Найти тему
Дневник М и Ко

День 26 сентября - "История про историю"

Оглавление

Увлекаюсь, значит, я историей. Причем историей как в широком смысле слова, так и в узком - историей края.

Вчера я написал, что купил интересную книжечку в 120 страниц. Честно говоря, я сначала думал, что там что-то простенькое - мягкая обложка, тонкая бумага, но оказалось всё наоборот - твердая толстая обложка и глянцевые страницы с цветными фотографиями, сканами и иллюстрациями.

Авторы книги указаны на отдельном листе и на каждой странице:

-2

Уже ознакомился с содержанием. Могу сказать, что процентов шестьдесят всего текстового материала мне было знакомо, так как я уже много чего прочитал, пользуясь поиском в Интернете (а я могу сказать, что искать в Интернете я всё же умею).

-3

В книге много фотографий:

-4

Основное, конечно, это текст.

Вот, например, большая и трагичная история:

-5

Паззл складывается

Много чего читал, много чего слышал. По кусочкам, по крупицам всё складывается в одну большую историю.

Так вот, фрагмент текста, который я привел, есть в Интернете, он мне знаком. Но самое интересное то, что эту историю я слышал еще в конце 90-х годов от нашего учителя истории. Причем сама история рассказывалась от лица большевиков.

К сожалению, в те годы я был еще юн, а потому совершенно не осознавал всю ценность сведений, которые можно было получить от учителя истории (который был еще и краеведом). Что-то отложилось в памяти, а чем-то приходится сожалеть, что лишний раз не спросил и не узнал.

Лично мне интересно изучать историю с нескольких точек зрения. Возможно, это связано с тем, что я сам попал в такое время, когда сначала нам твердили, что "красные" и "большевики" это хорошо, а потом резко всё переиначили и начали сводить к тому, что "белые" это тоже вроде как неплохо.

Кто там был прав, а кто виноват - мы не можем судить, так как сами в то время не жили. Но в любом противостоянии всегда нужно одинаково рассматривать две стороны. А у нас, чаще всего, всё сводится в крайности.

Я не придерживаюсь ни одной стороны, я просто смотрю на эту историю взглядом из будущего. Мне важен сам факт истории и событий. А выводы - каждый сам делает для себя.

Вот, например, у нас в селе много чего было за более, чем 250 лет. Село вообще является одним из самых старых за Уральскими горами (если ехать на Восток). Тут и бунты, тут и восстания, тут и древний монастырь, тут и крупные ярмарки, тут и участники знаменитого Уральского полка, тут и командарм. Всё там было.

Сейчас, конечно, от былого практически ничего не осталось, но это стезя многих сел и деревень в провинции. Про это я уже сто раз писал.

Когда я ...

Когда я пришел работать в школу, то мне к иностранным языкам сразу же выдали и историю в небольшом количестве.

Вёл историю более, наверное, десяти лет. В разные годы были разные классы, чаще всего давали уроки в старших классах. В старших мне интереснее, так как там самые интересные (лично для меня) периоды - 18-й век, 19-й, 20-й.

Было и то, что я сам не особо любил. Например, Зарубежную историю.

Эта "нелюбовь" объяснялась очень просто - материал был заведомо "глухой".

Объясню на примере

Мы все учились в школе. Кто-то учился в 60-е годы, кто-то в 80-е, я учился в 90-е.

В те далекие годы настоящим удовольствием было читать приключенческие и исторические книги, а также смотреть фильмы про мушкетеров, индейцев, детей капитана Гранта и прочих гардемаринов.

Идет урок истории. Учитель рассказывает про "Дикий Запад". А ты там всё знаешь и без учебника, так как недавно посмотрел фильм (или прочитал книгу). Или идет упоминание Оливера Кромвеля. А роман известного французского писателя был прочитан недавно.

Слушаешь объяснение учителя, читаешь учебник, соотносишь прочитанное в художественной литературе или просмотренное в кино.

В итоге получается этакая "общая картина мира".

- А я вот чего еще знаю, - говоришь на уроке учителю.

- Рассказывай.

А потом всё это еще подкрепляется различными "телевизионными викторинами", где нужно отвечать на каверзные вопросы ведущих.

Я до сих пор люблю участвовать в различного рода викторинах и "состязаниях вопросов и ответов".

А что сегодня?

Всё не так. Много у нас сегодня детей, которые читают исторические романы, перелопачивают толстые книги Жюля Верна, Майна Рида, Фенимора Купера?

А может быть много у нас детей, которые смотрят исторические или приключенческие фильмы с Гойко Митичем?

У них сегодня другая литература, у них сегодня совершенно другое кино. Они дети своего времени. А сегодняшнее время очень быстрое. В этом времени некогда слушать продолжительные диалоги в кино, некогда читать "толстую" книгу, некогда слушать большой исторический рассказ. Мы все бежим, бежим, бежим. А дети бегут еще быстрее.

И вот получается такая интересная вещь ...

Идет урок истории. Изучается история других стран. Всё изучили, параграф прочитали, на вопросы ответили. Вроде бы всё знают.

Знают. Да.

Но с большой долей вероятности с той информацией, которую они получили на уроке, они в жизни вообще не встретятся.

И если история России у нас на каждом шагу, благо полно и викторин, и российских фильмов, и обзоров Бэдкомедиана, и монологов Клима Жукова, то зарубежная история ... Где у нас в жизни обычному человеку встретится контрреформация?

Если какие-то масштабные события (Великие географически открытия) еще запоминаются, то что-то "очень далекое" из Южной Америки или Африки - забывается моментально.

Конечно, кто-то может сказать, что "А я всё помню!". Многие помнят, но далеко не все. И не всё.

А история России ... - она вон там за окном.

- А теперь посмотрим вон туда, - говорил я на уроке и показывал пальцем в окно. А там был 18-й век. Почти позавчера.

Еще такое заметил - детям было гораздо интереснее, если какие-то исторические события не просто были в далеком-предалеком Петербурге или в Москве, а имели связь с нашей "малой родиной".

- Анна Иоанновна ... А вы знали, что княжна Прасковья Юсупова, которая изображена вот на этой картине, была сослана в нашу деревню, в монастырь. И это сама Анна Иоанновна постаралась, так как Прасковья якобы участвовала в заговоре в пользу Елизаветы Петровны.

- Емельян Пугачев ... именно здесь был центр восстания в Зауралье. Повстанцы под командованием Ражева ... Может быть даже вон на той горке.

- И наш земляк ведет допрос того самого Фридриха Паулюса ...

Пусть дети не запомнят какие-то не самые важные даты из истории средних веков, зато они будут знать связи "Большой истории" и "Малой".

-6

***

Но может быть это просто моё личное восприятие исторических масштабов. Когда я был в Петербурге и стоял возле усыпальниц императоров, у могилы Кутузова, я был в полном "офиге" (в положительном смысле слова).

Читал про них в детстве, читал про них в юности, рассказывал про них на уроках, смотрел про них фильмы. А теперь - вот тут.

Они - тут, Петербург - исторический, а мы там - за несколько тысяч километров, но мы тоже часть большой истории страны.

А если взять еще время до нашей эры?

Где-то там в далеком и жарком Египте по раскаленному песку шла Нефертити, а в это время здесь у нас, буквально напротив моего дома, древние граждане... Но это уже другая история.