23 сентября. Президент Чехии Петр Павел, бывший высокопоставленный генерал НАТО и известный сторонник Украины, заявил, что Киев должен осознать реальность, согласно которой часть украинской территории может оставаться под контролем России, по крайней мере, «временно».
Президент Чехии Петр Павел, бывший высокопоставленный генерал НАТО и один из самых ярых сторонников Украины в её конфликте с Россией, считает, что для украинцев и их союзников пришло время посмотреть правде в глаза.
В интервью Павел отметил, что в условиях, когда некоторые пророссийские европейские лидеры, такие как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, подрывают единство Европы в связи с войной, а во всём мире растёт усталость от 31-месячного конфликта, Украине «придётся проявить реализм» в вопросе восстановления контроля над оккупированными Россией территориями.
«Наиболее вероятным исходом войны», – подчеркнул он, – «станет то, что часть территории Украины будет временно оккупирована Россией». При этом он добавил, что этот «временный период» может растянуться на годы.
Пост президента Чехии преимущественно церемониальный, однако взгляды Павла, который был избран в прошлом году с подавляющим перевесом, в целом совпадают с позицией правящей правоцентристской партии страны во главе с премьер-министром Петром Фиалой. Павел обладает значительным влиянием в сфере безопасности, будучи бывшим начальником генерального штаба Чешской армии и экс-председателем военного комитета НАТО.
После провала в прошлом году многомесячного контрнаступления Украины с целью возвращения захваченных территорий, европейские чиновники всё чаще обсуждают в частном порядке ограниченные шансы Киева вернуть значительную часть утраченных земель. Публично они по-прежнему придерживаются мантры, что условия будущего соглашения с Россией определяются исключительно Киевом, а не Европейским союзом или НАТО.
Вопрос будущего Украины станет одной из ключевых тем на Генассамблее ООН в Нью-Йорке на этой неделе. Президент Украины Владимир Зеленский обратится к участникам мероприятия в среду с призывом к усилению военной и политической поддержки. В четверг перед публичным выступлением он представит свой «план победы» президенту Байдену в Вашингтоне.
По словам Павла, ни Украина, ни Россия не могут рассчитывать на реализацию своих максималистских целей. Для Украины это включает возвращение под контроль всей своей территории, включая Крым, аннексированный Москвой в 2014 году. Для России это требование официального отказа Украины от территорий, заявленных Москвой, в том числе четырех областей, частично контролируемых российскими войсками.
«Говорить о поражении Украины или о поражении России – этого просто не произойдет, – заявил Павел на прошлой неделе в своем кабинете в Пражском Граде. – Значит, окончание конфликта будет где-то посередине».
Зеленский, который ранее исключал прямые переговоры с Россией, смягчил свою позицию этим летом, предполагая возможность начала прямых переговоров в ноябре. Тем не менее, он не отказывается от требования полного вывода российских войск с украинской территории.
В июле в интервью французской газете Le Monde Зеленский заявил, что вопрос уступки территорий является "очень, очень сложным".
Согласно опросам, проведённым Киевским международным институтом социологии с начала полномасштабного конфликта, с прошлого года существенно увеличилось число украинцев, готовых принять территориальные уступки.
В мае этого года эта цифра достигла 32%, что значительно выше, чем в первый год войны, когда она составляла около 8-10%. Однако, несмотря на это, большинство украинцев выступают против сдачи территории.
Павел указал, что есть "несколько примеров" территорий, временно оккупированных Москвой. Он не назвал конкретных примеров, однако эксперты в Восточной Европе часто ссылаются на оккупацию Эстонии, Латвии и Литвы Советским Союзом как на пример того, что может ожидать Украину, если ей не удастся восстановить свои границы, существовавшие до начала вторжения. Прибалтийские республики были частью СССР на протяжении почти половины века, но в 1991 году, с распадом Союза, они наконец-то восстановили свою независимость.
После изучения общественного мнения в Украине и в 14 других европейских странах, Европейский совет по международным отношениям, мозговой центр, в июле отметил "пропасть между европейскими и украинскими взглядами на то, как закончится война". По словам организации, украинцы "хотят оружия, чтобы победить, в то время как большинство европейцев поставляют оружие в надежде, что это поможет достичь приемлемого в конечном счете урегулирования".
В разговоре с украинскими журналистами в субботу Зеленский сказал, что западные партнеры поощряли Украину начать переговоры.
"Все наши союзники, в том числе самые близкие, которые на нашей стороне и всегда выступали против российской агрессии, сказали, что Россия должна быть присутствовать" на переговорах по урегулированию, запланированных на ноябрь, – подчеркнул он. – "Война не может закончиться, если одна из сторон отсутствует".
Чехия наряду с Польшей и Прибалтийскими государствами была одним из особо верных сторонников Украины, однако сталкивалась с растущим общественным давлением на ограничение помощи и на уговоры Украины пойти на сделку с Россией.
По данным опроса, проведённого этим летом, почти две трети чехов поддерживали бы быстрое завершение войны в Украине, даже если бы это означало, что некоторые территории останутся под контролем России.
Ранее проведенное исследование показало, что 54 процента граждан против поставок оружия в рамках флагманской программы страны по поддержке Украины – многомиллиардной программы под названием "Чешская инициатива по боеприпасам". Эта программа, которую координирует Министерство обороны Чехии и финансируют Германия и другие страны Евросоюза, поставила Украине сотни тысяч артиллерийских снарядов, закупленных чешскими оружейными дилерами у производителей в Турции и других странах.
Павел отметил бессмысленность настойчивых призывов популистских лидеров вроде Орбана, критикующего военную помощь, к тому, чтобы Украина как можно быстрее пошла на мир и перестала тратить ресурсы, которые лучше направить на внутренние потребности Европы.
По его словам, украинцы должны быть "реалистами" в отношении поддержки, которую они могут получить от правительств, находящихся под давлением в связи с сокращением помощи против России.
"Проблема связана с популизмом, – уточнил Павел. – Легко сказать: "Давайте прекратим снабжать Украину оружием и боеприпасами, и тогда мир придет сам собой".
Он добавил: "Как человек с опытом в сфере обороны и безопасности и знающий Россию, я понимаю, что мир не наступит от заявления Украины о прекращении боевых действий". По словам Павла, Россия "не остановит своей военной активности".
Орбан, постоянно осуждающий свои союзников по НАТО, называя их разжигателями войны, требовал прекращения военной помощи Украине и пытался сплотить поддержку вокруг неопределенной "политики мира", является "скорее всего прототипом европейского популизма", отметил Павел.
В июле Орбан отправился в Москву на встречу с президентом Владимиром Путиным, выступая с инициативой так называемой "мирной миссии", которая включала также визит в киевскую столицу и в Пекин. Это был первый случай, когда европейский лидер посетил Россию с официальным визитом к Путину после первых месяцев вторжения России в Украину в феврале 2022 года.
Усилия Орбана не привели к смягчению позиции Путина по отношению к широкомасштабным требованиям к Украине – отвести войска из четырех областей, которые Москва объявила частью России, и отказаться от стремления присоединиться к НАТО. Тем не менее позицию Орбана поддержали другие скептики в отношении Украины, такие как премьер-министр Словакии Роберт Фицо, а также пророссийски настроенные политики на крайнем левом и крайнем правом фланге в Европе.
"Постоянно повторять, что все остальные хотят войны, а я – мира, заставило бы меня выглядеть лучше, чем всех остальных, – заметил Павел. – К сожалению, большинство людей не понимает, что такое предложение нереалистично".