Найти в Дзене
Отцы Экономики

Инфляция: виды, причины и методы борьбы с ней

Оглавление

Повышение ключевой ставки Банком России с целью сдерживания инфляции в июле этого года вызвало бурную дискуссии о необходимости дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики. Некоторые эксперты отмечают, что ожидания дальнейшего повышения ключевой ставки будет приводить к тому, что спрос на кредиты будет только повышаться, а перегрев российской экономики будет только продолжаться. Но каковы причины инфляции и какие есть альтернативные меры по борьбе с ней?

Виды и причины инфляции

Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, процесс обесценивания денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.

В макроэкономике разделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения. Инфляция спроса развивается, когда предложение не может полностью удовлетворить спрос. Такое случается, когда у граждан есть свободные деньги, которые они хотят потратить на товары и услуги, но компании не успевают за спросом и повышают цены. Например, компания выпускает новую серию гаджетов ограниченным тиражом. Гаджет становится популярным, но на всех его не хватает, и последние модели покупатели разбирают по возросшим ценам. К такому развитию событий приводят:

· Массовое кредитование. Это когда банки выдают кредиты не из сбережений, а из средств необеспеченной валюты. Ее стоимость не подкрепляет золото или другие драгоценные металлы, поэтому такие деньги часто называют символическими. Но на них можно купить товары, разгоняя инфляцию.

· Дополнительный выпуск денег. Когда растут государственные расходы, выпускают больше денег без учета товарного оборота. Экономисты считают, что количество денег должно увеличиваться аналогично росту выпуска товаров. Если денег выпускают больше, то у жителей появляется их излишек.

· Дефицит товаров при прежнем уровне количества денег у жителей.

Инфляция предложения — это увеличение издержек производств. Когда компании вынуждены тратить больше денег на производство товаров и оказание услуг, они в итоге перекладывают свои издержки на покупателей, поднимая цены. К этому приводят:

· Рост цен на мировом рынке. Если компания использует импортное сырье или продукцию, то ее затраты увеличатся.

· Монопольное право некоторых компаний устанавливать цены и определять издержки производства.

· Рост зарплат. Например, когда компании приходится повысить размер оплаты труда из-за требования сотрудников или профсоюзов, а прочие издержки остаются на прежнем уровне.

· Увеличение суммы налогов, пошлин, акцизов при более-менее стабильном уровне денежной массы.

· Потеря запасов. Например, при засухе производитель теряет часть урожая, но ему все равно нужно оплатить труд рабочих и заложить средства на будущий урожай.

Цены могут вырасти и из-за инфляционных ожиданий. Это когда покупатели по какой-то причине ждут роста цен или дефицита товаров и закупаются впрок. Так они создают ажиотажный спрос, и товары действительно дорожают.

Меры борьбы с инфляцией

Основным методом борьбы с инфляцией является ключевая ставка. Ключевая ставка является минимальной ставкой на аукционах РЕПО и депозитных аукционах Банка России. Ключевая ставка играет информационно-сигнальную роль и характеризует направленность денежно-кредитной политики. Рассчитывая процентные ставки по кредитам и депозитам, банки отталкиваются от значения ключевой ставки. Взяв деньги в долг у ЦБ, банки отдают их заёмщикам чуть дороже. Поэтому процентные ставки по кредитам всегда выше ключевой ставки. Это позволяет банкам зарабатывать. Ставки по депозитам, наоборот, в норме ниже, чем ключевая. Таким образом банки заимствуют деньги у населения и бизнеса по более низким ставкам, чем у Центрального банка. Получается, что чем выше ключевая ставка, тем дороже кредиты и выгоднее проценты по депозитам. Чем она ниже — тем доступнее заёмные средства и ниже ставки по вкладам.

Ключевая ставка таким образом контролируют поток денег, создаваемых банками, для обеспечения стабильного роста денежной массой и потребительского спроса. Однако это не всегда работает, если источником инфляции является инфляция предложения или государство. Например, высокая ключевая ставка не влияет на государственные расходы. Таким образом, государство может наращивать расходы и тем самым раздувать инфляцию, хотя ключевая ставка будет только повышаться. Или, например, рост цен на энергоносители может спровоцировать рост цен, которые будет трудно остановить исключительно ключевой ставкой.  Поэтому другим способом борьбы с инфляцией является сокращение бюджетных расходов с целью уменьшения роста агрегированного спроса в экономике.

Инфляция в России

Для иллюстрации причин инфляции в России можно использовать диаграмму из доклада Банка России.

-2

На графике Банка России представлены различные факторы, влияющие на рост цен в виде декомпозиции инфляции (ИПЦ), разделенной на положительные и отрицательные шоки спроса и предложения. В течение 2023 года и начала 2024 года наибольший вклад в инфляцию (как положительный, так и отрицательный) вносили шоки предложения (зеленый и синий столбцы). Например, в августе и сентябре 2023 года можно заметить значительный положительный вклад со стороны положительного шока предложения (синий столбец). В то же время в некоторые месяцы отрицательные шоки предложения (зеленый столбец) также играли заметную роль, уменьшая инфляцию. Вклады шоков спроса (красный и желтый цвета) были менее значительными по сравнению с шоками предложения. Таким образом, факторы, связанные с предложением, оказали более значительное влияние на инфляцию в анализируемый период.