Сергей Бусов (Рахматулло) - один из "пропавших без вести в Афганистане". Он успел поделиться перед своей смертью, как это было.
Большую часть своей жизни Рахматулло (Сергей Бусов) прожил в Торонто (Канада), куда был вывезен из Пакистана благодаря усилиям активной антисоветчицы Людмилы Торн.
Сергей Бусов по его словам ушёл к "духам" от "дедовщины", процветавшей в его подразделении в 271 отдельном инженеро-сапёрном батальоне (в/ч пп 83596, Баграм) 108 мсд.
После принятия ислама в группе афганских мятежников полевого командира Юнус Халеса он получил новое имя Рахматулло. В отряде до Бусова были уже четверо "русских моджахедов" - Захаров Анатолий, со слов Бусова, ушёл из стройбата по той же причине: от "дедовщины". Впоследствии по свидетельству тех, кто с ним был в плену, Анатолий Захаров "сошёл с ума" (отказался принять ислам) и был убит моджахедами.
Вадим Плотников, по прибытии в Афганистан сразу рванувший к моджахедам, мечтавший попасть через Афган в США к родственникам.
Влад Машин, бежавший из под суда военного трибунала, назвавшийся западным журналистам и моджахедам вымышленной фамилией "Наумов", что бросило тень на пропавшего без вести бойца спецназа Павла Михайловича Наумова, (рядовой в\ч пп 35651, 154 ООСПн). 11.02.1985 - в тот день смыло течением реки троих спецназовцев.
История с перебежчиком Машиным, назвавшимся Наумовым, имела продолжение и вылилась в крайне неприятную ситуацию, т.к. невольно Машин бросил тень на настоящего Наумова, пропавшего без вести при трагических обстоятельствах.
В 154-м отряде спецназа произошел трагический случай. При этом люди погибли не в бою, а в результате непродуманных действий командира. Данный факт имел широкий резонанс в частях спецназа. Во время переправы реки Кабул затонул БТР. Бурный поток реки не дал возможности выбраться бойцам на берег. Пропали без вести. По свидетельству младшего сержанта Рашида Бакеева и других бойцов, переправлявшихся на этом борту и сумевших выбраться из воды, машина, как только оказалась на глубине, затонула практически мгновенно. Это и неудивительно: в одной из операций в декабре 1984 года в 3-й роте в результате подрыва на противотанковых минах было выведено из строя две машины, одной из которых и был 310-й . Одна машина восстановлению не подлежала, а 310-й , получивший повреждение ходовой части, отрыв заднего правого колеса, был возвращен в строй. Но от подрыва осталась большая пробоина в задней правой части машины, в месте схождения кормового, бортового и донного броневых листов. Ремонтной базы для полного восстановления не было, да и вряд ли кто-нибудь планировал использовать машину для переправы на плаву.
Сергей Бусов вспоминает:
Сначала нас зверски избили, отобрали форму и обувь, - пишет Сергей Бусов. - Бородатые басмачи подходили к нам и с любопытством разглядывали. Развлекались тем, что били ногами, тыкали стволами автоматов и кололи кинжалами. Велели одеться в афганские рубашки и штаны из хлопчатобумажной ткани. Несколько дней держали в кандалах и без света на дне какой-то пещеры. Особенно страшным было первое утро в неволе. Основной вопрос, который задавали душманы: стреляли ли вы в моджахедов и сколько убили? Никакие военные тайны их не интересовали. Не узнали даже наши имена, Анатолия не убили сразу, так как он служил в строительных войсках, значит, на его счету нет жертв. Но мучения продолжились... Регулярно избивали до крови...
Кормили через день отходами, тухлой телятиной и заплесневелым хлебом. Еду бросали прямо на землю. Иногда эти изверги устраивали пытки - надевали петлю на шею человеку, а конец веревки привязывали к заломленной за спину ноге. Человек начинал задыхаться, а они смеялись. Периодически выводили нас на работу в каменоломню и разгрузку боеприпасов. Позже начали требовать принять ислам и заучивать наизусть суры из Корана. За малейшее неповиновение избивали плетьми со свинцовыми наконечниками. С теми, кто соглашался, обращались намного лучше. В итоге я принял другую веру, а Толик, похоже, нет... (Речь идёт об Анатолии Захарове)
Смотреть интервью с советскими перебежчиками (Плотников, Машин, Бусов) в видео фильме западных спецслужб по тайму:
17 мин 15 сек.
32 мин 15 сек.
47 мин. 17 сек.
А вот такое интервью, которое дал Сергей Бусов на радио Свобода:
На нашем календаре сегодня год 1984-й. Мирным его можно назвать, только если забыть сражающийся Афганистан.
Диктор (Виктория Семенова): Говорит Радио Свобода. В эфире очередная передача из серии "Сражающийся Афганистан". Передаем микрофон нашему сотруднику Франческо Сартори недавно вернувшемуся из пакистанского города Пешавара, в окрестностях которого сосредоточено несколько сот тысяч афганских беженцев.
Франческо Сартори: Судьба беженцев - одна из самых трагических сторон войны в Афганистане. Среди беженцев есть люди всех возрастов, представители всех социальных слоев, всех профессий. Люди с разным образованием. Я встретил безграмотных людей и высококвалифицированных специалистов, крестьян, ремесленников и бывших правительственных чиновников. И у каждого из них жуткая история бедствий, мучений, пыток, скитаний по тюрьмам до того момента, когда им удалось вырваться из адской машины войны, навязанной Афганистану советской агрессией и найти убежище в Пешаваре. Среди беженцев много пожилых людей. Значительная же часть молодежи ушла к моджахедам, сражается с оружием в руках против советских оккупантов. Сколько беженцев? В районе Пешавара их, несомненно, несколько сотен тысяч. Я посетил крупнейший из беженских лагерей, расположенный под городом Мардан, примерно в 120 километрах от центра провинции. В нем нашло приют около 200 000 человек. Это, говорят, самый большой беженский лагерь в мире. Но, в общей сложности, афганских беженцев в Пакистане не менее трех миллионов человек. Они живут в пограничной полосе от Пешавара до города Кветты на юго-западе страны. Еще миллион афганцев искало убежище в Иране, но там режим Хомейни им не помогает. Они должны сами устроиться, поэтому многие из них покидают Иран и перебираются в Пакистан. 15 мая в Пакистан прибыл с официальным визитом вице-президент США Джордж Буш. Вместе с пакистанским президентом Зия Уль Хаком он посетил лагерь Насрибах, находящийся недалеко от Пешавара. Джордж Буш обратился к беженцам с речью, в которой он уверил афганский народ в моральной поддержке народа США и всего демократического мира.
Джордж Буш: Вы и ваш народ очень страдали. Вы проявили необыкновенное мужество и силу духа. Я выражаю вам мое личное восхищение, а также восхищение правительства и всего народа США. Вы заслужили восхищение всех свободных людей в мире.
Иван Толстой: Франческо Сартори, напомню, это радиопсевдоним нашего сотрудника Джованни Бенси, беседует с рядовым советской армии, перешедшим на сторону афганцев. Его зовут Сергей Бусов.
Сергей Бусов: Меня зовут Бусов Сергей. Родился я в 1964 году в поселке Рябинино Пермской области. После окончания 4-х классов мы с мамой переехали жить в город Пермь. В этом городе я окончил 8 классов и поступил в училище на специальность электросварщика. После окончания получил диплом электросварщика 4-го разряда и стал работать на заводе железобетонных конструкций. В 1982 году решил получить водительские права и 1 октября 1982 года от военкомата был зачислен в техническую школу ДОСААФ на курс водителя-механика БТР. Эту школу я окончил 1 марта 1983 года, а 2 апреля меня призвали в армию. В Перми у меня осталась мама Жилина Валентина Ивановна.
Франческо Сартори: По какому признаку посылаются советские военнослужащие в Афганистан, как вы попали туда?
Сергей Бусов: Трудно сказать, как подбирается призывник к Афганистану. Со мной и с мамой за два месяца до призыва беседовал военком подполковник Гриб. Он интересовался моим здоровьем, как дела на работе, помогаю ли я маме. После нашей беседы он написал в моем деле карандашом цифру 280. Эта цифра у всех была, кто ехал со мной в Афганистан. Эта цифра обозначает номер команды.
Франческо Сартори: Проходили ли вы особую подготовку в Советском Союзе к войне в условиях такой горной страны, как Афганистан?
Сергей Бусов: До того, как я попал в Афганистан, я прослужил в Союзе два с половиной месяца на полигоне учебной части города Иолотани в Туркменской ССР. На этом полигоне я повысил свое мастерство по вождению БТР. Учили также и другим военным наукам. От действий и ведения огня в горных условиях до рукопашного боя. Была у нас и политическая подготовка, на которой нам рассказывали о бандитах, об их новейшем американском оружии, о наемниках и, конечно же, об американских империалистах, которые вмешиваются в дела Афганистана. Пройдя все это, нас, 38 человек, отправили в Афганистан. В СССР я слышал, что в Афганистане стало спокойнее. В газетах писали, что солдаты строят школы, дома, помогают в сельском хозяйстве. Так что никакой тревоги у меня не было, когда я ехал в Афганистан. Об истории этого края нам ничего не говорили. О народе же говорили, что он неграмотный, темный и забитый. Много говорили об Америке. Как она помогает бандитам оружием, деньгами. Говорили также о Пакистане. Мол, на его территории готовят банды американские инструктора. Шла речь и о наемниках.
Франческо Сартори: Эта картина положения в Афганистане, которую описывали вам советские офицеры и пропагандисты, соответствовала тому, что вы нашли в этой стране? Что вы можете сказать на основе собственного опыта?
Сергей Бусов: Все, что нам говорили офицеры, оказалось ложью. В Афганистане нет никаких наемников, нет повстанцев и новейшего оружия, кроме советского производства. Ни один американский доллар не ушел на подготовку банд, да еще и на территории Пакистана. Народ же оказался грамотным, умеет писать и читать, некоторые знают английский и русский языки. Я ни разу не видел построенные руками советских солдат школы или дома. Наоборот, я видел очень много разрушенных кишлаков и деревень.
По некоторым данным Сергей Бусов, чтобы выжить в плену был вынужден взять в руки оружие и участвовать в диверсиях против советских войск, и в связи с этим не хотел возвращаться на Родину в дальнейшем. История Сергея Бусова невольно вывела поисковиков на ниточку из клубка судьбы пропавшего без вести Анатолия Захарова, с которым Бусов находился в плену.
Сергей Бусов-Рахматулло умер несколько лет назад в Торонто.
По прибытии с помощью Людмилы Торн в ноябре 86 года в Канаду, через год он получил гражданство, выучил английский язык, работал дальнобойщиком, изъездил всё США и Канаду вдоль и поперёк. Имел свой дом и джип. Окончил колледж, занимался каратэ - чёрный пояс. От ностальгии по Родине - запил. Всё на свете пропил. Оказался на улице, бомжевал. Через благотворительную организацию ему было предоставлено жильё, питание, лечение бесплатно и пособие около 400 долларов. Подрабатывал грузчиком, развозил хлеб малоимущим. Мечтал вернуться в Россию, подавал прошения в посольство, с его слов - ответа не получил. Мать к нему приезжала в Торонто в 90-х.