Об авторе: Меня зовут MvLeksa, я училась в Scream School на факультете Анимация и окончила режиссёрский факультет ВГИКа. Изучение культуры, истории кинематографа, антологии анимации, философии искусства и культурологии занимало значительную часть моей учебной программы, и я продолжаю обогащать дальше заложенные основы. Сегодня мы поговорим о важнейшем проявлении современного ноу-хау digital-контента - о современной контркультуры. На мой взгляд, эта тема невероятно важна для криейторов и создателей контента в огромном количестве современных областей - будь то reels-мейкинг, косплей, печать книг и комиксов, создание дизайна в моде и так далее. Приступим
С давних пор в противовес массовой культуре существовали альтернативы, но, пожалуй, никогда они не были так сильны, как контркультура нашего времени. Я бы сказала, что современная контркультура является главным управляющим звеном системы.
Прикоснёмся к истории. Ранее существовали авторитетные издания и телеканалы, которым верили люди. Они сообщали всем, какой пиджак стоит носить, сколько должно быть пуговиц, как правильно и как НЕправильно комбинировать вещи. Кроссовки с платьем - нельзя, туфли с платьем - можно; музыка с мелодией - да, шумомузыка - нет; эталон красоты для актёров вплоть до длины носа и высоты скул; состоятельный вид - да, рваные джинсы - нет... Сталкиваясь с ограничениями, контр вышел на новый уровень, превзойдя даже свои ожидания. Смотрите, что мы имеем теперь:
Интернет. Рейтинги на Кинопоиске от любителей кино вместо авторитетных критических журналов, предпочтения любимого обзорщика вместо предпочтений комиссии на премии Оскар, вместо рекомендаций искусствоведов галерея независимого художника на Девиантарте, Бетховен и современный независимый рэпер, записывающий треки дома, но не менее народно обожаемый - в одном чарте, Пушкин и новый том комиксов блогера на билборде одинакового размера, кто угодно может открыть своё котокафе, кто угодно становится автором и инфлюенсером, криейтором в противовес тому, что было когда-то авторитетным.
Пользователь сам выбирает, кому отдать свои очки доверия: крупной студии или альтернативной команде. На каждое мнение и идеологию есть несколько альтернатив, показывающих многообразие того, что может вообще быть. А что может быть?
Тренды. Конечно же, вам знакома история "Симпсонов", которые из альтернативных медиа, из сценариев, карикатурно изображающих действительность и критически относившихся к ней, переросли в массовое явление, противореча своему изначальному концепту. Так произошло со многими вещами. Откровенные карикатуры на общество - Бивис и Баттхед - внезапно стали "прикольными иконами", ассоциировать с которыми себя стало чем-то, своего рода, классным. Панк-рок изначально был альтернативой, но быстро "сдался властям", и если первоначальный концепт предполагал "беспонтовое шмотьё", рваную одежду и небрежно окрашенные волосы, теперь мы можем встретить панк-куртку за тысячи долларов. Боди-позитив в модной индустрии, в итоге всё равно подгоняющий под канон моделей. Об этом пора начать забывать, а возможно даже отнестись к изменениям позитивно, потому что мы в другом времени. Это время альтернативных альтернатив, это в моде. Всё уникальное немедленно притягивает внимание, любая концепция может быть выслушана. Каноны разрушаются, но на смену им не приходят новые, появляется больше свободы культурного самовыражения. Очаровать сердца общественности теперь может любой, так что же главное на современном рынке медиа?
Концепт. Продающий концепт правит балом. При достойном оформлении, соблюдении идеи, любой стиль рисунка продаваем, любая внешность притянет зрителей, любая история, любой уровень мастерства годится, любой путь потенциально очарователен.
Ещё немного истории. Каким бы новым ни казалось явление, оно является логическим следствием преобладающей культуры. Можно подумать, что в европейской цивилизации революционеров не любят. Напротив, всё революционное восхваляется. Великие режиссёры, маркетологи, авторы постоянно прославляются тем, что "создали что-то отличное", очень часто мелькают конфликтные истории "в её успех никто не верил" или "стать психотерапевтом в такое время, когда это не признавалось, - это подвиг", "снять полнометражную 3D-анимацию в те времена, когда она считалась лишь трюком - нет, это невозможно", "совместить эти два стиля в дизайне? никогда! но у неё получилось..." и так далее. В огромном количестве фильмов и книг это тоже является основным конфликтом: "Слушай своё сердце", "не верь тому, что говорят другие", "оставайся собой, это ключ к успеху". В этом смысле контркультура идеально вписывается в новую историю продолжения моды на революционное и исключительное.
Что ж, я предоставила вам эти знания, а выводы делайте сами и успехов вам в творческих делах!