Найти тему

Рабочий лист "Истоки родной культуры"

Истоки культуры уходят в далекое прошлое и находят свои корни в поведении древних людей, которые старались адаптироваться к жизни в окружающей среде. Природа, будучи единственным источником существования, диктовала свои правила, и человеческое творчество стало ответом на её вызовы. Обретая навыки охоты и собирательства, наши предки не только удовлетворяли физические потребности, но и начали формировать первые символы, отражающие их восприятие мира.

С каждым новым открытием, каждым орудийным изделием и каждой ритуальной практикой, культура накапливала опыт, передаваемый из поколения в поколение. Язык, искусство, вера — всё это становилось неотъемлемой частью человеческой идентичности. В ходе этой трансформации жизнь древних людей переплеталась с окружающей природой, открывая дорогу к новым формам самовыражения и совместного существования.

Так, культура приобрела глубину и многообразие, меняясь и адаптируясь к условиям времени. Она стала своего рода мостом между прошлым и будущим, сохраняя в себе память о том, откуда мы пришли, и вдохновляя на дальнейшие исследования и творчество.

С течением времени культурные практики обогащались, принимая во внимание не только локальные особенности одной общности, но и влияние соседних групп. Так культура начала развиваться, трансформироваться и обогащаться, отражая сложные взаимодействия между людьми и окружающим миром.

Взаимовлияние культуры и природы - это сложный и многогранный процесс, который охватывает множество аспектов жизни на Земле. С одной стороны, человек стал творцом удивительных технологий и архитектурных сооружений, которые изменили облик нашей планеты. Строительство городов, дорог и промышленных комплексов, безусловно, свидетельствует о человеческом прогрессе. Однако за этим прогрессом скрываются негативные последствия, такие как загрязнение воздуха и воды, вырубка лесов и утрата биоразнообразия.

Одним из наиболее радикальных проявлений такого влияния является изменение климата. Высокий уровень выбросов парниковых газов приводит к глобальному потеплению, что, в свою очередь, влияет на экосистемы и обитателей планеты.

С другой стороны, человечество стремится к гармонизации отношений с природой. Охрана окружающей среды и экологическое сознание становятся важными факторами в сегодняшнем обществе. Таким образом, влияние человека на природу — это не только разрушение, но и возможность для созидания и улучшения нашего мира.

Природа всегда оказывала (и оказывает) огромное влияние на культуру. Она служит источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и ученых, обретая множество интерпретаций в разных эпохах и культурах.

В древнегреческой мифологии, например, боги ассоциировались с природными стихиями: Афродита являлась олицетворением цветов и любви, а Посейдон – могущества морей. Искусство эпохи Ренессанса возвышало природу как идеал красоты, где пейзажи отражали внутренние переживания человека.

В восточной философии, природа рассматривается как живой организм, во взаимодействии с которым человек обретает покой и мудрость.

Таким образом, образ природы в культуре не только обогащает наше восприятие мира, но и способствует глубинному осмыслению места человека в этом бескрайне удивительном звуковом и визуальном театре жизни.

Рабочий лист

скачать здесь

Рабочий лист «Истоки родной культуры» разработан к уроку ОДНКНР в 5 классе.

Лист разработан в соответствии с ФОП. Состоит из 12 заданий (на четырёх листах).

Имеются ответы к заданиям (на двух листах).

Задание 1. Разгадай ребусы. Впиши разгаданные  слова в определения.

(Исток, культура)

Задание 2. Вставь в текст подходящие по смыслу слова.

(Цельзадания – выяснить, что является истоками культуры)

Задание 3. Соедини стрелками понятия, определения и картинки по смыслу.

(культура: материальная и духовная)

Задание 4. Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи, обряды и традиции народа. Назови известные тебе народные праздники, связанные с природными циклами.

(в ответах к этому заданию имеется примечания для учителя)

Задание 5. Наши предки оставили нам в наследство множество примет, по которым можно предсказать грядущую погоду. Восстанови народные приметы, соединив их начало и конец.

Задание 6. Природа вдохновляет деятелей культуры, дает им материал для творчества. Вспомни авторов следующих произведений.

Задание 7. Главная причина разнообразия культур – разные природные условия жизни людей. Вспомни, как природно-климатические условия повлияли на культуру быта народов Крайнего Севера.

Задание 8. Рассмотри иллюстрации. Подумай, какие изобретения сделаны благодаря внимательному наблюдению за природой. Соедини пары картинок линиями.

Задание 9. Сделай вывод. Впиши в предложение походящие по смыслу слова.

(первый вывод по теме урока)

Задание 10. Человек может воспринимать природу как объект поклонения или как  ресурс для эксплуатации. Прочитай высказывания. Положительное влияние человека на окружающую среду отметь знаком «плюс», отрицательное – знаком «минус».

Задание 11. Сделай вывод. Впиши в предложения походящие по смыслу слова.

(итоговый вывод по теме урока)

Задание 12. В устном народном творчестве много пословиц о важности бережного отношения к природе. Собери одну из них.

РЕФЛЕКСИЯ

Рабочий лист представлен в двух форматах: в формате pdf, готовом для печати, и в формате pptx, доступном для редактирования.

Желаю успехов!