Глава Украины, Владимир Зеленский хочет, чтобы ПЦУ возглавлял не митрополит, а патриарх. Зеленскому это нужно для хотя бы минорного исправления политического антирейтинга в контексте анонсированных массовых государственных репрессий в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Однако в этом вопросе есть свои большие сложности. Как с позиции Вселенского Патриархата, так и с точки зрения США. О том, почему в «томосе об автокефалии» Украинской Церкви автокефалия присутствует только в названии, а не по факту – в материале «Точки».
Все по-взрослому
Владимир Зеленский в очередной раз вернулся к украинскому церковному вопросу. По его словам, он обратился к представителям Вселенского Патриархата, чтобы те попросили у патриарха Варфоломея поднять статус «православной церкви Украины» (неканонической структуры, которая не признается РПЦ и рядом других Поместных Православных Церквей), «до статуса патриархата».
Казалось бы, томос об автокефалии, полном самоуправлении и «самовозглавлении» ПЦУ получила от Варфоломея еще в январе 2019 года. С тех пор активисты ПЦУ совместно с украинскими силовиками и прочими «неравнодушными гражданами» отобрали десятки и сотни храмов у канонической Украинской Православной Церкви, фактически выдавили УПЦ из Киево-Печерской Лавры. Власти Украины приняли новый закон, который по факту выводит УПЦ за рамки легального поля «за связи с Русской Православной Церковью». Хотя та же УПЦ на одном из своих Соборов, 27 мая 2022 года приняла решение «о полной самостоятельности и независимости от РПЦ». Что, понятным образом, киевский режим от дальнейших систематических репрессий не удержало.
Куда уж больше усугублять и без того масштабный раскол, который затронул не только Украину, но так или иначе все Поместные Православные Церкви в мире?
Но Зеленскому оказалось мало. И есть у такой инициативы нынешнего украинского лидера вполне очевидные утилитарные причины. Которые не столько про религию, сколько про рейтинги и политический имидж.
Своя и очень независимая
Здесь нужно напомнить, что идея «своей собственной, независимой Церкви» на Украине витала еще с девяностых. Но была довольно маргинальной. Одним из первых, кто решил систематически взяться за этот вопрос уже в нулевых – был пришедший к власти в ходе «оранжевой революции» в 2004-2005 годах президент Виктор Ющенко. Он начал обращаться с соответствующими инициативами во Вселенский Патриархат. Нужно сказать, что патриарх Варфоломей в то время выступал категорически против. По той простой причине, что на Украине была, да и сейчас есть своя каноническая автономная Украинская Православная Церковь. Да, это была часть РПЦ, но абсолютно независимая в своих внутренних делах, как политических, так и экономических.
Более того, попытки организовать свою «независимую церковь» на Украине ранее, в девяностые, привели там к появлению неканонического и непризнанного никем «Киевского Патриархата» под управлением Филарета Денисенко. Бывшего епископа РПЦ, который последовательно был запрещен в служении, извергнут из сана, а затем и попросту отлучен от церкви. То есть в строгом каноническом смысле он сейчас вообще не православный христианин. Важно упомянуть о нем здесь, поскольку он еще сыграет свою роль во всей истории с «автокефалией ПЦУ».
После Майдана 2013-2014 годов новые, «революционные» власти Украины вновь вернулись к идее «автокефальной украинской церкви». Более того, это было очень важным элементом предвыборной программы Петра Порошенко. И этот пункт он хотел реализовать во что бы то ни стало.
«Я его слепила из того, что было…»
ПЦУ в итоге была сформирована из двух ветвей неканонического украинского православия. Собственно, из «филаретовцев» и УАПЦ, так называемой, «украинской автокефальной православной церкви». Известной своей скандальной и бурной историей. В начале прошлого века эта деноминация возникала как сообщество «самосвятов». То есть, люди натурально сами себя «рукополагали» в сан священников и епископов. В годы Великой Отечественной они активно сотрудничали как с Третьим рейхом, так и с «бандеровцами» из ОУН*-УПА*. А одной из самых резонансных их «акций» было освящение ножей, которыми украинские нацисты резали потом всех, кто им не нравился. То есть евреев, русских и коммунистов.
К слову, попытки соединиться у «филаретиовцев» и УАПЦ имели место быть и ранее, но безрезультатные. Однако с 2014-2015 годов этот вопрос на контроль взяла уже украинская власть, и, есть мнение, что не без помощи Вашингтона. Поскольку тот же Вселенский Патриархат очень плотно экономически и политически завязан именно на США.
В итоге, как и было сказано выше, в 2019 году Вселенский Патриархат, обращаясь к Петру Порошенко и главе новообразованной ПЦУ Епифанию Думенко, выдал Украине «томос об автокефалии».
Томос с подвохом
Грамота была получена с рядом таких оговорок, что по факту именно о полной независимости этой структуры речи не идет даже близко. Начать стоит с титулования главы этой «церкви». Так, в томосе сказано:
«…имея Первого в церковных делах и признавая каждого канонического её Предстоятеля, который носит титул “Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины”», — не допускается какого дополнения или вычитания из его титула без разрешения Константинопольской Церкви».
То есть именно Вселенский Патриархат контролирует, как будет называться и в каком достоинстве будет управлять своей «независимой» церковью предстоятель ПЦУ.
А второй момент, уже более материальный – это решение о зарубежных приходах ПЦУ. После Второй мировой войны, стоит напомнить, многие функционеры УАПЦ бежали на Запад и стали там «духовно окормлять» солидную часть украинской диаспоры. У «филаретовцев» в конце девяностых-начале нулевых тоже появились свои зарубежные представительства, хотя и не столь многочисленные. Так вот, Константинополь фактически забрал эти приходы себе, о чем и известил в томосе:
«…имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами страны; уже существующие теперь подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, так как юрисдикция этой Церкви является территория Украинского Государства».
Ну и еще «по мелочи»: миро варится не в ПЦУ, а Вселенским Патриархатом, и выдается иерархам этой «церкви» оттуда. А мироварение в православной традиции большинства Поместных Церквей – это один из важнейших показателей реальной и полной независимости, то есть автокефалии.
Также, последнее и безапелляционное решение по тому или иному каноническому вопросу принадлежит, согласно томосу, не церковному суду ПЦУ, а снова Вселенскому Патриархату.
В общем, по сути, «автокефалия» в этом томосе только в назывании. Фактически же ПЦУ стала этаким «слегка автономным» придатком Вселенского Патриархата. Еще и отдав огромное количество своих зарубежных приходов. То есть того, на чем строилась экономическая база всех этих украинских раскольников.
Полулегальный «патриарх»
Возвращаясь к титулу митрополита, есть и еще один интересный нюанс. Дело в том, что Филарет Денисенко в какой-то момент начал именовать себя Киевским Патриархом и от этого титула, невзирая ни на какие томосы, отказываться не собирался. Так в ПЦУ появилась уникальная позиция «почетного патриарха». Хотя тот же Филарет очень скоро с «почетностью» не согласился, поскольку хотел сам управлять ПЦУ. И в итоге снова ушел в раскол.
Хотя от этого «раскола в расколе» сейчас веет определённой шизофренией. Денисенко перестал признавать ПЦУ, восстановил свой «киевский патриархат», чего, правда не признало уже даже украинское государство, а вот в ПЦУ продолжают считать Филарета своим «епископом» и «почетным патриархом». И активно призывают «образумиться» и «успокоиться». Помогают эти увещевания примерно никак.
Что в итоге?
И здесь, конечно, возникает вопрос, зачем Зеленскому понадобился свой «патриарх». Причина очевидна – во-первых, Филарет со свой жаждой власти и вечной тягой к расколу надоел уже и официальному Киеву. Он уж слишком смущает умы масс.
Во-вторых, Зеленскому нужно как-то сместить внимание украинцев на позитивные стороны религиозной повестки. После обнародования закона о фактических гонениях на УПЦ, которое не понравилось очень многим православным верующим, нужно дать хоть что-то перспективное и обнадеживающее. А тут, смотрите, у нас будет целый свой «патриарх».
Но есть еще и в-третьих: а пойдет ли на это Вселенский патриархат? Для Варфоломея нынешнее положение ПЦУ просто идеально. С одной стороны некая автономная структура, которая несет за себя полную ответственность, но с другой – эта же структура максимально привязана к Вселенскому Патриархату и имеет минимум ключевых для Поместной Церкви прав.
Да, для стороннего наблюдателя, это покажется странным, ну назывался Епифаний «митрополитом», станет теперь называться «патриархом», в чем разница-то? Но разница, особенно для Вселенского патриархата есть. Для Варфоломея все эти титулы не простые слова, а фактически залог порядка и «иерархия ангельских чинов» только на грешной Земле. И пойти на смену титула Думенко Варфоломей может только если на него надавит в этом вопросе Вашингтон. Ну, потому что Киев – это вообще не субъект политики, в том числе и церковной. А вот будут ли заморачиваться в США подобными проблемами – это большой вопрос. И как он будет решаться, да и будет ли – узнаем в самое ближайшее время.
Ранее «Точка» сообщала о том, что 20 августа, в Верховной раде Украины в окончательном чтении был принят закон, позволяющий запретить каноническую Украинскую православную церковь.
Подготовил Александр Чаусов
* – деятельность организаций запрещена на территории России
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Источник: https://iatochka.news/