Найти тему

Строительству Каспийского трубопроводного консорциума исполнилось 25 лет

Строительство велось в непростых природных условиях с соблюдением высоких экологических стандартов
Строительство велось в непростых природных условиях с соблюдением высоких экологических стандартов

Сложности строительства КТК

Проект КТК представляет из себя мощный резервуарный парк, построенный в две очереди. Первая очередь составляла четыре резервуара объемом 100 000 м3 каждый. Во второй очереди построены ещё шесть стотысячных резервуаров. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км.

Строительство нефтепроводной системы началось в 1999 году. Сложность строительства проекта КТК заключалась в выполнении целого комплекса земляных работ на скальных грунтах. Для подготовки площадки резервуарного парка, необходимо было снять 1,5 миллиона тонн настоящей скалы. Инженеры и строители «Треста Коксохиммонтаж», который принял на себя весьма существенные объемы работ в строительстве КТК, задействовали мощные бульдозеры, гидромолоты, специальные промышленные установки горизонтального бурения, всего более 140 единиц современной тяжелой техники на одной площадке.

На втором этапе расширения морского терминала КТК в рамках объемов работ «Трест Коксохиммонтаж» превратил гористую местность в условно плоскую поверхность на площади 75 га, буровзрывные работы при этом были невозможны, так как строительство велось непосредственно в зоне действующего парка резервуаров первой очереди.

А также обустроил автомобильные дороги длиной 18,5 км; построил комплекс производственных и административных зданий; подземную прокладку технологических трубопроводов площадью 9,5 км; 18 км инженерных сетей, протянул 580 км электрокабелей; обустроил более 250 монолитных колодцев; смонтировал 24 молниеприемника, камеры СОД с обвязкой на БС, других сооружений, смонтировал 6 стотысячных резервуаров с плавающей крышей.

Разработка и применение новых технологий

В связи со сложным составом грунтов, сейсмичностью площадки и ее профилем в при реализации проекта Расширения КТК было принято решение о проведении дополнительных комплексных геофизических исследований грунтов в дополнение к традиционным инженерным изысканиям. Основными вызовами здесь стали поиск действующих коммуникаций, траншеи в скальных грунтах и конструкции технологических колодцев и камер, которые в условиях 9-бальной сейсмики превратились в бастионы, способные противостоять землетрясению. Каждое сооружение морского терминала, вплоть до самих резервуаров, несет в себе проектные решения, обеспечивающие его сейсмостойкость.

Для строительства резервуарных парков была разработана специальная оснастка, которая стала сейчас применяется повсеместно, когда резервуар собирается поэлементно. Ещё одним ноу-хау можно считать проектирование и использование специальной катучей подмости для выполнения работ по АКЗ наружных стен РВСПК, что позволило сократить сроки проведения работ по АКЗ резервуара в два раза.

Ещё одно новшество внедрено для оптимизации работ по сборке корпуса резервуара и конструктива плавающей кровли. Было принято решение разместить монтажный кран грузоподъемностью 25 тонн внутри резервуара, с последующим удалением крана через специально разработанный монтажный проем.

Экологическая политика стала одним из основных приоритетов строительства

На крупных строительных объектах, особенно имеющих международное значение, всегда соблюдаются повышенные экологические правила.

На терминале Каспийского трубопроводного консорциума впервые были построены резервуары с тройной защитой. Во-первых, под фундаментом и в каре между резервуарами уложена защитная мембрана. Во-вторых, резервуары построены с повышенным запасом на коррозионную устойчивость. В-третьих, резервуары не просто окрашивались снаружи, а защищались изнутри. С учетом высоких требований к антикоррозионной защите поверхностей резервуаров, все работы и контроль их качества выполнялись по международным стандартам ISO. Подготовка поверхности металла подлежала очень тщательной абразивоструйной очистке, и только затем, безвоздушным методом, наносилось многослойное антикоррозионное эпоксидное покрытие.

В процессе работ также применялись укрытия, исключающие разлет частиц абразивного и распыла лакокрасочного материала. Сотрудники бережно относились к окружающей природе, сохранив лесной массив по периметру объекта.

Генеральный директор «Треста Коксохиммонтаж» Сергей Фуфаев считает, что строительство КТК не только позволило разработать и применить новые технологии, но и дало возможность повысить квалификацию работавшим на стройке специалистам, что в последствии позитивно сказалось и на других строительных объектах.