Найти тему
Отцы Экономики

Нефтяная игла в России: история возникновения и способы решения

Оглавление

Зависимость экономики от добычи и продажи природных ресурсов пагубно сказывается на стабильности экономики в долгосрочной перспективе. Устойчивый экономический рост возможен исключительно в случае создания стабильных условий для взаимодействия экономических агентов и осуществления производственной деятельности. Существует множество вариации ресурсных проклятий, но один из самых распространенных — это нефтяная игла. Что же это такое, как эта проблема появилась в России и какие есть способы ее преодоления.

Понятие ресурсной зависимости и нефтяной иглы

Ресурсная зависимость — это зависимость внутреннего и экспортного производства от добычи определенных ресурсов. Чем больше государство зависит от добычи ресурсов, тем больше возникает различных рисков для экономики. Это повышает зависимость экономики от конъюнктуры внешнего рынка и цены на природные ресурсы.

Нефтяная игла является частным случаем ресурсной зависимости. В данном случае экономика страны и дохода государственного бюджета зависят от экспорта нефти. Многие эксперты выделяют следующие страны, у которых существует ресурсная зависимость, а именно Ливию, Ирак, Конго, Анголу, Кувейт, Саудовская Аравию, Оман, Гайану, Азербайджан с долей нефтяной ренты в ВВП более 20%. В прочих нефтяных странах Персидского залива показатель оказался ниже. Также к этому списку относят Россию. Кроме доли природных ресурсов в ВВП, ресурсной зависимость можно также оценить как долю от ее дохода в государственном бюджете. Если рассматривать страны со средним уровнем доходов и ниже, то наибольшая зависимость национального бюджета от нефтегазовых доходов с показателем более 50%, по отмечалась в Ираке, Экваториальной Гвинее, Ливии, Азербайджане, Анголе, Республике Конго, то есть в странах с явным преобладанием нефтегазового сектора и отсутствием соразмерных ему прочих секторов экономики. В России показатель оценивался чуть более 20%, что ниже значения в Казахстане (около 30%) и на уровне Мексики.

Возникновение ресурсной зависимости в России

Российскую экономику можно охарактеризовать как экономику с ярко выраженной сырьевой зависимостью. Стабильность российской экономики поддерживается в основном за счет сырьевого экспорта. Значительная часть доходов российской бюджетной системы зависит от экспорта первичных энергоносителей — нефти, газа и других полезных ископаемых. В последние годы сырьевая направленность экономики значительно усилилась. Это связано не только с тем, что растет сырьевой экспорт, но с тем, что экспорт по другим направлениям снижается: например, доля машинотехнической продукции в экспорте сейчас составляет 6,5%, тогда как десять лет назад она составляла около 10%. Новые источники роста российской экономики пока не могут заменить сырьевой экспорт России.

Истоком, но не основной причиной существование данной проблемой можно назвать период конца 60-х годов прошлого века в СССР. Первоначально освоение новых месторождений нефти и газа в СССР и повышение добычи углеводородов было ориентировано на внутренние нужды экономики. После Великой Отечественной войны начинается интенсивное освоение Поволжского нефтяного бассейна (Татарская АССР и Куйбышевская область). А в 1960-е годы осваивается Западно-Сибирский нефтяной бассейн. СССР постепенно выходит на одно из первых мест в мире по добыче нефти. В 1960-е годы почти вся нефть, потребляемая в развитых капиталистических странах, поступала туда из арабских стран, Индонезии и Венесуэлы. Для защиты своих интересов в торговле нефтью основные экспортёры нефти ещё в 1960 году создали ОПЕК. В 1970 году они солидарно повысили экспортные цены на нефть. Руководство СССР рассматривало конфликт между странами ОПЕК, которые относились им к числу развивающихся стран, и развитыми капиталистическими странами, в идеологическом ключе: как борьбу против международного империализма. А поскольку СССР членом ОПЕК не был, то его повышение цен на нефть позволяло СССР сыграть на понижение цен и заинтересовать богатые страны Запада в покупке советской нефти. В 1973 году страны ОПЕК приняли решение об эмбарго на поставки нефти «для союзников Израиля». Разразился нефтяной кризис, когда за двое суток рыночные цены на нефть скакнули более чем в два раза. Из этого СССР извлёк для себя немалую выгоду. За 1970-е годы, по оценке американских аналитиков, доходы СССР от экспорта (в котором всё более важную роль стала играть сырая нефть) увеличились в четыре раза при увеличении объёмов экспорта нефти всего на 22%. Доля нефти и нефтепродуктов в советском экспорте за 1965–1975 годы увеличилась с 17,2% до 31,4%. В 1980 году экспорт углеводородов принёс СССР уже около двух третей всех валютных доходов.

Однако, в 1985 году президенту США Р. Рейгану вместе с арабскими шейхами удалось «обвалить» мировые цены на нефть: в три раза за полгода. В том же году сократилась валютная выручка СССР с нефтяного экспорта. При этом у СССР уже не было возможности увеличить добычу нефти. Все это привело к разрушение плановой системы и началу рыночных реформ. Однако в их процессе не было проведено соответствующих преобразований по диверсификации экономики, а подъем цен на нефть в начале 00-х годов только усугубил эту проблему. В рамках этого возникает вопрос о существование удачного опыта диверсификации экономики и избавления ее от ресурсного проклятия.

Способы избавления от ресурсной зависимости и нефтяной иглы

Ряд стран уже преуспел в снижении зависимости своей экономики от нефти за счет диверсификации, яркий пример - Норвегия, а сравнительно новый - ОАЭ. По данным Всемирного банка по доле нефтяной ренты в ВВП за 2000-2023 годы, наибольшее снижение зафиксировано в ряде стран Персидского залива (Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар, Саудовская Аравия). За этот период им удалось на фоне растущих мировых цен на нефть и расширения ее производства значительно снизить вклад нефтяной отрасли в экономику. Рассмотрим норвежский опыт по диверсификации экономики.

Нефтегазовый комплекс страны является фундаментом всей норвежской экономики; в ней прямо занято более 74 тыс. чел. (3 % всех занятых), а косвенно ещё 220 тыс. Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря.

Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips Petroleum, в 1962 году. В 1965 г. Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 было открыто первое большое месторождение. Первая промышленная добыча нефти началась в 1970 году. Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Статойл (Statoil). Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Норск Гидро (Norsk Hydro), в которой государству принадлежал 51 % акций.

Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». Также в рамках диверсификации экономики и обеспечения ее стабильности был создан Государственный пенсионный фонд. По состоянию на 2023 год фонд владеет долями в 9 228 компаниях в 70 странах мира, стоимость его активов составляет чуть более $1,4 трлн, что приблизительно равно 1,5 % от мирового фондового рынка, что делает его крупнейшим в мире национальным фондом благосостояния. По состоянию на 30 июня 2023 года 71,3 % фонда было инвестировано в акции, 26,4 % в ценные бумаги с фиксированным доходом, 2,3 % в недвижимость и 0,1 % в возобновляемую энергетику. В первой половине 2023 года доходность государственного пенсионного фонда за границей составила 10 %. По состоянию на 18 августа 2023 года рыночная стоимость государственного пенсионного фонда Норвегии составляла 14 936 251 139 851 kr или $1 403 073 538 808. По состоянию на июль 2023 года из фонда на каждого норвежского гражданина приходилось около 2 900 000 kr или $275 000.