых струн, звук набирает силу и глубину.
Человек, открывший в себе пять струн, может быть «своим» для тех, кто открыл только четыре. Он как бы возвращается, встает на уровень четвертой струны, но одновременно понимает как сделать переход на пятую. Такой человек может стать надежным проводником для продвижения по спирали.
Развитие личности и коллектива
Каждый человек, согласно теории, способен пройти все витки спирали и, возможно, открыть для себя новые, еще не описанные Грейвзом и его последователями уровни. Изучение теории помогает глубже понять себя и свои ценности, присмотреться к более высоким уровням и примерить на себя мышление следующих витков, что будет способствовать переходу на новый уровень.
Теория Грейвза описывает картины мира и системы мышления, которые могут быть присущи разным сотрудникам одной компании, объединять трудовые коллективы или характеризовать целевую аудиторию бизнеса.
Если маркетолог, например, знает, что потребители — люди с ярко выраженными «оранжевыми» чертами, то в рекламе наверняка будут звучать слова «успех», «первый», «лучший». Если подавляющая доля аудитории — представители синей системы ценностей, то для них упор будет сделан на авторитете бренда, его многолетней истории, приверженности традициям. Также спиральная динамика помогает в управлении командой, разрешении конфликтов, мотивации сотрудников.
Склонность личности к определенным уровням
У разных людей есть определенная предрасположенность к тем или иным уровням спиральной динамики. Так, оперируя терминами методики «8 граней», можно сделать следующие примерное соответствие:
- Демонстративный — красный, оранжевый
- Директивный — красный, синий
- Креативный — фиолетовый, оранжевый
- Стеничный — красный, оранжевый
- Астеничный — фиолетовый, синий
- Эмотивный — фиолетовый, синий
- Витальный — красный, оранжевый
- Рассудочный — синий, оранжевый
В следующих статьях цикла мы рассмотрим отдельно каждый уровень с фиолетового до оранжевого
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал 8 граней личности, где я пишу интересно и вдумчиво о психологии и личной эффективности.
- И обязательно сделайте предзаказ на книгу «8 граней личности», чтобы овладеть универсальной методикой диагностики людей и управления своей жизнью.