Служба потихоньку шла. Мы уже выходили в дозоры, на колонны и так далее. Выполняли различные функции, как и все остальные. На нас уже никто не смотрел, как на молодых. Всё уже было серьёзно.
Как-то сидим мы в курилке, общаемся. Ветер дует, песок поднялся. На сегодня ничего особого не планируется, а это значит — изучение карт, чистка оружия и уборка казармы. В целом, отдых и расслабон. Смотрим, суета какая-то за плацем. Там штабной корпус был. Один офицер забежал, другой выскочил в гараж, УАЗ умчался куда-то из части.
Прибегает наш командир, и кричит, мол быстро всем «в ружьё»! Через полчаса — выход в горы со спецназом. Как оказалось, буквально в 14 километрах от нас — упал вертолёт. Это был Ми-8, который только взлетел с нашего аэродрома, и рухнул. Причины нам не сообщили. Сбили или сам упал, было непонятно. Ветер, песок, в горах сильные порывы, авиация эвакуацию осуществить пока не может. Непонятно, зачем та «мишка» полетела, непонятно. Видать, думали проскочить до сильного ветра, не удалось.
Выход был в полной выкладке. То есть, БК под завязку и так далее. Взвод спецназа вышел, а мы — через полчаса за ними. Два взвода идут в горы, один — на изготовке остаётся в части. В целом, всё грамотно. До определённого места нас подкинули на грузовике, а дальше — спешились и пошли. Расчётное время до места было примерно четыре с половиной часа. Пока шли, командир озвучил вводные и цель: если пилоты живы, нужно их эвакуировать.
Скорее всего, вертушку сбили. Связь прекратилась, а до этого — никаких сообщений от пилотов не поступало. Но мог быть и порыв ветра, кинуло на скалы. Мало ли. Но и главное — это быть там раньше местных или басмачей. Пилоты — очень дорогой товар, очень желанные пленники. И забрать их могли даже не духи, а простые селяне, а потом духам продать, обменять на продукты или оружие. Если они живы. Если нет, то тела тоже нужно забрать.
Прошли мы примерно половину пути, немного отдохнули. Только опять выдвинулись, как радист сообщил, что впереди — бой. Спецназ столкнулся с сопротивлением. Учитывая то, когда они вышли и как спецы двигались, нам до них было около часа. Прошёл час — никого нет. Полтора — никого. Ни выстрелов, ничего. Подошли уже к району, где пропал вертолёт. Искали не долго. Нас окрикнул один из спецов, которые расставились по пути. Он показал, куда идти, где вертолёт. Как оказалось, они наткнулись на небольшую группу, немного постреляли, и те скрылись.
Подошли к вертолету, спецы уже готовились к отходу. Как оказалось, оба пилота погибли. Их останки медики уже «упаковали». Это всё эвакуировать должны были мы. Бортмеханика там изначально не было, нас предупредили. Уходим по той же схеме: идут они, через полчаса — выходим мы. Их командир предупредил, чтобы были на чеку. Та небольшая вооруженная группа, на которую они нарвались, могла уйти за подмогой, могли вернуться. Они, видать, не в курсе, что пилоты мертвы.
Спецы собрали документацию из вертолета, и ушли. Мы передохнули, и через полчаса тоже вышли следом. Предположения оказались верными. На нас напали. Были то местные или духи, непонятно. Мы залегли за камнями, сообщили спецназу. Начали отстреливаться. Кащей так красиво засел на небольшой горке за большим валуном, что ему кинули пулемет. По сути, короткими очередями он отсекал подходы к нам со стороны противника. Бой был не очень активным. Те афганцы, как будто, мялись: идти на нас или нет, но и выпускать нас не хотели. Вскоре в их сторону прилетело два заряда РПГ и накрыло плотным огнём. Это подошёл спецназ. Затем — тишина. Ушли.
Спецы опять ушли. Мы минут через двадцать тоже пошли. Дальше обошлось без приключений. Эту трагичную «посылку» мы доставили в часть. Скорее всего, нападали на нас местные. Было чувство, что уж слишком робкие. Духи были бы опасней и напористей. Хотя, банды разные бывают. Кто их там разберёт.
Сбили тот вертолёт или сам упал, стало известно позже. Нам замполит рассказал. Как распогодилось, через пару дней, на место вылетала авиация с техническими спецами. Вертушка была сильно разрушена, но следов поражения оружием не обнаружили. Упали мужики сами. Кто их туда выпустил в такой ситуации? Видать, их комэску прилетит за такое. Ну, или реально была сильная необходимость.
Все предыдущие части рассказа по ссылке.