Увлекаюсь, значит, я историей. Причем историей как в широком смысле слова, так и в узком - историей края.
Вчера я написал, что купил интересную книжечку в 120 страниц. Честно говоря, я сначала думал, что там что-то простенькое - мягкая обложка, тонкая бумага, но оказалось всё наоборот - твердая толстая обложка и глянцевые страницы с цветными фотографиями, сканами и иллюстрациями.
Авторы книги указаны на отдельном листе и на каждой странице:
Уже ознакомился с содержанием. Могу сказать, что процентов шестьдесят всего текстового материала мне было знакомо, так как я уже много чего прочитал, пользуясь поиском в Интернете (а я могу сказать, что искать в Интернете я всё же умею).
В книге много фотографий:
Основное, конечно, это текст.
Вот, например, большая и трагичная история:
Паззл складывается
Много чего читал, много чего слышал. По кусочкам, по крупицам всё складывается в одну большую историю.
Так вот, фрагмент текста, который я привел, есть в Интернете, он мне знаком. Но самое интересное то, что эту историю я слышал еще в конце 90-х годов от нашего учителя истории. Причем сама история рассказывалась от лица большевиков.
К сожалению, в те годы я был еще юн, а потому совершенно не осознавал всю ценность сведений, которые можно было получить от учителя истории (который был еще и краеведом). Что-то отложилось в памяти, а чем-то приходится сожалеть, что лишний раз не спросил и не узнал.
Лично мне интересно изучать историю с нескольких точек зрения. Возможно, это связано с тем, что я сам попал в такое время, когда сначала нам твердили, что "красные" и "большевики" это хорошо, а потом резко всё переиначили и начали сводить к тому, что "белые" это тоже вроде как неплохо.
Кто там был прав, а кто виноват - мы не можем судить, так как сами в то время не жили. Но в любом противостоянии всегда нужно одинаково рассматривать две стороны. А у нас, чаще всего, всё сводится в крайности.
Я не придерживаюсь ни одной стороны, я просто смотрю на эту историю взглядом из будущего. Мне важен сам факт истории и событий. А выводы - каждый сам делает для себя.
Вот, например, у нас в селе много чего было за более, чем 250 лет. Село вообще является одним из самых старых за Уральскими горами (если ехать на Восток). Тут и бунты, тут и восстания, тут и древний монастырь, тут и крупные ярмарки, тут и участники знаменитого Уральского полка, тут и командарм. Всё там было.
Сейчас, конечно, от былого практически ничего не осталось, но это стезя многих сел и деревень в провинции. Про это я уже сто раз писал.
Когда я ...
Когда я пришел работать в школу, то мне к иностранным языкам сразу же выдали и историю в небольшом количестве.
Вёл историю более, наверное, десяти лет. В разные годы были разные классы, чаще всего давали уроки в старших классах. В старших мне интереснее, так как там самые интересные (лично для меня) периоды - 18-й век, 19-й, 20-й.
Было и то, что я сам не особо любил. Например, Зарубежную историю.
Эта "нелюбовь" объяснялась очень просто - материал был заведомо "глухой".
Объясню на примере
Мы все учились в школе. Кто-то учился в 60-е годы, кто-то в 80-е, я учился в 90-е.
В те далекие годы настоящим удовольствием было читать приключенческие и исторические книги, а также смотреть фильмы про мушкетеров, индейцев, детей капитана Гранта и прочих гардемаринов.
Идет урок истории. Учитель рассказывает про "Дикий Запад". А ты там всё знаешь и без учебника, так как недавно посмотрел фильм (или прочитал книгу). Или идет упоминание Оливера Кромвеля. А роман известного французского писателя был прочитан недавно.
Слушаешь объяснение учителя, читаешь учебник, соотносишь прочитанное в художественной литературе или просмотренное в кино.
В итоге получается этакая "общая картина мира".
- А я вот чего еще знаю, - говоришь на уроке учителю.
- Рассказывай.
А потом всё это еще подкрепляется различными "телевизионными викторинами", где нужно отвечать на каверзные вопросы ведущих.
Я до сих пор люблю участвовать в различного рода викторинах и "состязаниях вопросов и ответов".
А что сегодня?
Всё не так. Много у нас сегодня детей, которые читают исторические романы, перелопачивают толстые книги Жюля Верна, Майна Рида, Фенимора Купера?
А может быть много у нас детей, которые смотрят исторические или приключенческие фильмы с Гойко Митичем?
У них сегодня другая литература, у них сегодня совершенно другое кино. Они дети своего времени. А сегодняшнее время очень быстрое. В этом времени некогда слушать продолжительные диалоги в кино, некогда читать "толстую" книгу, некогда слушать большой исторический рассказ. Мы все бежим, бежим, бежим. А дети бегут еще быстрее.
И вот получается такая интересная вещь ...
Идет урок истории. Изучается история других стран. Всё изучили, параграф прочитали, на вопросы ответили. Вроде бы всё знают.
Знают. Да.
Но с большой долей вероятности с той информацией, которую они получили на уроке, они в жизни вообще не встретятся.
И если история России у нас на каждом шагу, благо полно и викторин, и российских фильмов, и обзоров Бэдкомедиана, и монологов Клима Жукова, то зарубежная история ... Где у нас в жизни обычному человеку встретится контрреформация?
Если какие-то масштабные события (Великие географически открытия) еще запоминаются, то что-то "очень далекое" из Южной Америки или Африки - забывается моментально.
Конечно, кто-то может сказать, что "А я всё помню!". Многие помнят, но далеко не все. И не всё.
А история России ... - она вон там за окном.
- А теперь посмотрим вон туда, - говорил я на уроке и показывал пальцем в окно. А там был 18-й век. Почти позавчера.
Еще такое заметил - детям было гораздо интереснее, если какие-то исторические события не просто были в далеком-предалеком Петербурге или в Москве, а имели связь с нашей "малой родиной".
- Анна Иоанновна ... А вы знали, что княжна Прасковья Юсупова, которая изображена вот на этой картине, была сослана в нашу деревню, в монастырь. И это сама Анна Иоанновна постаралась, так как Прасковья якобы участвовала в заговоре в пользу Елизаветы Петровны.
- Емельян Пугачев ... именно здесь был центр восстания в Зауралье. Повстанцы под командованием Ражева ... Может быть даже вон на той горке.
- И наш земляк ведет допрос того самого Фридриха Паулюса ...
Пусть дети не запомнят какие-то не самые важные даты из истории средних веков, зато они будут знать связи "Большой истории" и "Малой".
***
Но может быть это просто моё личное восприятие исторических масштабов. Когда я был в Петербурге и стоял возле усыпальниц императоров, у могилы Кутузова, я был в полном "офиге" (в положительном смысле слова).
Читал про них в детстве, читал про них в юности, рассказывал про них на уроках, смотрел про них фильмы. А теперь - вот тут.
Они - тут, Петербург - исторический, а мы там - за несколько тысяч километров, но мы тоже часть большой истории страны.
А если взять еще время до нашей эры?
Где-то там в далеком и жарком Египте по раскаленному песку шла Нефертити, а в это время здесь у нас, буквально напротив моего дома, древние граждане... Но это уже другая история.