Фреска на погребальном месте из Присциллы, Рим
Эта живопись была найдена на потолке погребальной камеры в Присцилле, Рим. Она датируется концом 200-х годов и считается одной из старейших известных произведений христианского искусства. Она примечательна тем, что Иисус изображен довольно римским образом, но я не хочу в этом коротком посте говорить о том, как мы адаптируем образ Иисуса к нашей культуре и времени. Вместо этого, я хочу, чтобы вы обратили особое внимание на животных.
Первый образ, который придет вам на ум, — это Образ Доброго Пастыря. Это хорошо известное звание Иисуса, данное в Евангелии от Иоанна, и оно давно стало утешительным образом для христиан. В смерти, в погребении и в жизни Добрый Пастырь будет вести вас.
Однако обратите внимание на выбор животных.
Овца на плечах Иисуса заслуживает упоминания, но меня особенно поразили овца и козел по обеим сторонам от него. Это явная отсылка к Матфею 25. В этом отрывке Христос выступает в роли последнего судьи, который отделяет овец от козлов. В изображении Матфея последнего суда, важным критерием будет то, как люди относились к тем, кто был жаждущим, больным или находился в темнице. Иисус утверждает, что то, как вы относились к самым малым и последним, определяет, как вы относились к Нему.
Это устрашающий образ Иисуса как нашего последнего судьи.
Меня поразило сопоставление этих двух образов Христа. Один представляет утешение — Пастырь, заботящийся о своих овцах. Другой — Божественный Судья, тот, кто проникает в сердце и приходит с грозной справедливостью.
Оба эти образы присутствуют в Новом Завете, но часто последователи Иисуса выбирают один, пренебрегая другим. Возможно ли объединить их в одном лице?