Найти в Дзене
ЖивитеКакХотите

Павловский дворец - резиденция Императора Павла I в городе Павловск Ленинградской области

Оглавление

Месторасположение, как добраться

Павловский дворец расположен по адресу: Россия, 196621, Санкт-Петербург,

г. Павловск, Садовая ул., д. 20

Координаты GPS навигации: N59.685776, E30.453559

Павловский дворец, вид со стороны тройной липовой аллеи. Фото автора
Павловский дворец, вид со стороны тройной липовой аллеи. Фото автора

Добраться из Санкт-Петербурга до Павловского дворца можно одним из нескольких способов самостоятельно.

На электричке:

  • от Витебского вокзала до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)
  • от ж/д станции «Купчино» до ж/д станции «Павловск» (Павловский вокзал)

Первая электричка уходит в Павловск в районе 6 утра. Последний электропоезд из Павловска в Санкт-Петербург отправляется в районе полуночи. Интервал движения — от 20 до 50 минут в зависимости от времени суток. Время в пути от Витебского вокзала до Павловска — 35–40 минут.

На автобусах и маршрутном такси:

  • от станции метро «Московская»

№ 545 до Павловского вокзала

№ 299 до Павловского вокзала или Павловского дворца

№ 252 до Павловского вокзала или Павловского дворца

  • от станции метро «Звездная»

№ 363 до Павловского вокзала

а также на автобусе №179 до Павловского вокзала

  • от станции метро «Купчино»

№ 521 до Павловского вокзала или Павловского дворца

На машине (легко можно оформить каршеринг):

Расстояние от Санкт-Петербурга до Павловска на машине — 35 км. Поездка в среднем займет 50 минут (в зависимости от наличия пробок).

Памятник императору Павлу I. Фото автора
Памятник императору Павлу I. Фото автора

История создания и преображения

В 1777 году у наследника российского престола Павла Петровича и его жены Марии Федоровны родился сын Александр. В честь этого события императрица Екатерина II подарила молодой семье землю неподалеку от Царского Села. Позже императрица забрала внука к себе на воспитание.

На этом месте началось строительство нового поселения, которое назвали Павловским. Когда Павел I стал императором в 1796 году, село получило статус города.

Сначала здесь построили два деревянных дома: Пауллюст на высоком берегу реки Славянки и Мариенталь в месте, где Славянка встречается с речкой Тызва. Второй дом стоял на месте старых шведских укреплений. Позже Пауллюст разобрали, когда начали строить каменный дворец, а при Павле I Мариенталь превратили в крепость Бип.

Таким образом, история Павловска началась с подарка Екатерины Великой своему сыну и невестке, а затем город развивался и преображался при следующих поколениях правителей.

Павловский дворец, 1847 год, картина неизвестного художника
Павловский дворец, 1847 год, картина неизвестного художника

В 1780 году в Россию пригласили молодого шотландского архитектора Чарльза Камерона. Ему поручили создать проект большого каменного дворца в Павловске. Вокруг планировали сделать красивый парк в английском стиле с разными постройками для отдыха, как это было модно в XVIII веке.

Камерон решил построить дворец похожим на старинные итальянские виллы. Главное здание сделал трехэтажным с округлой крышей и колоннами вокруг. К главному корпусу добавили изогнутые галереи, которые заканчивались низкими служебными зданиями.

Дворец построили на возвышенности у реки Славянки. Здание красиво отражается в воде со стороны западной стены, а к восточной стороне ведет широкая аллея из липовых деревьев.

Вот так Камерон создал величественный дворец, который органично вписался в окружающий пейзажный парк и стал центральным элементом будущего ансамбля Павловска.

В то время будущий император Павел Петрович вместе с женой Марией Федоровной путешествовали по Европе под видом графа и графини Северных. Во время поездки они приобретали разные произведения искусства: картины, скульптуры, изделия из фарфора и бронзы, дорогие ткани и мебель. Всё это было создано лучшими мастерами на знаменитых европейских мануфактурах.

Эти предметы искусства начали привозить в Павловск в 1783–1784 годах. Они помогли архитекторам определиться с оформлением интерьеров дворца ещё на этапе его строительства. Украшения и стиль помещений создавались с учётом тех вещей, которые были куплены за границей.

Путешествие супругов не только обогатило их собственную коллекцию, но и оказало влияние на дизайн и оформление нового дворца.

Открытие памятника императору Павлу I перед дворцом, 1872 год. wikipedia.org
Открытие памятника императору Павлу I перед дворцом, 1872 год. wikipedia.org

С 1784 года к работе над дворцом подключился итальянский архитектор Винченцо Бренна. Именно он завершил оформление интерьеров залов. Когда основное строительство было закончено, в 1788 году Павел Петрович подарил готовый дворец своей жене Марии Федоровне как уютное место для семейной жизни.

После того как Павел I стал императором в 1796 году, Павловский дворец превратился в загородную императорскую резиденцию.

auction.ru
auction.ru

В 1803 году случился сильный пожар, который повредил множество помещений во дворце. Но русский архитектор Андрей Воронихин не просто восстановил утраченное — не только вернул залам их прежний вид, но и добавил в оформление новые декоративные детали, сделав интерьеры ещё богаче.

Внутренний интерьер дворца, 1900-1905 годы. rbth.com
Внутренний интерьер дворца, 1900-1905 годы. rbth.com

После гибели Павла I дворец остался у его вдовы Марии Федоровны. Когда она умерла в 1828 году, владение перешло к её младшему сыну Михаилу Павловичу. Затем, в 1849 году, имущество досталось Константину Николаевичу, второму сыну Николая I. Все наследники заботливо сохраняли дворец и парк.

Последним владельцем павловской усадьбы до революции 1917 года стал сын Константина Николаевича — князь Иоанн Константинович. Он был расстрелян большевиками в 1918 году, став одной из жертв того времени.

Послереволюционный период

После 1918 года Павловский дворец, превращенный большевиками в музей, начал новую жизнь. В первые годы после революции здание и парковый ансамбль постепенно приспосабливались для демонстрации широкой публике. Музейные работники стремились сохранить уникальное убранство, бережно относясь к интерьерам и коллекциям, собранным за долгие годы. Однако некоторые элементы интерьера и убранства уже начали разрушаться из-за недостатка средств на полноценное обслуживание.

В 1920-е и 1930-е годы Павловск стал своеобразным культурным центром. Сюда приезжали туристы, а также специалисты для изучения архитектуры и искусства XVIII–XIX веков. Несмотря на сложную экономическую ситуацию того времени, работники музея старались поддерживать здание и парк в надлежащем состоянии.

pastvu.com
pastvu.com

С 1926 года начало происходить изъятие художественных ценностей из музеев в созданные правительством организации Госфонд и Антиквариат, в том числе и из Павловского дворца, откуда они поступали для продажи за границу с целью получения средств для развития промышленности страны.

К концу 1930-х годов ситуация немного улучшилась: реставрационные работы позволили укрепить конструкции дворца и восстановить отдельные части декора. Но время наслаждаться этими достижениями было недолгим — с началом Великой Отечественной войны в 1941 году Павловск оказался на грани полного уничтожения.

Военное время

С началом войны в 1941 году многие ценные экспонаты Павловского дворца были эвакуированы для сохранности. Часть предметов отправили в Сарапул, где их разместили в здании Краеведческого музея, другую часть перевезли в Новосибирск, в Оперный театр. Некоторые из ценностей остались в Ленинграде и хранились в Исаакиевском соборе.

17 сентября 1941 года немецкие войска заняли Павловск, и оккупация продлилась более двух лет — до 24 января 1944 года. Во время захвата города во дворце разместили штаб гестапо, устроили казармы и организовали офицерский госпиталь. Вся территория вокруг была объявлена запретной зоной.

Парк подвергся серьезным разрушениям: фашисты вырубили около 70 тысяч деревьев, используя их как топливо, взорвали мосты, разрушили систему мелиорации. Дороги изуродовали траншеями, а большинство павильонов получили повреждения. При отступлении в январе 1944 года захватчики подожгли сам дворец, нанеся ему значительный ущерб.

Павловский дворец после пожара в 1944 году. viewsnap.ru
Павловский дворец после пожара в 1944 году. viewsnap.ru

Восстановление Павловского дворца началось вскоре после освобождения города благодаря организационным действиям директора музея Анны Зеленовой и поддержке Анатолия Кучумова, хранителя дворцов Царского Села. Уже к осени 1957 года удалось открыть первые пять залов. Работы по восстановлению остальных помещений продолжались поэтапно и завершились только в 1978 году.

Особую роль в реставрации сыграли записи, сделанные Марией Федоровной, супругой императора Павла I, еще в 1795 году. Эти подробные описания интерьеров помогли специалистам максимально точно воссоздать утраченное великолепие дворца. Благодаря этому уникальные черты убранства были сохранены для будущих поколений.

Павловский дворец после пожара в 1944 году. proza.ru
Павловский дворец после пожара в 1944 году. proza.ru

В 1983 году дворцово-парковому ансамблю Павловска был присвоен статус музея-заповедника.

pastvu.com
pastvu.com

Павловский дворец - наши дни

Павел Петрович был человеком с противоречивым характером, и в своём новом доме он стремился совместить два разных настроения: величественность и уют. Ему хотелось, чтобы дворец выглядел впечатляюще, но при этом не подавлял обитателей холодной роскошью и излишним блеском золота.

Сам император с Марией Федоровной жил лишь в небольшой части помещений первого этажа, где царила атмосфера семейного тепла и комфорта. Парадные залы и интерьеры оставались для особых случаев — приёмов гостей и торжественных мероприятий. Второй этаж практически полностью отвели под представительские помещения, сохраняя разделение между частной жизнью и официальной стороной правления.

Египетский вестибюль

Египетский вестибюль — это небольшая комната с необычным оформлением. Стены выкрашены так, будто они сделаны из пудожского камня, а сверху украшены лепными карнизами и резными узорами. На потолке нарисованы игривые амуры.

Главное украшение вестибюля — 12 статуй, которые как будто выступают из стен. Они окрашены под темную бронзу, напоминая древнеегипетские изваяния. Каждая статуя символизирует один из месяцев года. Над каждой фигурой есть рельефный знак зодиака, связанный с этим месяцем. У основания статуй размещены картинки, показывающие, чем люди обычно занимаются в разное время года.

Увлечение египетской мифологией у Павла I и его супруги Марии Федоровны началось во время их путешествия по Европе. Именно оттуда они привезли статуи, которые первоначально установили в Нижних сенях. Однако в 1803 году во время пожара все эти статуи были уничтожены.

Современный облик входной группы создал Андрей Воронихин. Он заказал 12 новых статуй русскому скульптору Александрову. Каждая из них символизировала месяц года. Из двенадцати скульптур XIX века до наших дней сохранилось десять оригинальных. Две центральные фигуры у входных дверей сгорели в 1944 году при поджоге дворца. Позже их восстановили, используя старые фотографии для точного воссоздания.

Танцевальный зал

В маленьком зале семья великого князя устраивала встречи с самыми близкими гостями. Здесь проводили небольшие праздники, где все веселились, танцевали и играли. Стены украшали зеркала, кронштейны со свечами и картины французского художника Г. Робера. После трагической гибели Павла I его вдова перевезла эти полотна из Михайловского замка в Павловский дворец. Так зал сохранил атмосферу уюта и стал местом, где переплетались семейные традиции и память о прошлом.

Танцевальный зал. pinterest.com
Танцевальный зал. pinterest.com

На камине в зале установлены изделия из французской художественной бронзы — таганы, выполненные в виде женских фигур в античных одеяниях. По всему периметру зала проходит изящная золочёная лепка, изображающая ветки и вазы, которая особенно красиво выделяется на фоне нежных розово-голубых стен.

Старая гостиная

Гостиная, расположенная рядом с танцевальным залом, дошла до наших дней в своём первоначальном интерьере. Здесь можно увидеть мебельный гарнитур работы известного мастера Анри Жакоба, а также канделябры, фарфоровую посуду, вазы, часы и даже шкатулку для рукоделия. Все эти предметы, включая множество милых деталей, были привезены из путешествия по Европе.

Старая гостиная. peterburg.guide
Старая гостиная. peterburg.guide

Бильярдный зал

Бильярдная на первом этаже дворца — одна из немногих комнат, которая почти не пострадала во время войны. Здесь сохранился лепной декор, подлинные картины с видами Венеции и фарфоровые вазочки. У окна стоит клавикорд, подаренный Потёмкиным Екатерине II. В интерьере представлена русская мебель: гарнитур из красного дерева с латунными элементами, ломберные столики и стол с золочёной бронзой и фарфоровой вставкой. На камине находятся вазы-кувшины и курильницы, где раньше жгли ароматные травы для очищения воздуха.

Бильярдная. wikipedia.org
Бильярдная. wikipedia.org

Малиновый кабинет

Зал, образованный из четырёх подсобных помещений, стал основным рабочим кабинетом Павла I. Мебельный гарнитур здесь — подарок Екатерины II сыну, сделанный по случаю завершения строительства дворца. Стены украшают картины с видами Павловского парка, написанные русскими художниками в начале XIX века.

Малиновый кабинет
Малиновый кабинет

Белая столовая

Самый просторный зал первого этажа сначала использовался как парадная столовая, а позже стал гостиной. Из неё три большие застеклённые двери ведут на крыльцо, откуда открывается вид на реку Славянку. Архитектор Камерон оформил зал в греческом стиле, добавив множество пилястров. По углам расположены четыре мраморные вазы с изображениями мифологических героев.

Белая столовая
Белая столовая

В зале сервировали столы для обедов, используя знаменитый «гербовый» сервиз на 60 персон, подаренный Николаем I Марии Федоровне в 1827 году. На изделиях изображён чёрный императорский герб. Центр стола украшали вазы для фруктов, выполненные в виде античных воинов.

Это еще не все залы, которые имеются в Павловском дворце. Так что, не забывайте и вы делиться своими впечатлениями и эмоциями от посещения величественного дворца.