Найти тему
Цивилизация в огне

За наших

Красная 17 - Як-1б аспиранта ( младший лейтенант ) Марселя Ива Безьена из состава отдельной французской эскадрильи GC3 "Нормандия", ( командир эскадрильи капитан Жан Тюлян), 204-БАД, 1-я Воздушная Армия, аэродром

Муковнино, ( рядом с городком Полотняный Завод, (25км от Калуги)) Март 1943г. 

Данный борт несёт на себе 

белую зимнюю легкосмываемую краску МК-7 на основе мела и казеина на верхних и боковых поверхностях . Дарственная надпись на обеих плоскостях гласит - "Защитникам Сталинградского фронта от колхозников Красноярского района Саратовской области ( на левой плоскости слово Саратовской сокращено до Сар). В начале января, когда эскадрилья проходила обучение базируясь в г. Иваново, ей передали несколько таких дарственных самолетов ( воздушная обстановка под Сталинградом к этому уже располагала) Кок винта может быть как чёрный так и красный. Знаки идентификации - красные звезды без аккантовки в шести позициях. На левой плоскости под лобовым стеклом французская трех цветная коккарда из из красного внешнего, внутреннего белого и синей сердцевины.

В начале декабря 1942г. французские летчики оказались в распоряжении 

6-й Запасной Авиабригады ВВС РККА в Иваново. Началось переучивание на советскую матчасть  истребители Яковлева. В теории все 14 авиаторов первой волны имели солидный боевой налёт. Некоторые успели повоевать не только против немецких и итальянских оппонентов, но и против англичан в Сирии в составе ВВС Виши.

К примеру будущий командир ( с ноября 1944г.) к тому времени уже полка, майор Луи Дельфино 12.08.42г.в районе Дакара пилотируя 

Девуатине D-520 сбил английский бомбардировщик Виккерс «Веллингтон» 

Ещё один авиатор «Нормандии» Габриэль Марцизен воюя с анличанами в Сирии, сбил 2 «Харрикейна» RAF (один 23 июня 1941 г. в районе аэродрома Райак и второй – 5 июля 1941 г. в районе Энтабук), а один из будущих ведущих  асов "Нормандии" Жак Андре 18 мая 1942 г. сбил в Алжире летающую лодку «Каталина» из 202-й эскадрильи RAF чей экипаж погиб. Но практика выявила совсем другую реальность. Выяснилось, что французы плохо ориентируется

визуально над покрытой снегом местностью, так же у них оказалась слабая техника пилотирования в строю при взаимодействии парами. Летчики - инструкторы 6-го ЗАБ отмечали и неважную стрелковую подготовку. Ив Безьена разбил под списание тренировочный Як-7, а майор Жозеф Пуликен (участник еще Первой мировой войны) в первом же тренировочном вылете на спарке УТ-2 чуть не разбил машину и не угробил себя и советского инструктора капитана Павла Друзенкова. ( Пуликен был первым командиром эскадрильи, но после аварии он написал рапорт о переводе на другую должность).

Отсутствие летной дисциплины стало бичем французской эскадрильи. Хотя со временем с этой проблемой более менее справились, но "махновщина" в небе в той или иной степени была присуща французским летчикам до конца войны. Они рвались в бой и явно не дооценивали врага. И ту нагрузку, которая была присуща летчикам ВВС РККА в борьбе с люфтваффе, в сирийской небе в армии ВВС Виши против англичан и в составе ВВС "Сражающейся Франции" генерала де Голя, летчики "Нормандии" точно не испытывали. Для них это было очередное приключение, теперь на просторах России.

Реальность повернулась к французам сразу по прибытии на фронт. 13 апреля 1943 г. шесть Як-1б возглавляемая майором Тюляном вылетела с аэродрома Полотняный Завод на прикрытие наземных войск у Спас-Деменска. Почти сразу по прибытии в заданный район Яки наткнулись на пару FW190A4 из штабного звена I./JG51 "Мёльдерс" возглавлямую командиром группы майором Эрихом Ляйе с ведомым фельдфебелем Отто Валлнером поднявшуюся с аэродрома Орел 16-ю минутами ранее. Французы немедленно атаковали "Фоккеры" , а те в свою очередь развернулись на 180° и с набором высоты ушли на вертикаль, перестроились и атаковали сверху в лоб первую пару Яков - Тюлян - Маэ. Почти одновременно бой сместился на территрию немцев, а Яки поднялись на некомфортную для себя высоту. Немцы сразу нарастили свое присутствие, ещё двумя парами "Фоккеров" из 10-го.11-го,12-го штаффелей ( эскадрильи ) JG51. Французы оказались деморализованы и не готовы к стремительной смене боевой обстстановки. Они попытались встать в круг, но немцы действовали агрессивно и грамотно. Первая пара "Фоккеров" (штабная) после атаки сверху, теперь вошла в круг Яков снизу. Мл-лейтенант Ив Безьен довернул до них, разорвал круг и сразу попал под удар лейтенанта Рудольфа Вагнера из 12./JG51. Француз погиб. Теперь круг распался, Яки стали выходить из боя не взаимодействуя друг с другом. Почти одновременно на отходе были сбиты и погибли Андрей Познанский ( победу одержал Ханс Пфалер) и Раймонд Дервилль. Дервилля в упор расстрелял фельдфебель Мартин Шамбергер. Французы заявили две победы одержанные парой Тюлян-Маэ. Но по факту авиаторы JG51 потерь не понесли , а сами претендовали на пять побед ( по две Шамбергер и Пфалер и одну Вагнер) , хотя в реальности сбили три Яка. Немцы нашли погибшего Ива Безьена и по его документам вышли на семью летчика и посадили родных Безьена в концлагерь. Все три отличившихся немецких летчика не пережили 1943 год. 19.06.43г. Мартин Шамбергер ( FW-190A4 W.Nr. 5540 "чёрная" 2) пропал без вести в районе Смоленска) 10.07.43г. Ханс Пфалер ( FW-190A5 W.Nr. 2539 ( коричневая 2) в районе посёлка Поныри ( Курская область) был сбит в воздушном бою с Як-7 из 248-го ИАП. 11.12.43г. погиб и Рудольф Вагнер имеющий к этому времени 81 победу. В октябре погиб в авиакатастрофе и летчик штабного звена Отто Валлнер.